Причины Реформации в Германии

  • Работа в классе
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: лабораторное занятие Цель урока: определить причины Реформации в Германии Задачи: • рассмотреть положение сословий в Германии накануне Реформации, проанализировать на основе документов, что не устраивало данное сословие или социальную группу в положении католической церкви; • определить, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы; • совершенствовать умения анализировать исторический источник, систематизировать полученные данные, формулировать собственные суждения и аргументировать их; • воспитывать толерантность в отношении представителей различных конфессий. Предварительное домашнее задание: 1. Повторить материал об образовании Священной Римской империи. 2. Повторить материал о положении католической церкви к XVI веку, о ее борьбе с еретическими учениями. 3. Повторить термины: индульгенция, еретик, церковная десятина.
Иконка файла материала Причины Реформации в Германии.doc
Причины Реформации в Германии Тип урока: урок изучения нового материала Форма урока: лабораторное занятие Цель урока: определить причины Реформации в Германии Задачи:     рассмотреть положение сословий в Германии накануне Реформации, проанализировать на  основе документов, что не устраивало данное сословие или социальную группу в положении  католической церкви; определить, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы; совершенствовать умения анализировать исторический источник, систематизировать  полученные данные, формулировать собственные суждения и аргументировать их; воспитывать толерантность в отношении представителей различных конфессий. Предварительное домашнее задание: 1. Повторить материал об образовании Священной Римской империи. 2. Повторить материал о положении католической церкви к XVI веку, о ее борьбе с еретическими учениями. 3. Повторить термины: индульгенция, еретик, церковная десятина. Ход урока 1 этап – организационный: Вводное слово учителя. Ребята, мы с вами изучили последствия Великих Географических Открытий в политической и  экономической сферах. Изменение представлений о мире затронуло также духовную сферу,  положение католической церкви, учение которой все средние века управляло умами людей. Церковь  сурово расправлялась с инакомыслящими – еретиками, осуждавшими богатство церкви, неправильный образ жизни духовенства. Начало Нового времени (XV­XVI вв.) стало для Европы временем  духовного обновления. В XVI веке происходит еще одно важное явление европейской и всемирной  истории. Оно связано с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма  большого количества верующих. Происходит раскол римско­католической церкви и образование  новых христианских церквей. Этот процесс получил название Реформации. Реформация – это  широкое движение за обновление, переустройство церкви. В XV­XVI веках недовольство католической церковью стало повсеместным. Вопрос: Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопрос: Чем были недовольны верующие? Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”: “Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены,  чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, несуществующая война с турками,  и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заняты в Риме, хотя никогда  не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией развалившихся храмов и турецкими походами.О трех вещах нельзя говорить правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии … Три вещи неохотно  делают в Риме: держат свое слово, помогают другому и уступают дорогу… Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, доброго золота и жизни, полной наслаждения.  Три вещи составляют отличительную черту Рима: папа, старые здания и корыстолюбие…”.[1] Итак, верующие были недовольны неимоверным богатством Рима, церковной десятиной, продажей  индульгенций. Возмущало несоответствие образа жизни служителей духовенства (корыстолюбие,  чревоугодие, невежество) и тем, что они проповедают. Почему же Реформация началась именно в  Германии? Это не было случайностью. Для этого нам нужно рассмотреть положение каждой  социальной группы в Германии накануне Реформации. 2 этап – самостоятельная работа учащихся: Класс делиться на 4 группы. Каждая группа получает документы, характеризующие положение  определенного сословия или социальной группы в Германии 16 века. Опираясь на него и  прочитанный дома материал, учащиеся должны выполнить задание и ответить на вопросы: 1. Дайте характеристику положения данного германского сословия или социальной группы. 2. Что не устаивало данную социальную группу или сословие в положении католической  церкви? 3. Определите, какие требования по отношению к церкви выдвигали данные группы. Группа 1 – положение зарождающейся буржуазии – бюргерства Себастьян Франк “Всемирная книга”: “Третье сословие – это бюргеры, или городские жители; одни из них в имперских городах подчинены  императору, другие – князьям, третьи – в Швейцарии в вольных городах, независимы. Далее, в могущественных и свободных имперских городах население имеется двух категорий:  простые горожане и родовитые, стремящиеся быть в некотором роде знатью и живущие на дворянских манер со своих рент. Они не терпят в своей среде простого горожанина, хотя бы он равен был по  богатству, и, подобно дворянам, не заключают неравных браков; кто не хочет быть исключенным из их среды и презираем, тот женится на равной себе…” [2] Группа 2 – положение императора и могущественных князей – курфюрстов. Задание достаточно сложное, поэтому группа получает дополнительные вопросы к документу: 1. Каким образом происходила смена императоров Священной Римской Империи. 2. Чья воля определяла избрание императора? 3. Кто обладал наибольшей властью в Германии Карл IV “Золотая булла”: “Мы повелеваем и устанавливаем, чтобы архиепископ Майнцский, когда в епископстве станет  известно о смерти короля или императора, в течении одного месяца со дня смерти сообщил об этом в  открытых письмах каждому курфюрсту. Если же архиепископ будет медлить с этим извещением, пусть курфюрсты по собственному почину, в  силу верности долгу, заботясь о святой империи, соберутся в течение трех месяцев во Франкфурте и  изберут римского короля как будущего императора. Вопрос о выборе должен решаться большинством голосов. Вновь избранным должен тотчас утвердить лены, привилегии и права и свободы  курфюрстов… Когда трон остается вакантным, регентство должны взять на себя: на Юге –  пфальцграф, на Севере – герцог Саксонский”. [3] Группа 3 – положение многочисленного рыцарства (дворянства) в ГерманииДополнительные вопросы к документам 1. Какое занятие было характерно для рыцарей Германии в XVI в? 2. Чем можно это объяснить? Готфрид (Гец) фон Берлихинген “Автобиография” “Когда же после того ушел с дороги, у меня появился другой план, следующего рода: я узнал, что  когда бывает франкфуртская ярмарка, то нюрнбержцы идут во Франкфурт пешком выше Вюрцбурга.  Была предпринята разведка, и я захватил пять человек. Среди них был купец, которого я брал в плен  уже в третий раз, и второй – которого я держал в течении полугода, причем один раз захватил его  товар. Я сделал вид, что хочу им всем отрубить руки и головы, но это не было моим серьезным  намерением. Они должны были стать на колени и положить руки на пень. Тогда я наступил на одного  ногой, а другого ударил по лицу ­­ это было им от меня наказанием, затем я предоставил им  продолжать свой путь”.[4] Себастьян Франк “Всемирная книга” “Дворянство, которое по божьему повелению должно быть благородно, должно быть устрашением и  бичом злых, защитой и прибежищем добрых, охранителем вдов и сирот, поступает как раз наоборот.  Те, которые должны быть собаками, охраняющими овчарню, являются, напротив, сами волками и  хватают все, что только могут, так что беречь и сторожить надо было от этих пастухов, благородство  которых исключительно происходит от их прежнего блеска. Раньше их благородство находило  основание в добродетели, теперь они доказывают его лишь гордостью и знатным происхождением”.[5] Группа 4 – положение и настроение простых верующих. Себастьян Франк “Всемирная книга”: “Трудящийся в поте лица народ: крестьяне, угольщики, пастухи и т.д. – это четвертое сословие. Их  дома, жизнь, одежда и пища хорошо известны. Это очень трудолюбивый народ, которым каждый  всячески помыкает, чрезмерно обремененный барщинами, налогами, пошлинами и десятиной”. [6] Ганс Сакс. “О виттенбергском соловье”: Есть у попов про всех товар,  Лишь покупай – и млад и стар!  Известно, каждый поп и инок  Дом божий превращают в рынок  Дают реликвии доход,  А главное – в церквах идет  Продажа индульгенций бойко,  Вот что и есть овечья дойка!  Толпа церковников жадна.  Привыкнув грабить издавна,  Живя бессовестным обманом,  Церковник ловко лжет мирянам:  За мощи выдав зуб быка  Он им притронется слегка [7] К болящему – и дань сберет… Страдает от попов народ Не перечесть его невзгод: Зимой и летом гнет он спину, Чтоб заплатить им десятину Коль не заплатишь, ­  проклянут, Изгонят, свечи вслед швырнут, Другим чтоб было неповадно.  Трудится разве не досадно Крестьянину по целым дням, Чтобы поповским холуям Сидеть в трактире было можно, Кутить и пьянствовать  безбожно? 3 этап – коллективное обсуждение результатов работы групп: В ходе выступления и обсуждения результатов каждой группы, учащимися в тетради  составляется таблица “Причины Реформации в Германии” Сословие Причины недовольства католической церковью ТребованияБюргерство Не устраивали средневековые идеалы смирения,  аскетизма, взгляд на земную жизнь как на  приготовление к жизни загробной. Не нравилось  пышное убранство и дорогостоящие церковные  обряды Рыцарство Обширные земельные владения церкви Создать новое вероучение,  которое оправдало бы  предприимчивость, бережливость и стремление к богатству.  Требование “дешевой церкви” Передать церковные богатства в  их руки Князья Народ,  простые  верующие Богатство церкви, огромные доходы, получаемые  папами из Германии, претензии пап на господство  над светской властью Установить контроль над  церковью в своих владениях,  получить ее богатства Недовольство феодальными порядками,  освященными церковью. Возмущение  несоответствием образа жизни служителей  духовенства и тем, что они проповедуют. Роскошь  папского двора, взяточничество в  Риме,симония,индульгенции Реформа церкви, запрет продажи индульгенций; в некоторых  случаях требования Реформации  перерастали в требования  реформы существующего  порядка Таким образом, именно в Германии, где шла “война всех против всех” (князья не давали усилиться  императору и притесняли дворян, рыцари обижали крестьян и горожан), все слои немецкого общества были едины в недовольстве католической церковью. 4 этап – подведение итогов, оценивание работы учащихся на уроке.

Посмотрите также