Открытый урок по ФГОС
«Причастие как часть речи» в 7 классе
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока: дать понятие о причастие, актуализация имеющихся знаний, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Структура урока:
Ход урока
Слово учителя: Доброе утро дорогие мои учащиеся и уважаемые гости нашего урока! С пожеланиями всем хорошего дня начинаем наше занятие.
- Ребята, откройте тетради и запишите дату.
- Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи? (Морфология)
- Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. А пока тему урока отметьте - "Морфология", а часть речи допишем позже.
- Какие цели вы сегодня поставите перед собой? Слайд 2
- Обратите внимание на экран. Слайд 3. Перед вами картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее.
- Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?
(Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже получал плохую отметку.)
- А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать на уроке.
- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:
4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…
5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …
6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,…
- Умницы! Очень хорошо!
А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:
Стоит
Сидит
Смотрит
Думает
Играет
Лежит
Висит
Катается
- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)
Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что делающий?».
Стоит – стоящий (мальчик)
Сидит – сидящая (мама)
Смотрит – смотрящая (сестра)
Думает – думающая (девочка)
Играет – играющий (братик)
Лежит – лежащий (ковер)
Висит – висящая (картина)
Катается – катающийся (мальчик)
- Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.
Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)
- Как вы, думаете, название этой части речи на что намекает, как оно образовано?
При-част-и-е
(Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.)
- Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу». На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.
Посмотрите на этот рисунок. Слайд 4
Глагол Прилагательное
Причастие
Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)
Почему папа - глагол?
Почему мама - прилагательное?
(Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов, отвечает на вопрос прилагательного «какой?».)
- Мы похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства характера. Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного.
Игра в мячик . Слайд 5
У меня в руках мяч. Назовите признаки этого мяча.
(К доске вызывается ученик, который будет записывать слова в столбик)
по форме – круглый;
по величине – большой, маленький;
по материалу - резиновый, пластмассовый;
по назначению - футбольный, теннисный.
- Какие части речи мы использовали для этого (Прилагательные)
Учитель передает мяч любому ученику и просит произвести с ним некоторые действия (учащийся ударяет мяч об пол, роняет на пол, катает, подбрасывает вверх, передает кому-либо и т.д.).
- Какие признаки приобретает мяч? Мяч какой? (Летящий, падающий, упавший, пойманный, катящийся, прыгающий…).
- Что можно сказать об этих словах, какие признаки предмета - постоянные или временные - они называют? Слайд 6.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД: причастие обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени; он не является постоянным.
- Ребята, на основе всего вышесказанного, попробуйте дать определение причастию. (Ответы учащихся)
Запишите в тетради определение: Причастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы «какой?» или «что делающий?».
Творческое задание (устно, на доске): Слайд 7. Перед вами причастия. Ваша задача - раскидать их в две корзины. Для начала внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?
Решившая, любящий, бросающая, любивший, рисующий, бросившая, нарисовавший, кричащие, решающая, закричавшие.
Решающая - решившая,
любящий - любивший,
бросающая - бросившая,
рисующий - нарисовавший
кричащие - закричавшие
- И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы?
(Возможные ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые отвечают на вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)
- У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам?
(Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид.)
Сделаем вывод: значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный. Еще какой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны в мужском и женском родах)
Творческое задание (письменно): Сайд 8. Используя причастия, составьте словосочетания со словами:
Вермишель (сорт лапши)
Фасоль (вкусная фасоль, белая фасоль, черная фасоль)
Бандероль (посылка)
Вуаль (легкая прозрачная ткань)
Моль (небольшая бабочка, гусеница которой является вредителем шерстяных вещей, хлебных зёрен и растений)
Кольраби (капуста)
Салями (колбаса)
(Это задание будет очень полезным, потому что род, вышеперечисленных слов, учащиеся часто неправильно определяют).
Проверка (учащиеся читают по одному словосочетанию).
Молодцы. Сайд 9. Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия!
(Образец: висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности девочка, катающийся на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты мальчик, сидящая возле стола мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на брата сестра, и т.д.)
Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.
Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня?
Что такое причастие?
Какие признаки причастия запомнили?
Как вы думаете, какова роль причастий в речи?
Какое впечатление произвела на вас картина «Опять двойка»?
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.
Выставление оценок. Слайд 11. Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните: грамотным быть всегда модно!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.