Понятие сестринский процесс
Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Термин «сестринский процесс» впервые введен в США в 1955 году Лидией Холл.
Цель сестринского процесса
поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей
обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта
помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой
Преимущества внедрения сестринского процесса
Системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода
Активное участие пациента и его семьи в планирование и обеспечении ухода
Возможность использования стандартов профессиональной деятельности
Эффективное использование времени и ресурсов
Повышение компетентности и независимости медсестры
Этапы сестринского процесса
Сестринское обследование – оценка состояния здоровья пациента.
Сестринская диагностика – интерпретация полученных при обследовании данных выявление проблем пациента со здоровьем.
Планирование сестринского ухода.
Реализация плана – выполнение сестринских вмешательств.
Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.
Сестринская история болезни
СИБ – юридический протокол, документ самостоятельной профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции.
СИБ позволяет, контролировать работу медсестры, оценивать качество сестринской помощи.
Первый этап - сестринское обследование.
Цель этапа - сбор информации о состоянии здоровья пациента для выявления у него нарушенных потребностей, проблем существующих и потенциальных, чтобы обеспечить качество жизни пациенту.
Источники информации
сам пациент – наилучший источник;
члены семьи, сопровождающие лица, соседи по палате;
врачи, медицинские сестры, члены бригады скорой помощи, санитарки;
медицинская документация (данные обследований, выписки из стационарной или амбулаторной карты);
специальная медицинская литература (справочники по уходу, стандарты сестринских манипуляций, профессиональные журналы).
Методы обследования
Субъективное обследование – информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация - представления пациента о своем здоровье. Полноценность информации зависит от умения сестры расположить собеседника к общению.
Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы – данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).
Потребности человека
Потребность – это физиологический или психологический дефицит того ,что необходимо для здоровья и благополучия человека
К нарушению удовлетворения потребностей приводят факторы риска – пол, возраст, наследственность, образ жизни, экология, вредные привычки, стрессы и др.
Американский психифизиолог А. Маслоу в 1956 определил иерархию потребностей.
Второй этап - сестринская диагностика.
Цель этапа:
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.
Проблема отличается от врачебного диагноза:
Врачебный диагноз | Проблемы |
Определяет болезнь (острый гастрит) | Определяют ответные реакции организма в связи с болезнью (изжога, боль в области эпигастрия, рвота…) |
Может оставаться неизменным в течение всей болезни | Могут меняться каждый день или даже в течение дня |
Предполагает лечение в рамках врачебной практики | Предполагают сестринские вмешательства в пределах её компетенции и практики |
Как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме | Часто связаны с представлениями пациента о состоянии его здоровья |
Виды сестринских диагнозов (проблем):
По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
Проблемы пациента
По времени появления:
Проблемы пациента
По серьёзности (приоритетности)
Третий этап – планирование сестринского ухода
Во время планирования медсестра совместно с пациентом:
Определяет цели (ожидаемый результат) для каждой проблемы.
Выбирает характер и объём сестринских вмешательств, необходимых для достижения поставленных целей;
Определяет продолжительность (или кратность) сестринских вмешательств.
Виды целей:
Краткосрочные – должны быть выполнены неотложно или в период до одной недели (максимум двух). Определяются, как правило, в острой фазе заболевания в стационаре (например: уменьшение боли в области послеоперационной раны).
Долгосрочные – достигаются за более длительный период времени, в течение многих недель. Они обычно направлены на профилактику осложнений, на реабилитацию и социальную адаптацию.
Компоненты целей
При написании целей указываются следующие обязательные компоненты:
действия – что делать (глагол);
критерий – дата, время, расстояние;
условия – с помощью кого (чего) делать.
Четвёртый этап – реализация плана сестринских вмешательств
Цель данного этапа – обеспечение соответствующего ухода за пациентом, выполнение действий, направленных на достижение цели.
Сестринские вмешательства должны быть основаны на:
индивидуальном подходе;
безопасности для пациента и медсестры;
обеспечении конфиденциальности, уважении личности пациента;
информированном согласии пациента;
поощрении пациента к самостоятельности.
Виды сестринских вмешательств
Зависимые – выполняются на основании письменных предписаний врача, при использовании навыков медицинской сестры. Медсестра выступает как исполнитель. Например, раздача лекарств, выполнение инъекций согласно листам назначений.
Независимые – непосредственная деятельность медсестры по собственной инициативе, на основе знаний и умений. Например, мероприятия по личной гигиене тяжелобольного, кормление, обучение навыкам самоухода.
Взаимозависимые – совместная деятельность медсестры совместно с другими специалистами. Например, с инструктором ЛФК, с врачом, с диетсестрой.
Стандарт (англ. standart – норма) – это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления.
Стандарт включает:
Пятый этап - оценка эффективности
Цель данного этапа: определить степень, до которой намеченные мероприятия по уходу за пациентом были достигнуты.
Включает:
оценку реакции пациента на уход: улучшение, ухудшение, прежнее состояние;
оценку действий самой медсестры (результат достигнут, частично достигнут, не достигнут);
мнение пациента или его семьи;
оценку действий сестрой-руководителем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.