«Причины пожара»

  • docx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кл ч о прич пожара.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

 

в 10 «А» классе

 

«Причины пожара»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель: Косумова З.З.

29.01.16г

 

 

 

 

 

 

Цели: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведе­нии при пожаре.

Ход  классного часа

1. Введение в тему.

Учитель. Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте за­гадки:

1) Накормишь - живет, напоишь - умрет. (Огонь.)

2)   Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня. (Дым.)

3)           Добывается в Сибири,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей. (Газ.)

4)     Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спички.)

5)   Синенькая искорка бежит по проводам.
Помогает шить, стирать, пылесосу - пыль глотать.
Работать за нас берется,

А в руки не дается. (Электричество.)

2. Беседа.

Учитель. Сначала мы поговорим о значении огня и вспом­ним, как огонь попал к людям. (Учащиеся  говорят о там, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.) А знаете ли вы, кто такой Прометей? Это легендарный древнегреческий ге­рой, подаривший огонь людям.

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высо­кие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага- люди не варили пищу, не гре­лись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял неболь­шую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них со­бирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радо­вался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почув­ствовали себя людьми.

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Труд­но представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамиче­ских изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.)

 

Учитель. Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут при­вести к беде. Послушайте стихотворение.

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

 Папин галстук, мамин паспорт

-Вот и маленький костер.

 Если тапочки подкинуть,

 Или веник подложить,

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем? (К пожару)

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождаю­щийся уничтожением материальных ценностей и создающий опас­ность для жизни людей.

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприбо­рами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причи­ны пожаров во всех случаях одни и те же.

Причины пожаров

-Неосторожное обращение с огнем.

-Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

-   Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети  и электропроводки.

-   Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

-   Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

-   Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

-    Шалости детей с огнем.

-    

        Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего коли­чества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагрева­тельными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллио­нов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек - ребенок.

 

3. Чтение и обсуждение стихотворения.

                                         НЕ ШАЛИ С ОГНЕМ!

Огонек всегда такой

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

 

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам, невдомек,

            Что опасен огонек.

 

         Возле газовой плиты

               Расшалился - жди беды.

        Лучше даже и не стой

        Перед газовой плитой.

 

  Каждый знает, что утюг

                                 Добрый, но серьёзный друг.

                                Тот, кто с утюгом знаком,

                                 Не играет с утюгом.

 

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко

 

Чайник все кипел, кипел,

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

                               Черный дым на потолок.

 

-   У окна, - сказала мать, -
Калорифер не включать!

-   Поздно, - зайка говорит, -
Занавеска-то горит!

-    

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

                               Неразумно и смешно.

                               Надо закрывать окно.

 

                               Взгляд лесничего суров:

- Здесь не место для костров!
Погасить велел костер

И закончил разговор.

 

Чтобы выросла пшеница,

 Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

 

Сено вспыхнет непременно

От соседа-огонька...

                              А не дашь Буренке сена,

                               Не получишь молока.

 

Побежал, как ручеек,

В старой травке огонек.

                                Разве скажет кто-нибудь

                               Где он свой закончит путь?

Д. Лапина

 

   4. Сообщение о краткой истории пожарного дела и о послед­ствиях пожаров.

В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о
курцах (тех, кто курит): «Зажигальщику живота (жизни) не дать,
казнить его смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало
виновников  пожара.   Как  вы  думаете,   почему?   (Все постройки
раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться.

- Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной тех­ники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли лю­ди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предот­вратить, чем исправлять последствия, это понимали и древние люди.)

-    С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами
московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

-    В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Пе­-
тербурге пожарной охраны.

-    Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841
году, в ее состав входили 25 человек.

-    17 апреля 1918 года бы подписан Декрет «О государственных
мерах борьбы с огнем». Этот день и стал днем образования пожар­
ной охраны.

-    При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986
году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако.
Хотя взорванный реактор представлял собой источник  смертельной
опасности - радиоактивного заражения, пламя необходимо было
погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге
прибыли пожарные из охраны атомной электростанции.  Именно
они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен
тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они броси­-
лись спасать людей и станцию, не думая о своей жизни. Давайте мы
помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Мину­-
та молчания.)

Таким образом, техногенные аварии также представляют собой серьезную опасность для человечества и окружающей среды. И общество должно позаботиться о том, чтобы чернобыльская траге­дия никогда не повторилась.

Любые игры с огнем могут привести к травме - ожогу. Врачи
делят ожоги на четыре степени. Первая - когда кожа краснеет.
Вторая - когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья
и четвертая - самые тяжелые, которые могут привести к леталь-­
ному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, обра­-
зовавшимся при горении.

Можно играть с ягнёнком,                        Даже с волчонком - пожалуйста!

Можно играть с поросёнком.                Даже с тигрёнком - пожалуйста!

С ветром - в пятнашки,                            Но если ты вздумал играть с огнём,

В прятки с дождём,                                  То уж потом не жалуйся!
Но не надо играть с огнём!       

5. Работа в группах.

Как вы  понимаете  пословицы?

-   Вода и огонь - хорошие слуги, но страшные господа.

-   От маленькой искры большой пожар бывает.

-   Не бывает дыма без огня.

-   Огонь маслом заливать - лишь огня добавлять.

-   Из огня да в полымя.

-   Огонь воды боится.

-   Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Учитель. «У меня зазвонил телефон...» Каждому из вас зна­комы эти строчки Корнея Чуковского. О чем эти детские стихи? Об играх с телефоном. А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру «01»? Допустимы ли такие действия? Почему? (Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему. За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)

 

6. Коллективное составление памятки

«Правила поведения при пожаре»

Вызвать пожарных по телефону «01».

-    Если загорелся электроприбор, постараться отключить его,
вынув шнур из розетки сухими руками.

-    Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его
одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

-  Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или

по пожарной лестнице.

-    Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, пере­-
двигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимает-­
ся вверх.

-    Если нет возможности покинуть помещение, не открывать ок­-
на и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

-    Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятст­-
вовать доступу едкого дыма,

-    Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол,
ждать пожарных.

Первая  помощь  при  ожогах.

-    Наложить чистую марлевую повязку,

-    Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03»
и ждать «Скорую помощь».

7. Вопросы для викторины.

Учитель. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвои­ли сегодняшний урок.

 

1)     Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?

2)    Какие гвозди можно забивать между проводами?

3)    Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

4)    Какими обоями разрешается оклеивать провода?

5)    В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету,
проезжая по деревянному мосту?

6)     С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще делать нельзя.)

 

8. Разгадывание кроссворда.

 

По  горизонтали:

 

1. Что в народе называют «красным петухом», а в мультфильме
про Маугли «красным цветком»? (Огонь.)

2.     Объект, притягивающий вора. (Квартира.)

4.   В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица.)

5.   Защищу я от огня

     В комнате, машине,

     Лишь нажмите мой рычаг.

     Я ... (огнетушитель).

8.   Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной -
Нет пути передо мной.

Я и дома, и не дома,

Между небом и землей. (Балкон.)

9.   Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою -

Что это такое? (Полотенце.)

   11. Без шофера, без колес,

      А домой меня привёз.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры. (Лифт.)

12. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос.)

14. В шахту спустится шахтёр -
Принесёт воды во двор. (Ведро.)

15. Костяной порог, за ним - красный говорок. (Рот.)


По  вертикал и:

 

1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. (Отравление.)

3.    В деревянном домике
Проживают гномики.
Все такие добряки -

Раздают всем огоньки. (Спички.)

4.    То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг.)

6.   Чудо-ящик, в нем - окно,

В том окошечке - кино. (Телевизор.)

7.   Через поле и лесок подается голосок.

Он бежит по проводам: скажешь здесь, а слышно там.   (Телефон.)

9.           Это бедствие - огонь, дым и жар.
Называется ... (пожар).

10.     Деревянная дорога вверх идет отлого,
Что ни шаг - то овраг. (Лестница.)

13.    Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна.)

14.    Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

9. Подведение итогов.