Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: лабораторное занятие
Цель урока: определить причины Реформации в Германии
Задачи:
• рассмотреть положение сословий в Германии накануне Реформации, проанализировать на основе документов, что не устраивало данное сословие или социальную группу в положении католической церкви;
• определить, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы;
• совершенствовать умения анализировать исторический источник, систематизировать полученные данные, формулировать собственные суждения и аргументировать их;
• воспитывать толерантность в отношении представителей различных конфессий.
Предварительное домашнее задание:
1. Повторить материал об образовании Священной Римской империи.
2. Повторить материал о положении католической церкви к XVI веку, о ее борьбе с еретическими учениями.
3. Повторить термины: индульгенция, еретик, церковная десятина.
Причины Реформации в Германии
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: лабораторное занятие
Цель урока: определить причины Реформации в Германии
Задачи:
рассмотреть положение сословий в Германии накануне Реформации, проанализировать на
основе документов, что не устраивало данное сословие или социальную группу в положении
католической церкви;
определить, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы;
совершенствовать умения анализировать исторический источник, систематизировать
полученные данные, формулировать собственные суждения и аргументировать их;
воспитывать толерантность в отношении представителей различных конфессий.
Предварительное домашнее задание:
1. Повторить материал об образовании Священной Римской империи.
2. Повторить материал о положении католической церкви к XVI веку, о ее борьбе с еретическими
учениями.
3. Повторить термины: индульгенция, еретик, церковная десятина.
Ход урока
1 этап – организационный:
Вводное слово учителя.
Ребята, мы с вами изучили последствия Великих Географических Открытий в политической и
экономической сферах. Изменение представлений о мире затронуло также духовную сферу,
положение католической церкви, учение которой все средние века управляло умами людей. Церковь
сурово расправлялась с инакомыслящими – еретиками, осуждавшими богатство церкви, неправильный
образ жизни духовенства. Начало Нового времени (XVXVI вв.) стало для Европы временем
духовного обновления. В XVI веке происходит еще одно важное явление европейской и всемирной
истории. Оно связано с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма
большого количества верующих. Происходит раскол римскокатолической церкви и образование
новых христианских церквей. Этот процесс получил название Реформации. Реформация – это
широкое движение за обновление, переустройство церкви.
В XVXVI веках недовольство католической церковью стало повсеместным.
Вопрос: Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос:
Чем были недовольны верующие?
Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”:
“Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены,
чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, несуществующая война с турками,
и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заняты в Риме, хотя никогда
не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией развалившихся храмов и турецкими походами.О трех вещах нельзя говорить правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии … Три вещи неохотно
делают в Риме: держат свое слово, помогают другому и уступают дорогу…
Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, доброго золота и жизни, полной наслаждения.
Три вещи составляют отличительную черту Рима: папа, старые здания и корыстолюбие…”.[1]
Итак, верующие были недовольны неимоверным богатством Рима, церковной десятиной, продажей
индульгенций. Возмущало несоответствие образа жизни служителей духовенства (корыстолюбие,
чревоугодие, невежество) и тем, что они проповедают. Почему же Реформация началась именно в
Германии? Это не было случайностью. Для этого нам нужно рассмотреть положение каждой
социальной группы в Германии накануне Реформации.
2 этап – самостоятельная работа учащихся:
Класс делиться на 4 группы. Каждая группа получает документы, характеризующие положение
определенного сословия или социальной группы в Германии 16 века. Опираясь на него и
прочитанный дома материал, учащиеся должны выполнить задание и ответить на вопросы:
1. Дайте характеристику положения данного германского сословия или социальной группы.
2. Что не устаивало данную социальную группу или сословие в положении католической
церкви?
3. Определите, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы.
Группа 1 – положение зарождающейся буржуазии – бюргерства
Себастьян Франк “Всемирная книга”:
“Третье сословие – это бюргеры, или городские жители; одни из них в имперских городах подчинены
императору, другие – князьям, третьи – в Швейцарии в вольных городах, независимы.
Далее, в могущественных и свободных имперских городах население имеется двух категорий:
простые горожане и родовитые, стремящиеся быть в некотором роде знатью и живущие на дворянских
манер со своих рент. Они не терпят в своей среде простого горожанина, хотя бы он равен был по
богатству, и, подобно дворянам, не заключают неравных браков; кто не хочет быть исключенным из их
среды и презираем, тот женится на равной себе…” [2]
Группа 2 – положение императора и могущественных князей – курфюрстов.
Задание достаточно сложное, поэтому группа получает дополнительные вопросы к документу:
1. Каким образом происходила смена императоров Священной Римской Империи.
2. Чья воля определяла избрание императора?
3. Кто обладал наибольшей властью в Германии
Карл IV “Золотая булла”:
“Мы повелеваем и устанавливаем, чтобы архиепископ Майнцский, когда в епископстве станет
известно о смерти короля или императора, в течении одного месяца со дня смерти сообщил об этом в
открытых письмах каждому курфюрсту.
Если же архиепископ будет медлить с этим извещением, пусть курфюрсты по собственному почину, в
силу верности долгу, заботясь о святой империи, соберутся в течение трех месяцев во Франкфурте и
изберут римского короля как будущего императора. Вопрос о выборе должен решаться большинством
голосов. Вновь избранным должен тотчас утвердить лены, привилегии и права и свободы
курфюрстов… Когда трон остается вакантным, регентство должны взять на себя: на Юге –
пфальцграф, на Севере – герцог Саксонский”. [3]
Группа 3 – положение многочисленного рыцарства (дворянства) в ГерманииДополнительные вопросы к документам
1. Какое занятие было характерно для рыцарей Германии в XVI в?
2. Чем можно это объяснить?
Готфрид (Гец) фон Берлихинген “Автобиография”
“Когда же после того ушел с дороги, у меня появился другой план, следующего рода: я узнал, что
когда бывает франкфуртская ярмарка, то нюрнбержцы идут во Франкфурт пешком выше Вюрцбурга.
Была предпринята разведка, и я захватил пять человек. Среди них был купец, которого я брал в плен
уже в третий раз, и второй – которого я держал в течении полугода, причем один раз захватил его
товар. Я сделал вид, что хочу им всем отрубить руки и головы, но это не было моим серьезным
намерением. Они должны были стать на колени и положить руки на пень. Тогда я наступил на одного
ногой, а другого ударил по лицу это было им от меня наказанием, затем я предоставил им
продолжать свой путь”.[4]
Себастьян Франк “Всемирная книга”
“Дворянство, которое по божьему повелению должно быть благородно, должно быть устрашением и
бичом злых, защитой и прибежищем добрых, охранителем вдов и сирот, поступает как раз наоборот.
Те, которые должны быть собаками, охраняющими овчарню, являются, напротив, сами волками и
хватают все, что только могут, так что беречь и сторожить надо было от этих пастухов, благородство
которых исключительно происходит от их прежнего блеска. Раньше их благородство находило
основание в добродетели, теперь они доказывают его лишь гордостью и знатным происхождением”.[5]
Группа 4 – положение и настроение простых верующих.
Себастьян Франк “Всемирная книга”:
“Трудящийся в поте лица народ: крестьяне, угольщики, пастухи и т.д. – это четвертое сословие. Их
дома, жизнь, одежда и пища хорошо известны. Это очень трудолюбивый народ, которым каждый
всячески помыкает, чрезмерно обремененный барщинами, налогами, пошлинами и десятиной”. [6]
Ганс Сакс. “О виттенбергском соловье”:
Есть у попов про всех товар,
Лишь покупай – и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом божий превращают в рынок
Дают реликвии доход,
А главное – в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка
Он им притронется слегка [7]
К болящему – и дань сберет…
Страдает от попов народ
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб заплатить им десятину
Коль не заплатишь,
проклянут,
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было неповадно.
Трудится разве не досадно
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактире было можно,
Кутить и пьянствовать
безбожно?
3 этап – коллективное обсуждение результатов работы групп:
В ходе выступления и обсуждения результатов каждой группы, учащимися в тетради
составляется таблица “Причины Реформации в Германии”
Сословие
Причины недовольства католической церковью
ТребованияБюргерство Не устраивали средневековые идеалы смирения,
аскетизма, взгляд на земную жизнь как на
приготовление к жизни загробной. Не нравилось
пышное убранство и дорогостоящие церковные
обряды
Рыцарство
Обширные земельные владения церкви
Создать новое вероучение,
которое оправдало бы
предприимчивость, бережливость
и стремление к богатству.
Требование “дешевой церкви”
Передать церковные богатства в
их руки
Князья
Народ,
простые
верующие
Богатство церкви, огромные доходы, получаемые
папами из Германии, претензии пап на господство
над светской властью
Установить контроль над
церковью в своих владениях,
получить ее богатства
Недовольство феодальными порядками,
освященными церковью. Возмущение
несоответствием образа жизни служителей
духовенства и тем, что они проповедуют. Роскошь
папского двора, взяточничество в
Риме,симония,индульгенции
Реформа церкви, запрет продажи
индульгенций; в некоторых
случаях требования Реформации
перерастали в требования
реформы существующего
порядка
Таким образом, именно в Германии, где шла “война всех против всех” (князья не давали усилиться
императору и притесняли дворян, рыцари обижали крестьян и горожан), все слои немецкого общества
были едины в недовольстве католической церковью.
4 этап – подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке.