Причины возникновения речевых нарушений
Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.
В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы — органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).
Группа органических причин
1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.
Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод — первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
· Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными — гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
·
Вирусные заболевания, перенесенные матерью в
период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит,
туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К
заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь,
краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить
причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной
отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).
Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование
этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и
самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает
аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую
опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать
различные аномалии плода.
· Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.
· Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества — непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
· Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) — недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
Курение, прием алкоголя и наркотических веществ.
Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает
отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его
влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к
плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы
плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300
грамм и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года
жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали
интенсивно курить (более 20 сигарет в день), впоследствии могут быть
охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают
больше трудностей в учебе.
Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие
плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При
злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром,
характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями
физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной
системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта),
замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб,
недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия), а также аномалиями
внутренних органов и конечностей.
· Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:
o Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
o Ототоксические препараты — антибиотики — стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин; диуретики — фуросемид; а также — аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.
o Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан), быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.
o Назначение на ранних сроках беременности антидепрессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан), приводят к интоксикации плода.
· Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.
· Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения — ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.
· Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.
В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений — от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.
3. Вредности родового периода
· Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные — узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
· Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.
· Малая масса тела новорожденного (менее 1500 грамм) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
· Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:
· Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
· Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
· Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
· Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
· Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.
Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств — эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой), положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.
Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка
1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.
В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.
2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.
В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.
Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.