Приемы формирования функциональной грамотности
№ п/п |
Название |
Краткое описание |
1. |
Ошибкоопасное место |
Цель - найти «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм» или «Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?»
|
2. |
Лови ошибку |
Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. А вот в третьем и четвёртом классах этот приём можно использовать в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов.
|
3. |
Яркое пятно |
Цель - активизировать мыслительную деятельность ребенка. Хоть эти приёмы и считаются инновационными, они давно известны и используются. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
|
4. |
Проблемная ситуация |
Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
|
5. |
Ключевые слова |
Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагатель-ное», «Глагол» и др.
|
6. |
Чтение про себя с вопросами |
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Алгоритм реализации приема: 1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. 2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
|
7. |
Чтение с остановками |
Цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
|
8. |
Чтение про себя с пометками |
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.