1.Недоразвитие собственной речи на фоне непонимания обращённой, так как у ребёнка не развиваются слуховые дифференцировки в воспринимающем механизме речи
2.Трудность в установлении контакта (в незнакомой обстановке ребенок возбуждается, стучит, кричит, или становится заторможенным, тогда как в привычной домашней обстановке спокоен, наблюдателен, внимательно смотрит на окружающих, стараясь осмыслить их действия).
3.Наличие лепетной речи (лепет интонационно окрашен, с обрывками услышанных слов, восклицаний, не имеющих связи с ситуацией). Для привлечения внимания сенсорного алалика недостаточно звукового воздействия, необходимо
АЛАЛИЯ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
Презинтация алалия
АЛАЛИЯ
Презинтация алалия
АЛАЛИЯ – отсутствие или системное
недоразвитие речи, вследствие
органического поражения речевых зон КГМ во
внутриутробном или раннем(доречевом)
развитии ребёнка.
ПРИЧИНЫ:
1. Воспалительные и травматические
поражения ГМ: осложнения после менинго-
энцефалита, краснухи, травм.
2. Кровоизлияния в мозг при скоротечных и
осложнённых родах.
3. Нарушения обменного характера во
внутриутробном периоде развития плода,
во время родового акта и в предречевой
период.
4. После перенесённого рахита, сложных
Презинтация алалия
5.Неблагоприятная неврологическая или
психопатологическая наследственность;
6. Поздние беременности, которым
предшествовали прерывания
беременности, мертворождения;
7. Возраст родителей от 30 до 40 лет;
8. Угроза прерывания беременности;
патологические роды и др.
Отмечается, что около 80 % детей были
рождены в асфиксии или
присутствовала гипоксия, как
внутриутробная, так и во время родов.
9. Социальные факторы, соматическая
ослабленность могут лишь утяжелить
течение алалии, но не вызывают ее!
Презинтация алалия
АЛАЛИЯ – системное недоразвитие
речи с нарушением всех её
компонентов:
1. Фонетико-фонематической
стороны
2. Лексико-грамматического строя
и НЕРЕЧЕВЫЕ расстройства:
3. Моторные(двигательные)
4. Сенсорные(чувствующие)
5. Психопатологические
Презинтация алалия
ФОРМЫ АЛАЛИИ
различают в зависимости от
преимущественной локализации
поражения речевых областей
больших полушарий ГМ:
1. Моторная (экспрессивная)
2. Сенсорная (импрессивная)
Презинтация алалия
Моторная (экспрессивная)
алалия.
(связана с нарушением деятельности
речедвигательного анализатора)
Моторная (экспрессивная) алалия –
системное недоразвитие
экспрессивной речи, обусловленное
несформированностью языковых
операций в процессе высказывания при
относительной сохранности смысловых
и сенсомоторных операций, вследствие
органического нарушения центрального
характера.
Презинтация алалия
Патогенез моторной
алалии
между
премоторной,
При моторной
алалии не
оказываются
сформированными
проводящие пути
постцентральной
областями мозга и
височной, причем
преимущественно
(доминантном по
речи) полушарии.
в левом
Презинтация алалия
При хорошем физическом слухе
ребенок понимает обращенную к
нему речь, но не умеет ее
воспроизводить.
Две группы детей:
1. Преобладают нарушения
фонетико-фонематического
характера(меньшинство)
2. Недоразвитие лексико-
грамматического строя речи.
Презинтация алалия
Типичные проявления моторной алалии:
(характерно нарушение всех подсистем языка:
синтаксической, морфологической,
лексической и фонематической.
1. Аграмматизм(нарушение понимания
(импрессивная речь) и употребления
(экспрессивная речь) грамматических средств
языка.
2. Расстройства поиска слов
3. Трудности "выбора" фонем и
установления их последовательности(слов
и их последовательности в предложении)
4. Нарушения слоговой структуры слов
Уровень речевого развития у детей может
колебаться от почти полного отсутствия речи
до незначительных отклонений в
Презинтация алалия
Три этапа развития речи по Н. Н.
Трауготт:
1 этап:
-ребенок владеет немногими
словами, часть которых имеет
характер детского лепета (бай-бай,
ням-ням),
-широко использует мимику и
жесты. Некоторые мимические
реакции принимают постоянное
значение, становясь как бы
мимическими словами.
Презинтация алалия
2 этап:
-увеличивается словарный запас, но слова
сильно искажены.
-нередко появляется фраза из 2-3 слов,
имеющая своеобразное построение: часть
слов заменяется мимикой, падежные
окончания отсутствуют, имеет место полный
аграмматизм ("Коля пить молоко" Мальчик
Миша паф я").
(ребенок как бы перерастает свои речевые
возможности: мысли 7-летнего, 11-13 летнего
ребенка облачаются в словарь двухлетнего.
-сохраняются лепетные слова
-изредка встречаются слова, изобретенные
самим ребенком и употребляемые им на
протяжении нескольких лет ("папу" - хлеб)
-возможно расширение значения слов (одно и
Презинтация алалия
3 этап:
-значительно увеличивается запас слов
-лепетные слова исчезают
-искажений становится меньше
-аграммматизм сглаживается, в речи
появляются предлоги, приставки, союзы.
Полного овладения речью еще нет: если
предложить ребенку рассказать о
прочитанном или пережитом, то
обнаруживается почти полная невозможность
формулировать мысли в связной форме.
Оживает мимика и появляется аграмматизм.
Н.Н. Трауготт подчеркивает, что не у всех
детей-алаликов речь проходит данные этапы:
1. Задержка речи – бурное развитие – норма
2. Рано первые слова – долго ограниченная,
Презинтация алалия
Общее для всех:
1. Бедность словарного запаса
2. Аграмматизм
3. Искажение слов
4. Позже неумение оперировать словами,
затруднения в связной речи.
Критерии для определения экспрессивной
алалии:
-Задержка темпа нормального усвоения
языка;
-Патологическое развитие языка;
-Наличие в разной степени выраженности
нарушений всех подсистем языка;
-Сохранность слуха;
-Удовлетворительное понимание обращенной
Презинтация алалия
Речевая симптоматика моторной
алалии
1. Трудности в формировании звуковых
образов слов.
2. Стойкие затруднения в назывании слов при
достаточном пассивном словаре
3. Доступны неречевые артикуляции
(правильно произносят большинство звуков
или даже все звуки изолированно и в слогах).
4. Но не могут реализовать эти возможности
при произнесении слов.
Презинтация алалия
5. Несформированность слоговой структуры
слов (искажения слоговой структуры слова:
опускание звуков и слогов, перестановки,
замены).
6. Трудность актуализации даже хорошо
знакомых слов: название предметов,
картинок, слов в отражённом произнесении,
особенно сложной слоговой структуры, слова,
выражающие обобщения и абстрактные
понятия, не несущие за собой конкретного
зрительного представления. Это вызывает
частые паузы, остановки в речи и широко
используется мимика, жесты.
Презинтация алалия
7.Возникновение буквенных и словесных
парафразий (неправильное употребление), в
одних случаях отмечается преобладание
звуковых(литеральных), в других - словесных
замен(вербальных).
8. Страдает фразовая речь. При
систематической логопедической работе
воспроизводят простые по синтаксической
структуре предложения. При тяжелой форме
среди членов распространенного
предложения выделяют только подлежащее и
реже сказуемое, и без специального обучения
не овладевают элементами грамматического
строя речи.
Презинтация алалия
Степень овладения речью зависит от
тяжести дефекта.
Левина выделяет III уровня речевого развития
алаликов:
На I - II уровнях речевого развития
характерно отсутствие предикатов,
использование интонационных и мимических
средств общения. Понимание речи такого
ребенка возможно с учётом ситуации
общения.
На II – III уровнях речевого развития речь
ребенка становится понятной для
окружающих, но она аграмматична.
На III уровне речевого развития также имеет
место дефицит языковых средств.
Частые ошибки:
- в употреблении творительного и
Презинтация алалия
языка:
Нехарактерные особенности усвоении родного
-замена окончания одного падежа окончаниями разных
падежей. Замены имеют непостоянный характер. Это
подтверждает гипотезу о несформированности динамического
речевого стереотипа.
-со временем формируется определенный набор языковых
единиц, но они с трудом овладевают правилами их
использования.
-на всех этапах развития речи испытывают специфические
трудности в автоматизации речевого процесса. С возрастом
трудности могут возрастать, по мере того как речевая
деятельность требует все большей автоматизации.
-усвоив синтаксические структуры простых предложений,
испытывают стойкие затруднения в овладении навыкам связной
речи.
Несформированность связной речи происходит из-за нарушения
операций программирования, отбора и синтеза речевого
материала, несформированности внутренней речи. За этими
отклонениями в развитии лежит нарушение аналитико-
синтетической деятельности мозга.
Т. о, речь при алалии не является полноценным средством
коммуникации, организации поведения и индивидуального
Презинтация алалия
Заикание у алаликов.
Недоразвитие динамического стереотипа
речевой деятельности является причиной
появления заикания при моторной алалии.
Заикание может возникнуть при переходе к
более сложным формам речевого общения - к
связной речи. Заикание моторных алаликов
бывает различным по характеру и
выраженности и обнаруживается на разных
этапах развития.
1.В одних случаях заикание исчезает даже без
специального логопедического воздействия
2.В других - оно становится стойким и иногда
достигает такой силы, что делает ребенка
практически немым.
Презинтация алалия
Просодические компоненты речи:
-У одних не отмечается никаких особенностей
-у других речь монотонна, мало
модулирована, невыразительна.
-в ряде случаев нарушены ритм и темп речи,
неправильно ставится логическое ударение.
Нередко ребенок с алалией не может придать
нужную выразительность речи по заданию -
во время драматизации, чтения"
Таким образом, языковые нарушения
являются ведущими в структуре речевого
дефекта при моторной алалии
Презинтация алалия
Неречевая симптоматика моторной
алалии
1. Нарушения ВПФ: внимания, памяти,
мышления, расстройства эмоционально-
волевой сферы и поведения.
2. Неврологическая симптоматика: от стертых
проявлений мозговой дисфункции до
выраженных неврологических расстройств,
особенно пирамидной и экстрапирамидной
систем.
Отмечается оральная апраксия(нарушение
целенаправленных произвольных движений и
действий), соматическая ослабленность.
(выявляется неуклюжесть, дискоординация
движений, замедленность или расторможенность.
Отмечается понижение моторной активности,
Презинтация алалия
Особенности памяти:
-сужение ее объема,
-быстрое угасание возникших следов,
-ограниченность удержания словесных
раздражителей.
Особенно страдает вербальная память
- произвольная,
-опосредованная, включающая память на
слова, фразы, целостные тексты.
-трудности в подборе слов вместе с
забыванием слов и затруднениями в
воспроизведении их структуры, резко
ограничивают возможности произвольного
высказывания ребенка.
-снижение активной направленности в
процессе припоминания сюжетной линии,
последовательности событий, недостаточная
Презинтация алалия
Состояние речи детей-алаликов
зависит от:
1.тяжести неврологического
нарушения
2.условий воспитания и речевой
среды
3.от психической активности
4.состояния интеллекта и
эмоционально-волевой сферы
Недоразвитие речи у детей с
моторной алалией приводит к
Презинтация алалия
Методика обследование речи
Следует установить:
1. как ребенок вступает в контакт, есть ли у
него негативные реакции общего и речевого
характера. Если есть, то в чем они
выражаются и как проявляются.
2. критичен к своему состоянию и есть ли у
ребенка желание исправить свою речь.
3. отметить возможности речевого и
внеречевого общения, есть ли желание
общаться.
4. выявить интерес ребенка к игрушкам,
книгам, играм;
5. уточнить характер игровой и учебной
деятельности.
6. установить запас сведений и преставлений
об окружающем.
Презинтация алалия
7.При исследовании импрессивной речи
обращается внимание на:
- понимание ребенком конкретных
ситуаций
-значений слов, обозначающих
предметы и действия
-понимание предложений различной
степени сложности
При этом дифференцируется объем
понимания существительных и
глаголов. Для этой цели используются
игрушки, предметные и простые
Презинтация алалия
8. При оценке экспрессивной речи
ребенку предлагают:
- отвечать на простые вопросы
-называть предмет и его действия
-составлять предложения разной
степени сложности
Презинтация алалия
9. Артикуляционная моторика
исследуется специальными
упражнениями в игровой форме.
10. Уточняется состояние слуха,
особенности гнозиса, праксиса,
состояние мелкой моторики и
общедвигательной сферы, уровень
владения бытовыми навыками,
самообслуживания, предметно-
практической деятельности.
Презинтация алалия
-Обследование должно проводиться в тесном
контакте с другими специалистами и
родителями.
-Обследование не должно ограничиваться
несколькими встречами. Наблюдения в ходе
педагогической работы помогут внести
ясность в оценку механизмов и симптоматику
расстройства. При установлении диагноза и
определении прогноза обращают внимание на
следующие показатели. Он будет лучше, если:
-неязыковые расстройства выражены не
грубо;
-микросоциальная среда благоприятна;
-есть потребность в речи;
-элементарно развиты синтагматические
отношения в синтаксисе;
-имеются предикативные слова;
Презинтация алалия
Организация обучения детей с алалией
Дошкольный возраст наиболее
благоприятен для развития речи ребёнка –
алалика. Чем дольше существует алалия, тем
сильнее нарушено развитие ребёнка. (чем
младше ребёнок, тем меньше замечает он
свой дефект, его кругозор сужен, мысли
проще, речь, в которой он нуждается,
элементарнее по строению и беднее по
словарю. Следовательно, и овладеть ею,
догнать своих сверстников можно в более
короткий срок.
Это важно учитывать в коррекционной работе
не только с алаликами с сохранным
интеллектом, но и когда алалия
комбинируется с олигофренией или ЗПР.
Работа с детьми, имеющими
Презинтация алалия
Различные методы работы с дошкольниками-
алаликами.
1. Так О.А. Хейкинен проводит работу коллективно,
небольшими группами, занимаясь с каждой группой
приблизительно около часа ежедневно. Речевая
работа проводится в форме различных методически
подобранных игр и только для старших детей
выделяется особое время для специальных
логопедических занятий.
2. По мнению Н.Н. Трауготт неговорящий ребёнок
должен дольше находиться в коллективе, а работа по
развитию речи может осуществляться в процессе
обычных занятий для дошкольников. И только для
старших детей и детей, страдающих тяжелыми
формами алалии, организуются коллективные и
индивидуальные логопедические занятия.
Работа по развитию речи должна включать 3
Презинтация алалия
Раздел работы над элементами речи включает
три вида работы:
1.Постановка дыхания, т.к.
- у алаликов предрасположенность к развитию
заикания
- потому что расстройство дыхательной функции
затрудняет процесс воспитания речи.
2.Работа по постановке отсутствующих звуков и
коррекции произношения.
3.Упражнения в подражании элементам речи, так как
улучшение в подражании создает базу для улучшения
речи.
Работа по развитию речи должна пронизывать весь
педагогический процесс: в играх, в быту, на занятиях
- для обогащения словаря ребенка и для стимуляции
его речи.
Н.Н. Тграуготт отмечает, что первое, чему должен
научить не говорящего ребенка педагог: - слушать и
Презинтация алалия
Работа должна идти параллельно по всем
трем разделам.
Надо добиваться:
1. Чтобы ребенок захотел говорить
2. Не испытывал страха перед речью
3. Стремился бы любым способом
выразить свои мысли и желания.
Если эта цель будет достигнута, то есть
вероятность того, что алалик начнет учиться
речи не только у педагогов, но и у
окружающих, как это делает нормальный
ребенок.
Презинтация алалия
На каждом этапе применяются различные
приемы.
- исполнение детьми детализированных поручений
педагога ("покажи девочку, у которой развязался
шарф", "покажи мальчика, идущего с ведром" и так
далее),
-чтение и рассказывание сказок и рассказов,
сопровождаемое зарисовками или соответствующими
иллюстрациями. Такие приемы используются в работе
над развитием понимания речи.
Для стимуляции речевой деятельности и
отработки элементов звучащей речи применяются
-игры, включающие отдельные слова и восклицания
("Лови", "дай", "Гуси-лебеди" и т. д.). «Использование
игр полезно потому, что этим достигается сочетание
речи с приятной эмоцией. Речевой импульс рождается
в игре наиболее естественным путем.» Широкое
применение игровых приемов, упражнения речевого
аппарата, многократное повторение лексического
Презинтация алалия
Особенности личности ребенка с
моторной алалией:
- отмечаются невротические черты
поведения,
-затрудненность контакта,
-повышенная синзетивность,
-неспособность к длительному усилию.
-малая речевая активность,
ограничивающая общий запас знаний.
Это придает детям вид умственно
отсталого, что не всегда соответствует
состоянию их интеллекта.
Презинтация алалия
Нарушения в воспроизведении слогового состава
слова:
1.Нарушение количества слогов:
-сокращение (пропуск слога);
-опускание слогообразующей гласной;
-увеличение числа слогов за счет вставки гласных в
стечения согласных;
2.Нарушение последовательности слогов в слове:
перестановка слогов;
перестановка звуков соседних слогов;
3.Искажение структуры отдельного слога:
сокращение стечений согласных;
вставки согласных в слог;
4.Уподобление слогов.
5.Персеверации(патологическое повторение,
воспроизведение одного и того же слога)
6.Антиципации(например, опережающая запись
звуков, входящих в состав конечных слогов слова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.