Министерство образования Нижегородской областиГосударственное автономноепрофессиональное образовательное учреждение«Городецкий Губернский коллеж»
Курсовая работа
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Студентки 314 группы специальности 44.02. 02.
Зиминой Анастасии Алексеевны
Руководитель: Пещерова Ольга Васильевна
Понятийный аппарат
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Проблема исследования: каковы особенности процесса развития творческих способностей на уроках литературного чтения?
Понятийный аппарат
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
Раскрыть процесс развития творческих способностей младших школьников.
Рассмотреть литературное творчество младших школьников как условие развития творческих способностей.
Изучить подходы к развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Организовать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения для развития творческих способностей.
Творчество - деятельность, порождающая «нечто новое, никогда ранее не бывавшее».
Творческие способности - это интегративное, динамическое образование, включающее когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность осуществления любой деятельности, носящей творческий характер.
Характерные черты творческих способностей | Условия успешного развития творческих способностей |
изменчивость | открытость их всему новому |
№п/п | Название этапа | Характеристика процесса творчечской деятельности |
1 | Cознательная работа | Подготовка – особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи. |
2 | Бессознательная работа | Созревание – бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи. |
3 | Переход бессознательного в сознательное | Вдохновение – в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде. |
4 | Сознательная работа | Развитие идеи, её окончательное оформление и проверка |
Этапы «Протекания» процесса
творческой деятельности ( по Я.А.Понамареву)
Иллюстри-рование | Драматизация (инсценирование) | Пересказ (рассказывание) |
словесное; | чтение произведения по ролям с предварительным обсуждением интонации; | подробный, близкий к тексту, образцу пересказ; |
Виды и разновидности творческих работ
Условия, благоприятствующие формированию творческих способностей
создание благоприятной обстановки, стимулирующей развитие ребенка;
предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом;
максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;
доброжелательная помощь (а не подсказка) педагога;
тесное взаимодействие ребенка, педагогов и родителей;
комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Этапы технологии творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения
выделение концепта (мыслей текста), внимание к слову
прогнозирование
диалог с текстом
включение воображения
База практики: МБОУ СШ №4Класс: 4 «Б»
Тема: изучение произведения Джозефа Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить детей с фактами биографии Р. Киплинга, его произведением «Рикки-Тикки- Тави».
Предметные УУД:
Знают: факты биографии Р. Киплинга, содержание 1 и 2 части произведения «Рикки-Тикки-Тави».
Умеют: читать произведение Р. Киплинга выразительно, вдумчиво.
Метапредметные УУД:
Познавательные: формировать умение выразительно и вдумчиво читать произведение «Рикки-Тикки-Тави».
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.