Народный костюм - это своего рода зеркало, в котором через переплетение узоров, украшения, отражаются глубинные смысловые традиции народа, его мировосприятие. На территории Воронежской губернии преобладал южнорусский тип одежды, но со своими местными особенностями, причем различия могли быть даже в пределах одного села.
Презентация по теме Народный костюм Воронежской губернии.pptx
Народный костюм - это своего рода зеркало, в котором
через переплетение узоров, украшения, отражаются
глубинные смысловые традиции народа, его
мировосприятие.
На территории Воронежской губернии
преобладал южнорусский тип одежды,
но со своими местными особенностями,
причем различия могли быть даже в
пределах одного села.
края
Традиционный народный костюм, особенно женский, на
территории Воронежского
был достаточно
разнообразен. Этнографы выделяют четыре комплекса
женской одежды:
• с понёвой;
• с сарафаном;
• с юбкой-андараком;
• с юбкой-кубельком.
Понёвный комплекс предназначался только для
замужней женщины. Понёва–это юбка, состоящая из
трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной
ткани,
узким пояском. В
Воронежской губернии самой распространенной была
понёва с черными клетками «черноглазка», изредка
встречались понёвы
клетками
«синеглазки».
бледно-синими
с
стянутая на
талии
cело Пчелиновка село Алексеевка
село Ведуга
Комплекс одежды воронежской девушки отличался от
одежды замужней женщины. Этнографы называют такой
набор одежды сарафанным.
подвенечный
комплект
повседневный
комплект
Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи,
головного убора - клеенки, которую в некоторых местах
называли обручем, платков, шалей и каскада стеклянных
бус.
Андарак – женская поясная одежда типа юбки шился из
пяти-семи полотнищ синего, красного, зелёного
полосатого сукна домашнего изготовления.
Кубелёк – женская горничная одежда типа несшитого
распашного впереди платья из крашеного холста,
шелка, парчи, тафты. Кубелёк являлся женской
одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до
середины XIX века.
Основу женского костюма повсеместно составляла
рубаха.
Наиболее широкое распространение в Воронежской
губернии получил тип рубахи с косыми поликами.
Одной из важнейших составляющих женского костюма
Воронежского края был передник. Его носили девушки
и женщины в комплексе с понёвой, юбкой и
сарафаном.
Разнообразными были шейные и нагрудные украшения:
в виде воротника, ажурной сетки из бисера, иногда в
сочетании с тканью и кружевами. Своеобразный вид
украшения представляла собой длинная цепочка из
бисера или длинный шнур, иногда украшенный бисером.
Эти виды украшений назывались гайтан, грибатка,
нахрес, начепка . Наибольшее распространение среди
украшений имели бусы , ожерелья . Архаической
деталью женского костюма были поясные украшения в
виде одиночных или парных подвесок
Любой русский народный костюм непременно был
украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей
степени, а вот праздничная обязательно украшалась
элементами вышивки, бисером, блестками.
В Воронежской губернии преобладала так называемая
линейно-геометрическая вышивка. А наиболее
используемой фигурой был ромб. Часто стороны ромба
снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы
продолжали его стороны. В народе этот мотив получил
название «репей» и стал символом плодородия, огня и
жизни.
Без головного убора комплекс одежды был бы
неполным и согласно обычаю древних восточных
славян даже и не мыслился. Основной тип женского
головного убора состоял из кички, или «сороки»,
кокошника и богатого набора платков, шалей.
Для девушки были «венцы» – повязки из легких тканей с
твердым парчовым налобником, повязки, украшенные
пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.
Набор женской обуви состоял из валенок для зимы,
чёрных по цвету, будничных кожаных башмаков,
праздничных
украшенных пучками,
пистонами , бисером и медной подковкой на каблуке .
черевиков
,
Из обуви селяне любили носить чуники — плетеная или
вязаная крючком из пеньковых веревок обувь. К
подошве прикрепляли кожу и деревянные дощечки,
чтобы обувь не протиралась. Вместо чулок на ноги
одевали гетры, которые вязали из ярких нитей
разнообразными узорами.
народном
Мужская одежда, в отличие от женской, не имела
особых изысков. Костюм состоял из туникообразной рубахи
с косым разрезом ворота, нешироких штанов, кожаной или
плетеной из лыка обуви и шапки.
Рубаха-косоворотка, как правило, выпускалась поверх
штанов и подпоясывалась.
Поясу придавалось особое значение в
традиционном
В
будничные и праздничные дни им всегда
подпоясывали рубаху. Все русские мужчины
с древних времен концы пояса завязывали
только на левом бедре. Это связано с
глубинной традицией славян-язычников, с
ношением щита , затем и сабли на левой
Воронежские мужчины носили войлочные
стороне.
головные уборы - шапка куркуль, сшитая из
чёрной овчины мехом вверх и с холстинной
подкладкой изнутри .В середине XIX века
возник головной убор малахай. В начале XX
века на смену малахаю пришла шапка-
ушанка , или «треух», похожая на малахай .
костюме.
В народном костюме каждая деталь и каждый цвет
были символическими. Так, в воронежском народном
костюме обязательно присутствуют три цвета – белый,
красный и черный. А черный цвет – цвет земли и покоя
– считается любимым в Воронежском крае, потому что
символизировал еще и чернозем.
Изготавливалась одежда в основном из домотканых
материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчин,
позднее из фабричных тканей - кумача, ситца, сатина,
плиса, шерстяных тканей.
Таким образом, традиционный костюм, известный нам по
памятникам 19−20 вв., представляет собой довольно
своеобразное явление народной культуры.
В своей школе мы часто проводим выставки и конференции
по народным промыслам Воронежского края. На этих
выставках мы представляем работы, которые выполнены и
собраны учителями и учениками нашей школы.
Мы стараемся собрать и показать те «изюминки» народного
творчества, которые хранятся в сундуках наших
прабабушек.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.