Приемы обогащения словарного запаса детей 6-7 лет с речевой патологией.

  • docx
  • 22.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала приемы.docx

«Приемы обогащения словарного запаса детей 6-7 лет с речевой патологией.»

 

 

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является

художественная литература. Качество восприятия текста находится в

прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений

слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и

словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую

роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными

словами и выражениями: околдован, лес стоит».

В связи с чтениемследующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;лексический анализ языка художественных произведений (выявленизначений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста);объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми;побор слов для характеристики героев; употребление слов в разномконтексте в связи с беседой по содержанию произведения.

 

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и

активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике

обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания

игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек

применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил.

Дидактическая игра имеет другую структуру .

– играют в «Чудесный мешочек». Рассматривание игрушек сопровождается

беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях,

возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в

связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной

работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками

и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх

дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не

вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно

вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями,

показом, что ведет к разрушению игры. Словарные дидактические игры

помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их

обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он

вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых

условиях.

1 «Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек

разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным

признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек,

предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он.

(Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно

после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не

узнан по описанию или неправильно назван.)

Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание

загадки.

Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые

правила и действия усложняются в зависимости от возраста.

2 «Подбери посуду для куклы».

Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать

умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия

предметов посуды).

Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения

куклы чаем.

В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная,

столовая, чайная.

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не

имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в

быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей

определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять

подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи

с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние

животные, дикие животные);

по свойствам (цвет, вкус, величина, материал)