Причины сопротивления работников инновациям.
ЭССЕ
1.Модель профессионального роста педагога образовательной организации – первая причина, модель требует от педагога постоянного профессионального роста, участия в семинарах, чтениях и других дополнительных видах деятельности, это дополнительная нагрузка, поэтому педагог сопротивляется, но важно подойти к этому вопросу профессионально, подобрать наставников и создать Портфолио.
В контексте современных стандартов образования и нового закона об образовании личность педагога дошкольного образовательного учреждения должна профессионально непрерывно развиваться, так как приоритетным в работе педагогов был и остается личностный рост ребенка. Следовательно, органами управления образования, администрацией детского образовательного учреждения и самими педагогами акцентируется внимание на вопросах повышения квалификации педагогов, участия в семинарах, круглых столах, конференциях по вопросам обучения, воспитания и здоровьесбережения воспитанников.
Здесь важно отметить не формальную принадлежность человека к данной профессии, а личностную и профессиональную позиции педагога. Сегодня педагог должен осознавать актуальные реалии действительности ребенка, мотивы его жизни, цели, стремления. Это может быть достигнуто путем непрерывного совершенствования, самообразования самореализации педагога.
Сейчас в образовательных учреждениях всех уровней принято вести портфолио каждого педагога. Это очень верно и перспективно для развития общей системы образования, так как в данном документе отражается приобретенный опыт и достижения педагога, что способствует формированию рефлексии учителя или воспитателя. Портфолио показывает количественные и качественные оценки педагогической деятельности, дает возможность педагогической рефлексии, самопрезентации, объективному оцениванию результативности педагогической деятельности.
Основная цель ведения Портфолио – стимулирование роста профессиональной компетентности педагогов. Анализ работ, посвящённых проблеме педагогической профессиональной компетентности, свидетельствует о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок (А.С. Белкин, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова, В.М. Шепель и др.).
Наиболее общепринятым понятием профессиональной педагогической компетентности в научной среде признается качественная характеристика личности специалиста как многофакторного явления, включающего: систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Таким образом, под профессиональной педагогической компетентностью понимается «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций». Данное определение легло в основу оценки профессионализма воспитателей ОУ при разработке Портфолио.
В структуру профессиональной педагогической компетентности воспитателя ОУ в соответствии с квалификационными характеристиками, включаются основные виды его профессиональной деятельности (воспитательно-образовательная, конструктивная и оценочная, здоровьесберегающая и здоровьеформирующая, учебно-методическая, инновационная, социально-педагогическая), которые нашли отражение в соответствующих разделах Портфолио.
Компетентность воспитателя проявляется в деятельности, сущность которой заключается в организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на освоение детьми предметного, социокультурного опыта как основы и условия их развития. Деятельность воспитателя реализуется посредством проектировочно-прогностических, организаторских, методических, диагностических, коммуникативных, защитных, исследовательских, коррекционных, прикладных умений и навыков, оценка которых осуществляется в портфолио посредством самоанализа, внутреннего аудита и внешней экспертизы.
Деятельность педагога является системным образованием и представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в педагогическом процессе функции содействия развитию личности ребенка. Портфолио представляет собой модель профессиональной деятельности педагога ДОУ, отражающую целостный воспитательно-образовательный процесс.
Основные характеристики формирования и ведения Портфолио.
Обобщенная цель – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.
Стратегическая цель – конструктивное изменение отношения воспитателя ОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
Тактическая цель – использование Портфолио как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития.
Задачи создания, формирования и ведения Портфолио:
- определить методологические основания для создания и использования Портфолио как формы аттестации воспитателя ОУ;
- установить единые подходы к определению сущности, структуры, параметров оценки деятельности воспитателя ОУ в Портфолио;
- определить процедуры оценки результатов педагогической деятельности воспитателя ОУ;
- создать модель способов фиксации достижений воспитателей ОУ.
Принципы формирования и ведения Портфолио:
- непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
- диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров оценки профессиональной деятельности);
- интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
- научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного и системного подходов);
- индивидуально-дифференцированной направленности (оценка уровня профессионализма в соответствии с требованиями результативности деятельности воспитателя ОУ).
Методы формирования и ведения Портфолио:
- самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
- сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
- сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
- заполнение схем-таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
- оформление материалов Портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа-презентации, видеофильмы, текстовое, графическое оформление и прочее).
Условия формирования и ведения Портфолио.
1. Изучение нормативных документов Департамента образования г. Перми по использованию Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.
2. Целенаправленное обучение воспитателей и экспертов методике работы с Портфолио с учетом специфики контингента обучаемых (различия в образовании, опыте, выполняемых профессиональных задачах, мотивации и пр.)
3. Информационно-методическое сопровождение и мониторинг реализации Портфолио как формы аттестации
4. Размещение электронного Портфолио воспитателя ДОУ на сайте Департамента образования г. Перми.
Структура, содержание Портфолио
1. Введение
2. Портрет воспитателя ОУ
3. Папка профессиональных достижений.
4. Папка достижений воспитанников
5. Папка подтверждающих документов.
6. Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций.
Каждый раздел Портфолио наполняется соответствующей названию информацией и материалами, отражающими основные достижения профессионально-педагогической деятельности воспитателя ОУ, представленные в форме информационно-аналитических справок, эссе, документов, подтверждающих уровень его профессионализма и пр. (подробное описание содержание разделов см. в «Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения»).
Варианты реализации Портфолио
Данный документ предназначен для использования в процедуре аттестации воспитателей, работающих в разных видах дошкольных образовательных учреждений, и является нормативной базой для оценки уровня профессионализма и результативности деятельности воспитателя. Портфолио предусматривает дифференцированную оценку деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, выраженную в баллах и соответствующую государственным требованиям к квалификационным категориям.
Критерии оценки результативности Портфолио и планируемые результаты его применения
1. Соответствие современным нормативным документам о процедуре аттестации педагогических работников: федерального уровня – Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 26.06.00. № 1908; Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001г № 20-52-1350/ 20-5); Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 07.02.2003 № 03-8ин/22-03/11; регионального уровня – Совместное письмо департамента образования и областного комитета профсоюзов работников народного образования Пермской области «Об аттестации отдельных педагогических и руководящих работников» от 04.07.2001г. № 21/10; Об утверждении Положения о Главной аттестационной комиссии (приказ № 167 от 28.05.2003 г.); Положение о педагоге-исследователе в Пермской области (Приложение к приказу департамента образования от 30.05.2003 № 172); Приказ «О новой редакции «Положения работы экспертной группы» № 234 от 21.07.2005г.; Соглашение между МО ПК и Пермской краевой территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки на 2008-2010 годы (подписано 04.09.2008); Методические указания по применению региональных вариативных форм и процедур при аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений (приказ от 11.09.2008 № СЭД-26-01-04-104).
2. Соответствие результатов апробации разработанных материалов целям, задачам и принципам Портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
3. Целостность оценки профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
4. Рациональность в оформлении материалов Портфолио (экономия материальных ресурсов и минимизация временных затрат).
5. Возможность объективной оценки качества профессиональной деятельности воспитателя и адекватной оплаты его труда педагога в соответствии с Положением о новой системе оплаты труда педагогических работников (стимулирующей части заработной платы: номер документа, дата); стимулирования профессионально-педагогической деятельности; использования Портфолио для аттестации воспитателей на вторую, первую, высшую квалификационные категории (соответствие требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям).
Данный документ предназначен для дифференцированной оценки уровня профессионализма воспитателей дошкольных образовательных учреждений в соответствии с государственными требованиями к квалификационным категориям педагогических работников. Портфолио оснащен Методическими рекомендациями, содержащими параметры (показатели и критерии) оценки деятельности воспитателя, выраженные в баллах, а также документы и материалы, подтверждающие соответствие профессиональной компетентности воспитателя второй, первой, высшей квалификационной категории. Технология использования документа отражена в Положении о портфолио воспитателя дошкольного образовательного учреждения и Методических рекомендациях по работе с Портфолио.
Портфолио воспитателя ОУ оформляется в электронном варианте и размещается на сайте Департамента образования г. Перми, что обеспечивает его доступность, возможность дистанционного контакта воспитателя и руководителя образования любого уровня.
Управление электронным Портфолио осуществляется руководителем, редактором ответственным за внесение профессиональных отметок о развитии профессиональной компетентности воспитателя и правильное использование ответственными лицами, следящими за бесперебойным функционированием платформы электронного Портфолио на сайте.
Каждый воспитатель при работе с Портфолио получает личный логин и пароль, позволяющих создать личный документ.
Противодействие пользователей Портфолио (риски, угрозы).
1. Отсутствие регулярного доступа к сети Интернет.
2. Отсутствие необходимого программного обеспечения в ОУ
3. Отсутствие должной ИКТ-компетентности педагога ОУ.
4. Некомпетентное представление результатов деятельности педагога и воспитанников.
Концепция портфолио образовательного учреждения.
Обоснование актуальности. Настоящая концепция ориентируется на современные достижения отечественной и зарубежной науки о профессиональном образовании как феномене непрерывного профессионального совершенствования.
В условиях последовательной демократизации страны в целом, и образования, в частности, большое значение приобретает задача создания объективных механизмов оценки профессионализма педагогов, стимулирующих их профессиональное и личностное саморазвитие.
В этой связи становится очевидной необходимость разработки и внедрения в широкую практику такого способа предъявления педагогических профессиональных достижений, который давал бы объективную информацию о реальном качестве работы воспитателя ДОУ; был способен фиксировать динамику изменения качества профессиональной педагогической деятельности.
Мировой и отечественный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том, что всем этим условиям в наибольшей степени удовлетворяет такой метод предъявления результативности профессиональной деятельности, как портфолио.
В настоящем документе под портфолио понимается рабочая папка материалов, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога ОУ и способствует формированию рефлексии его собственной деятельности; интегрирует количественные и качественные оценки педагогической деятельности.
Основными функциями формирования и ведения портфолио являются:
- рефлексивно-оценочная, позволяющая изучить и определить уровень профессиональной компетентности и квалификации педагога, раскрывающая основания качественного и объективного анализа собственной педагогической деятельности;
- стимулирующая, способствующая осознанию результативности деятельности педагога и адекватной оценке достижений, составляющих основу дополнительного поощрения;
- прогностическая, обеспечивающая видение перспектив собственного профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности, проектирования деятельности по ее совершенствованию.
Основная идея портфолио воспитателя ДОУ заключается в использовании его как современной формы аттестации, обеспечивающей позитивную профессиональную мотивацию и рост, педагогическую рефлексию, самопрезентацию, объективное оценивание результативности педагогической деятельности.
В основу разработки Портфолио положены следующие научные подходы:
- компетентностный, предполагающий оценку деятельности педагога по результатам реализации основных профессиональных функций и компетенций;
- деятельностный, предопределяющий оценку результатов и профессиональной компетентности педагогов по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной, оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической;
- системный, обеспечивающий оценку уровня профессиональных достижений педагога по совокупности экспертных процедур: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).
Основная цель ведения Портфолио – стимулирование роста профессиональной компетентности педагогов. Анализ работ, посвящённых проблеме педагогической профессиональной компетентности, свидетельствует о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок (А.С. Белкин, Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, И.А. Зимняя, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Н.В. Немова, С.С. Татарченкова, В.М. Шепель и др.).
Наиболее общепринятым понятием профессиональной педагогической компетентности в научной среде признается качественная характеристика личности специалиста как многофакторного явления, включающего: систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Таким образом, под профессиональной педагогической компетентностью понимается «совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций». Данное определение легло в основу оценки профессионализма педагогов ОУ при разработке Портфолио.
2. Должна быть «Открытость образования», чтобы педагоги не противились инновациям.
Развитие общественно-государственного управления в ОУ – разработка механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования. Создание открытой системы информирования родителей детей, посещающих дошкольное учреждение об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации, в том числе и на электронных веб-ресурсах. Формирование механизмов эффективной обратной связи между исполнителями и потребителями образовательных услуг. Повышение удовлетворенности родителей качеством образования. Использование Интернет-ресурсов взаимодействия с СМИ, горячих линий. Повышение престижа дошкольного образовательного учреждения среди родителей с детьми раннего и дошкольного возраста. Обеспечение условий для осуществления преемственности и плавного перехода от воспитания и развития детей в условиях семьи к воспитанию и развитию в условиях ОУ. Дифференциация работы с семьями воспитанников и родителями, с детьми раннего и дошкольного возраста: организация профилактической работы с тревожными семьями, семьями из группы риска и в СОП; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Совместная разработка и реализация проектов.
3. Имидж педагога должен формироваться в обществе положительный, тогда педагогу захочется идти в ногу с обществом по пути инноваций.
Сложившиеся в РФ на рубеже второго и третьего тысячелетий неблагоприятные социально-экономические условия привели к значительному снижению социального статуса российского учительства. В период становления новых экономических отношений образование нередко рассматривалось в качестве рыночной услуги при неизменно высоких требованиях общества к личностным и профессиональным качествам педагога. Государство, требуя от педагогов гуманного отношения к детям, не проявляло должного внимания к их собственным нуждам.
По данным ученых, социокультурные и профессиональные стрессо-генные факторы служат причиной быстрого «изнашивания» организма педагогов, их преждевременного старения, приводят к возникновению психосоматической патологии у 70—90% учителей (С. Г. Ахмерова, 2001; М. Т. Громкова, 2005; Н. А. Литвинов, 2004 и др.). С увеличением педагогического стажа у них нарастают психопатологические состояния невротического или психопатического характера (А. К. Осницкий, 2001). Вместе с тем здоровью педагогов не уделяется должного внимания на уровне государственных, муниципальных и институциональных структур. Педагоги, в свою очередь, и сами игнорируют правила здоровой жизнедеятельности, у них не развито чувство ответственности за собственное здоровье, не сформированы ценностно-смысловые установки на сохранение здоровья в качестве неотъемлемой части общекультурного развития, основы профессионального и жизненного долголетия.
В последнее десятилетие проблема состояния здоровья педагогов начинает углубленно исследоваться, разрабатываются системы психологического сопровождения эмоционально выгорающих педагогов (А. К. Маркова, 2003;, Л. М. Митина, 2005; Э. Э. Сыманюк, 2005 и др.), предлагаются подходы к восстановлению их психосоматического здоровья медицинскими и валеологическими методами (Е. И. Белолюбская, 2006; Т. Г. Глухова, 2003; Г. К. Зайцев, 2002; В. Т. Лободин, 2004; Г В. Лав-ренова, 2004; Т. Ф. Орехова, 2004; Н. М. Полетаева, 2004 и др.).
Здоровый, эмоционально благополучный педагог – залог успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности школы.
Основные причины заболеваний педагога:
Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:
1. Неумение принимать жизнь такой, как она есть, без критики и протеста.
2. Неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни.
3. Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека.
4. Неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы … и тем самым сохранить свое здоровье.
5. Неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем.
6. Незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.
Психические причины:
1. Неумение противостоять стрессам.
2. Отсутствие навыка управления своими эмоциями.
3. Частое превышение своих возможностей.
4. Неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость.
2.Направления работы для сохранения здоровья
1. Психолого-педагогическое. Особо важным в своей работе педагогов мы считаем положительное эмоциональное самочувствие. Оно зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становятся подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. В этом направлении работы ведущая роль отводится педагогу-психологу.
2.Медицинское. Медработники проводят для всех сотрудников и воспитанников консультации о рациональном питании, профилактике заболеваний, инъекции, массаж и др.
3.Физкультурно-оздоровительное и социальное. Следующее направление - укрепление физического здоровья тела. Основным критерием состояния физического здоровья является способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Показателями здоровья физического тела могут быть следующие признаки:
- иммунная защита и неспецифическая устойчивость;
- уровень и гармоничность физического развития;
- функциональное состояние организма и его резервы;
- наличие или отсутствие какого-либо заболевания;
- уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
ВЫВОДЫ. Чтобы педагоги не противились инновациям, необходима комплексная поддержка педагогов и прежде всего каждый педагог должен уметь:
o владеть основами здорового образа жизни;
o устанавливать контакт с коллективом учащихся и сотрудниками школы;
o прогнозировать развитие своих учащихся;
o личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
4. Педагогический коллектив и этика – четвертная причина нежелания работать в русле инноваций, это работа ОУ в целом и политика администрации.
Согласно известной поговорке «хоть сто раз скажи слово халва, во рту слаще не станет», так и призыв к здоровому образу жизни должен быть подкреплен конкретными действиями. Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появятся у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…».
«Педагогический коллектив – группа людей, организованная и сплочённая на основе образовательной деятельности и выполняющая учебно-воспитательную и социально-гуманитарную функции», – сказано в словаре педагогики.
А. С. Макаренко в своё время придавал огромное значение правильной организации педагогического коллектива и оставил в наследство современным руководителям школ замечательные принципы, на которые опирался в своей работе. Одним из главных он выделял принцип длительности педагогического коллектива. «Вопрос о длительности педагогического коллектива, по его мнению, – это, конечно, не только вопрос о временном измерении работы педагогов. Это именно вопрос о коллективе. Невозможно даже говорить о коллективе, если не предполагать хотя бы минимальной длительности его работы».
Следующим важнейшим принципом организации педагогического коллектива А. С. Макаренко выделял создание единства детского и взрослого коллективов в воспитательном учреждении, при котором «коллектив учителей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический».
Руководству школы необходимо ясно представлять себе модель педагогического коллектива, ведущие идеи, которые требуется осуществить, и с учетом этого подбирать кадры – принцип общности.
Оптимизировать управление школой, внедрить с успехом новое в учебно-воспитательный процесс, выступить с инициативой, организовать эксперимент можно только со стабильным коллективом учителей и воспитателей – принцип стабильности.
Поэтому главные усилия руководства школы должны быть направлены на обеспечение идейного (в педагогическом плане), интеллектуального, организационного, волевого – в целом психологического единства педагогов, что позволит установить взаимосвязи, взаимовлияние и взаимодействие.
Критерии оптимальности психологического климата:
Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.
Гордость от работы в этом образовательном учреждении и в его коллективе.
Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.
Значимость школьных традиций.
Конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.
Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед образовательным учреждением, и способы их решения.
Уважение коллектива к руководителям.
В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.
Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.
Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.
Члены коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью.
В основе отношений в коллективе лежит принцип толерантности.
Низкая частота заболеваемости педагогов и детей.
Демократический стиль управления.
Наличие совместно выработанной программы развития образовательного учреждения, готовность коллектива к её выполнению.
Создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива.
Положительная эмоциональная среда.
Устойчивость и позитивность жизненных установок.
Проверка деятельности учителя со стороны администрации не вызывает у педагогов страха.
Широко распространены взаимопомощь, наставничество, совместное проектирование, подготовка к урокам.
Дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации.
ВЫВОДЫ.
В целом психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное, обеспечивается систематической воспитательной работой руководства школы и самого педагогического коллектива, созданием благоприятного психологического климата в отношениях между учителями, развитием взаимопонимания, взаимопомощи, бережного отношения к каждому члену коллектива. Все это в совокупности создает соответствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива.
5. Стереотип педагога – пятая причина, по которой педагог может противиться инновациям.
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью.
Существует ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
Имидж учителя проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
ВЫВОДЫ.
Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения.
Возможно, говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
В общественном сознании существует, в первую очередь, имидж профессии учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен, — пишет педагог В.М. Шепель.
Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, — психолог А.А. Бодалев.
На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.
Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова).
Список литературы
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма: сочинения: в 7 томах / А. С. Макаренко. Т. 1. Москва: АПН РСФСР, 1959. 783 с.Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М.: “Дело”, 1994. – 216 с.
3. Психология здоровья: Учебник для вузов./ Под ред. Г. С. Никифорова. – СП б.: Питер, 2003. – 607 с.
4. Психологический словарь./Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 440 с.
5. Самоукина Н. В. “Игры, в которые играют …”. Психологический практикум – г. Дубна, «Феникс», 2000. - 128 с.
6. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 256 с.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.