Предмет: математика
Класс: 4-А
Урок 119.
Тема урока. Прием письменного деления на трехзначное число.
Методическая цель урока: развивать умение выполнять деление с остатком, делать проверку правильности выполнения решения; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения.
Задачи урока: научить выполнять проверку деления с остатком; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера.
Планируемые результаты. Предметные: научатся выполнять деление с остатком и делать проверку; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Метапредметные: регулятивные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы; оценивают свои достижения на уроке; познавательные: развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание; развивать умение анализировать и обобщать; развивать математическую речь. коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний , предложенных в учебнике или учителем.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма проведения: урок.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, таблица «Единицы измерения».
Ход урока.
1.Организационный этап.
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
Без счёта не будет
на улице света,
Без счёта не сможет подняться ракета,
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
3.Устный счет.
№ 1 (с.82)
Математический диктант.
• Азовское море каждый год в среднем мелеет на 6 м. На сколько метров обмелело Азовское море с 2008 по 2012 год? ((2012 - 2008) -6 = 24 (м).)
• Глубина озера Байкал 1620 м, а Онежского озера — 27 м. Во сколько раз озеро Байкал глубже? (1620:27 = 60(р.).)
• Толщина льда на реке Волге в среднем составляет полметра, а на реках Сибири — 1 м 50 см. Во сколько раз лед сибирских рек толще? (150:50 = 3 (р.).)
• Длина реки Амазонки составляет 7000 км, а реки Волги — 3531 км. На сколько Амазонка длиннее? (7000 — 3531 -= 3469 (км).)
Геометрический материал.
Выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 76). Один ученик работает на доске.
Решение:
1)32 × 2 = 64 (см) – сумма двух длин.
2)114 – 64 = 50 (см) – две ширины.
3)50 : 2 = 25 (см)
Проверка: (25 + 32) × 2 = 114 (см) = 11дм 4 см.
Ответ: длина другой стороны 2 дм 5 см.
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(На доске записаны примеры. Учитель называет числа, ученик выходит к доске и обводит тот пример, для которого данное число будет ответом.)
720 : 80 7 : 3 18 : 7 5600 : 800
240 : 6 1200 : 30 15 : 4 9 : 4
30 × 8 9 × 70 810 : 90 600 × 3
Ответы: 9, 240, 2, 630, 1800, 7, 40.
— Какие примеры вы не обвели? Что у них общего? (Это примеры на деление с остатком.)
— Назовите компоненты и результаты действий в этих примерах.
(Учащиеся читают равенства, называя компоненты.)
— Как выполнить проверку? (Например: 15: 4 = 3 (ост. 3) Проверка: 3× 4 + 3 = 15)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении на трехзначное число, научиться выполнять деление с остатком и делать проверку.)
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
Работа по учебнику
№308 (с. 76).(Примеры 1,2 — устно, пример 3 - самостоятельно, письменно. Самопроверка, самооценка.)
№309 (с. 76).(Первое задание — коллективно, с комментированием, второе — самостоятельно. Взаимопроверка.)
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).
№312 (с. 76).
— Прочитайте задачу.
— Как оформить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
— Что можно сказать о времени движения поезда? (Он начал движение в 23 ч 15мин, а закончил в 6ч 25мин.)
— Как узнать общее время в пути? (К 45мин до полуночи прибавить 6 ч 25 мин.)
— Как найти время движения? (Из общего времени вычесть два раза по 5мин.)
— Как теперь найти скорость поезда? (Расстояние разделить на время.)
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Самопроверка, самооценка.)
Решение
1) 45 мин + 6 ч 25 мин = 7 ч 10 мин - время движения поезда с остановками;
2) 7 ч 10 мин - 5 мин - 5 мин = 7 ч — время движения поезда без остановок;
3)651: 7 = 93 (км/ч).
Ответ: скорость поезда 93 км/ч.
6.Физкультминутка
№310 (с. 76).
— Прочитайте задачу.
— Как найти ширину, зная площадь и длину прямоугольника? (Площадь разделить на длину.)
— Как найти длину, зная площадь и ширину прямоугольника? (Площадь разделить на ширину.)
— Сделайте чертеж и решите задачу самостоятельно.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
№314 (с. 76).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 315 (с. 76).)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
№ 311, 313 (с. 76).
8. Итог урока. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
- Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?
- Как проверить деление с остатком?
- Какие задания вам было интересно выполнять?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.