Понятие сестринский процесс
Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Термин «сестринский процесс» впервые введен в США в 1955 году Лидией Холл.
Цель сестринского процесса
поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей
обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта
помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой
Преимущества внедрения сестринского процесса
Системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода
Активное участие пациента и его семьи в планирование и обеспечении ухода
Возможность использования стандартов профессиональной деятельности
Эффективное использование времени и ресурсов
Повышение компетентности и независимости медсестры
Этапы сестринского процесса
Сестринское обследование – оценка состояния здоровья пациента.
Сестринская диагностика – интерпретация полученных при обследовании данных выявление проблем пациента со здоровьем.
Планирование сестринского ухода.
Реализация плана – выполнение сестринских вмешательств.
Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.
Сестринская история болезни
СИБ – юридический протокол, документ самостоятельной профессиональной деятельности медсестры в рамках ее компетенции.
СИБ позволяет, контролировать работу медсестры, оценивать качество сестринской помощи.
Источники информации
сам пациент – наилучший источник;
члены семьи, сопровождающие лица, соседи по палате;
врачи, медицинские сестры, члены бригады скорой помощи, санитарки;
медицинская документация (данные обследований, выписки из стационарной или амбулаторной карты);
специальная медицинская литература (справочники по уходу, стандарты сестринских манипуляций, профессиональные журналы).
Методы обследования
Субъективное обследование – информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация - представления пациента о своем здоровье. Полноценность информации зависит от умения сестры расположить собеседника к общению.
Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы – данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).
Потребности человека
Потребность – это физиологический или психологический дефицит того ,что необходимо для здоровья и благополучия человека
К нарушению удовлетворения потребностей приводят факторы риска – пол, возраст, наследственность, образ жизни, экология, вредные привычки, стрессы и др.
Американский психифизиолог А. Маслоу в 1956 определил иерархию потребностей.
Второй этап - сестринская диагностика.
Цель этапа:
определение проблем, возникающих у пациента;
установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;
выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблем.
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.
Проблема отличается от врачебного диагноза:
Врачебный диагноз | Проблемы |
Определяет болезнь (острый гастрит) | Определяют ответные реакции организма в связи с болезнью (изжога, боль в области эпигастрия, рвота…) |
Может оставаться неизменным в течение всей болезни | Могут меняться каждый день или даже в течение дня |
Предполагает лечение в рамках врачебной практики | Предполагают сестринские вмешательства в пределах её компетенции и практики |
Как правило, связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме | Часто связаны с представлениями пациента о состоянии его здоровья |
Виды сестринских диагнозов (проблем):
По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
Физиологические – реакции на болезнь, обусловленные изменением функций органов и систем (на воспалительные изменения в лёгких организм реагирует нарушением функций органов дыхания: одышка, кашель…).
Психологические – реакции, которые появились в ответ на болезненные изменения во внутренних органах (страх, плаксивость, эмоциональная ранимость).
Социальные – связаны с нарушением удовлетворения социальных потребностей из-за заболевания (неполная семья, финансовая несостоятельность, потеря трудоспособности).
Духовные – реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество).
Проблемы пациента
По времени появления:
Настоящие или действительные (основные и сопутствующие) – есть у пациента в момент обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента).
Потенциальные (вероятные) – их нет на данный момент, но могут появиться с течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты).
Проблемы пациента
По серьёзности (приоритетности)
Приоритетные - требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни (одышка, удушье).
Промежуточные - не требуют экстренных мер, не опасные для жизни (снижение аппетита, слабость)
Вторичные – не имеют прямого отношения к данному заболеванию (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом).
Третий этап – планирование сестринского ухода
Во время планирования медсестра совместно с пациентом:
Определяет цели (ожидаемый результат) для каждой проблемы.
Выбирает характер и объём сестринских вмешательств, необходимых для достижения поставленных целей;
Определяет продолжительность (или кратность) сестринских вмешательств.
Виды целей:
Краткосрочные – должны быть выполнены неотложно или в период до одной недели (максимум двух). Определяются, как правило, в острой фазе заболевания в стационаре (например: уменьшение боли в области послеоперационной раны).
Долгосрочные – достигаются за более длительный период времени, в течение многих недель. Они обычно направлены на профилактику осложнений, на реабилитацию и социальную адаптацию.
Компоненты целей
При написании целей указываются следующие обязательные компоненты:
действия – что делать (глагол);
критерий – дата, время, расстояние;
условия – с помощью кого (чего) делать.
Сестринские вмешательства должны быть основаны на:
индивидуальном подходе;
безопасности для пациента и медсестры;
обеспечении конфиденциальности, уважении личности пациента;
информированном согласии пациента;
поощрении пациента к самостоятельности.
Виды сестринских вмешательств
Зависимые – выполняются на основании письменных предписаний врача, при использовании навыков медицинской сестры. Медсестра выступает как исполнитель. Например, раздача лекарств, выполнение инъекций согласно листам назначений.
Независимые – непосредственная деятельность медсестры по собственной инициативе, на основе знаний и умений. Например, мероприятия по личной гигиене тяжелобольного, кормление, обучение навыкам самоухода.
Взаимозависимые – совместная деятельность медсестры совместно с другими специалистами. Например, с инструктором ЛФК, с врачом, с диетсестрой.
Стандарт (англ. standart – норма) – это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления.
Стандарт включает:
оснащение, которым можно и нужно пользоваться;
алгоритм выполнения (последовательность действий;
особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов;
особенности получения информированного согласия от пациентов перед проведением данной услуги.
особенности документирования выполнения;
Включает:
оценку реакции пациента на уход: улучшение, ухудшение, прежнее состояние;
оценку действий самой медсестры (результат достигнут, частично достигнут, не достигнут);
мнение пациента или его семьи;
оценку действий сестрой-руководителем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.