Приемы формирования функциональной грамотности

  • docx
  • 24.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приемы формирования функциональной грамотности.docx

Приемы формирования функциональной грамотности

№ п/п

Название

Краткое описание

1.

Ошибкоопасное место

Цель - найти «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?»

 

2.

Лови ошибку

Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание.

А вот в третьем и четвёртом классах этот приём можно использовать в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.

 

3.

Яркое пятно

Цель - активизировать мыслительную деятельность ребенка. Хоть эти приёмы и считаются инновационными, они давно известны и используются. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

 

4.

Проблемная ситуация

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

 

5.

Ключевые слова

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты.

Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагатель-ное», «Глагол» и др.

 

6.

Чтение про себя с вопросами

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.

 

7.

Чтение с остановками

Цель – управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Алгоритм реализации приема:

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз

содержания последующего отрывка.

 

8.

Чтение про себя с пометками

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.