Приемы устного и письменного опроса
Оценка 4.7

Приемы устного и письменного опроса

Оценка 4.7
docx
16.03.2024
Приемы устного и письменного  опроса
слепова (2).docx

Название

Описание приема

Особенности реализации

Привлекательная цель

Простая, понятная привлекательная для ученика цель, выполняет запланированное учителем

 3 этап, Систематизация знаний.

Групповая, индивидуальна.

Окр. Мир 3 класс часть 1.

Тема: «Что такое экология?»

Перед началом урока, ученикам дается тема, под которую они должны составить цель урока. После учитель проводит урок по той цели которые составили ученики.

УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления

 

Удивляй

Угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

 

Отстроченная загадку

Загадка в начале урока, отгадка будет открыта на уроке при работе с новым материалом. В конце урока, начать новое занятие.

 

Фантастическая добавка

Дополняет реальную ситуацию фантастикой.

 

Лови ошибку

объясняя материал, намеренно допускает ошибки.

7 этап, самостоятельная работа

Индивидуальная

Русский язык 3 класс часть 1

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Учитель дает самостоятельную работу, в которой будут допущены ошибки по теме, задача учеников найти и исправить.

УУД: находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение.

Практическая теория

Введение в теорию необходимую осуществлять через практическую задачу

 

Пресс-конференции

Намеренно неполно рассказывает тему, предложив школьникам задать до раскрывающие её вопросы

 

Вопрос к тексту

Перед изучением учебника текста ставится задача: составит к нему список вопросов.

 

Повторение пройдённого на уроке

! Своя опора

Ученики составляют собственный опорный конспект по новому материалу.

4 этап, построение проекта и выхода из затруднения

Групповая

Ок. мир 4 класс

Тема: «Моря, озера и реки России»

Класс делится на 3 группы каждая группа готовит рассказ про свой объект после рассказываю материал свои товарищам.

УУД: Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы.

Использование различных способов поиска.

Повторение с контролем

 

Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

6 этап, первичное закрепление

Фронтальная, групповая.

Литература 4 класс. 1 часть

Тема: «Три поездки Ильи Муромца»

Учитель вместе с учениками составляют вопросы по изученной теме, после этого, ученики пишут самостоятельную работу по этим вопросам.

УУД: устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

! Повторение с расширением

Оставляют версию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

 

Свои примеры

Подготавливают свои примеры к новому материалу.

 

Опрос-итог

В конце урока задают вопросы (рефлексия)

 

Обсуждаем домашнее задание

Обсуждают какие должны быть домашнее задания

 

Повторение изученных ранее тем

! Своя опора

-||-

 

Повторяем с контролем

 

Разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме

 

Повторяем с расширением

Разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме.

 

Пересечение тем

Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, или вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

6 этап, первичное закрепление фронтальная групповая.

Учебник: математики 3 класс 2 часть стр. 8-9 Тема «Решение задач».

Ученики будут составлять задачи, пройденных теми обмениваться между собой и решать их.

УУД: выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи

Три уровня Д/З

учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ.

Второй уровень задания – ТРЕНЕРОВОЧНЫЙ.

Третий уровень- используется или нет учителем в зависимости от темы урока это ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

 

Задание с массивом

Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. Задается большой массив задач сразу – в рамках одной изучаемой или повторяемой темы.

 

Особое задание

Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания.

 

Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание.

 

Необычная обычность

Задаётся домашнее задание необычным способом.

 

Идеальное задание

Предлагается школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

 

Подготовка к докладу

Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов.

Первый этап: КАРТА СООБЩЕНИЯ

Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА

Третий этап: ДОКЛАД

Четвертый этап: ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ

 

Организует работу в группах

Группы получают одно и то же задание

 

Лови ошибку

-||-

 

Пресс-конференция и вопрос к тексту

Составляют списки вопросов, разбившись по группам.

 

Своя опора

-||-

 

Мозговой штурм

Решение творческой задачи организуется в виде учебного мозгового штурма.

Первый этап. Создание банка идей .Главная цель – наработать как можно больше возможных решений.

Второй этап. Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически.

Третий этап. Обработка результатов. Группа выбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.

 

Компетентность

Конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы

 

Игра 2 Нил

Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи, или решатели, в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников; приемная комиссия – эту роль тоже берет на себя сам учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками. До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решать эту задачу

 

Игра 3 Точка зрения

Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.

Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох….

До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами.

Во время игры:

1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.

2. Группы вступают в диспут.

3. Группа наблюдателей оценивает

 

Игры -тренинги

Необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

Логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом

 

Игры в случайность

Вводится в урок элементы случайного выбора

 

Театрализация

Разыгрывается сценка на учебную тему

 

Да-нетка

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет".

 

Приемы устного опроса

Название приемов

Описание приемов

Особенности реализации

Базовый лист контроля

На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.

Необходимый атрибут нескольких форм работы.

В старших классах лист "двухэтажный". Отделенная чертой вторая половина содер­жит добавочные вопросы для претендентов на “отлично" и тех. кто го­товится сдавать вузовский экзамен.

 

7 этап урока, самостоятельная работа с проверкой по эталону

Фронтальная и индивидуальная

Класс 1, 1 часть страница 14.

Тема: «Что мы знаем о Москве?»

Задание: выполните задание на листе контроля и подпишите достопримечательности Москвы, изображённые на картинке

УУД: Метопредметные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Предметные: уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Светофор

Способ применении светофора зависит от типа опроса.

Есть два совершенно разных типа устного опроса - назовем их ус­ловно А и Б. . Тип А - опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок и здесь красный сигнал означает *Я не знаю!". При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить!" Красный цвет - "Не хочу".

2 этап Актуализация и формирование индивидуального затруднения в пробном действии.

6 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная

Литературное чтение 2 класс

Тема: «Александр Сергеевич Пушкин У лукоморья дуб зеленый »

1 задание проверка домашнего задания пересказ на изучать

2 задание вопросы по произведению

УУД: предметные: овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представление о нормах современного русского литературного языка.

Показательный ответ

В традиционном своем виде опрос у доски - это скорее антиприем. Один отвечает, остальные как бы слуша­ют. И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестя­щий ответ - чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена.

Построение проекта выход из-за затруднения

Индивидуальная, фронтальная

Литературное чтение 2 класс 1 ч страница 92

Тема «Биография И. А. Крылова»

Задание подготовить биографию по ученику

УУД: Предметные: осознания устной речи как показатель общей культуры человека.

Опрос по цепочке

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

2 этап Актуализация.

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Л.ч.  класс 2 ч 1 стр 103.

Тема: «Рассказ Филиппок»

Задание: пересказ рассказа по цепочке.

УУД: предметные: овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представление о нормах современного русского литературного языка.

Тихий опрос

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.

6 этап, Первичное закрепление.

Фронтальная, групповая.

Ок. мир. Класс 1 часть 1 стр. 62

Тема: «Куда текут реки?»

По одному выходят к учителю и отвечают на вопросы по новой теме, остальные выполняют задание в листе путешественника.

УУД: предметные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы.

Магнитофонный опрос

Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать. Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послу­шать себя со стороны.

3 Этап, Проблемное объяснение нового знания

Фронтальная индивидуальная технология

1 класс 1 часть страница 92

Тема: «Ножницы» перед работы с ножницами спросим правила использования ножниц на уроке

УУД: осознание ценности труда в жизни человека ответственное потребление и бережное отношения к результатам труда.

Программируемый опрос

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

7 этап, самостоятельная работа индивидуальное литература

1 класс 1 часть страница 152

Тема: «Проверь себя.»

ученики выполняют самостоятельную работу по изученным темам в виде теста

УУД: Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Взаимоопрос

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы - по собственному усмотрению либо их указывает учитель.

5 этап, Реализация поставленного проекта парное групповое

 математика класс 2 часть 1 страница 120 Тема: «Умножение» ученики работают в паре спрашивают друг у друга таблицу умножения на 2 и на 3

УУД: готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты.

Выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3,

Защитный лист

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свой фамилию и быть умеренным, что его сегодня р не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы держит ситуацию под полным контролем.

 

Отсроченная реакция 1

Учитель приучает детей - особенно              это касается младших классов - к некоторой паузе между заданным твор­ческим вопросом и ответом ученике.

Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос - ответ) иногда допустим, но чаще он способствует "забиванию" самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную пози­цию.     Поэтому: вопрос — пауза секунд 30 - ответ.

6 этап, первичное закрепление фронтальная индивидуальная

 математика класс 3 1 часть страница 109

Тема: «проверим себя» учитель спрашивает вопросы устный счет и дает детям время подумать.

УУД: Предметные: выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток.

Щадящий опрос 2

Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.

Класс разбивается на две группы по рядам- вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа.

При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте - ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учи­тель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+" или на следующий вопрос учителя отвечают уче­ники второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку.

6 Этап. первичное закрепление. Фронтальная индивидуальная работа

Учебник по русскому языку 3 класс 1 часть тема «виды предложений по цели высказывания».

отвечают на вопросы по правилам пройденному на уроке, тем самым закрепляя материал

УУД: Слушать и понимать речи других.

Понимание роли языка как основанного средства общения.

Идеальный опрос

Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономим время и силы.

 

 


 

Название Описание приема

Название Описание приема

Лови ошибку объясняя материал, намеренно допускает ошибки

Лови ошибку объясняя материал, намеренно допускает ошибки

Класс делится на 3 группы каждая группа готовит рассказ про свой объект после рассказываю материал свои товарищам

Класс делится на 3 группы каждая группа готовит рассказ про свой объект после рассказываю материал свои товарищам

Повторение с расширением Оставляют версию вопросов, дополняющих знания по новому материалу

Повторение с расширением Оставляют версию вопросов, дополняющих знания по новому материалу

Три уровня Д/З учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней

Три уровня Д/З учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней

Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА

Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА

Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы

Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы

До игры : учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами

До игры : учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами

Да-нетка Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др

Да-нетка Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др

Светофор Способ применении светофора зависит от типа опроса

Светофор Способ применении светофора зависит от типа опроса

Или как наглядную репетицию экзамена

Или как наглядную репетицию экзамена

Магнитофонный опрос Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать

Магнитофонный опрос Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать

Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам

Взаимоопрос Ученики опрашивают друг друга по базовым листам

Отсроченная реакция 1 Учитель приучает детей - особенно это касается младших классов - к некоторой паузе между заданным твор­ческим вопросом и ответом ученике

Отсроченная реакция 1 Учитель приучает детей - особенно это касается младших классов - к некоторой паузе между заданным твор­ческим вопросом и ответом ученике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2024