«Приемы обогащения словарного запаса детей 6-7 лет с речевой патологией.»
Одним из средств обогащения словарного запаса детей является
художественная литература. Качество восприятия текста находится в
прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений
слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и
словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую
роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными
словами и выражениями: околдован, лес стоит».
В связи с чтениемследующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;лексический анализ языка художественных произведений (выявленизначений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста);объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми;побор слов для характеристики героев; употребление слов в разномконтексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и
активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике
обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания
игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек
применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил.
Дидактическая игра имеет другую структуру .
– играют в «Чудесный мешочек». Рассматривание игрушек сопровождается
беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях,
возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в
связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной
работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками
и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх
дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не
вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно
вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями,
показом, что ведет к разрушению игры. Словарные дидактические игры
помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их
обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он
вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых
условиях.
1 «Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек
разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным
признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек,
предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он.
(Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно
после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не
узнан по описанию или неправильно назван.)
Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание
загадки.
Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые
правила и действия усложняются в зависимости от возраста.
2 «Подбери посуду для куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать
умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия
предметов посуды).
Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения
куклы чаем.
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная,
столовая, чайная.
Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не
имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в
быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей
определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять
подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи
с предыдущими этапами работы над словом.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние
животные, дикие животные);
по свойствам (цвет, вкус, величина, материал)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.