Название |
Описание приема |
Особенности реализации |
Привлекательная цель |
Простая, понятная привлекательная для ученика цель, выполняет запланированное учителем |
3 этап, Систематизация знаний. Групповая, индивидуальна. Окр. Мир 3 класс часть 1. Тема: «Что такое экология?» Перед началом урока, ученикам дается тема, под которую они должны составить цель урока. После учитель проводит урок по той цели которые составили ученики. УУД: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
|
Удивляй |
Угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. |
|
Отстроченная загадку |
Загадка в начале урока, отгадка будет открыта на уроке при работе с новым материалом. В конце урока, начать новое занятие. |
|
Фантастическая добавка |
Дополняет реальную ситуацию фантастикой. |
|
Лови ошибку |
объясняя материал, намеренно допускает ошибки. |
7 этап, самостоятельная работа Индивидуальная Русский язык 3 класс часть 1 Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне» Учитель дает самостоятельную работу, в которой будут допущены ошибки по теме, задача учеников найти и исправить. УУД: находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, предложение. |
Практическая теория |
Введение в теорию необходимую осуществлять через практическую задачу |
|
Пресс-конференции |
Намеренно неполно рассказывает тему, предложив школьникам задать до раскрывающие её вопросы |
|
Вопрос к тексту |
Перед изучением учебника текста ставится задача: составит к нему список вопросов. |
|
Повторение пройдённого на уроке ! Своя опора |
Ученики составляют собственный опорный конспект по новому материалу. |
4 этап, построение проекта и выхода из затруднения Групповая Ок. мир 4 класс Тема: «Моря, озера и реки России» Класс делится на 3 группы каждая группа готовит рассказ про свой объект после рассказываю материал свои товарищам. УУД: Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы. Использование различных способов поиска. |
Повторение с контролем
|
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. |
6 этап, первичное закрепление Фронтальная, групповая. Литература 4 класс. 1 часть Тема: «Три поездки Ильи Муромца» Учитель вместе с учениками составляют вопросы по изученной теме, после этого, ученики пишут самостоятельную работу по этим вопросам. УУД: устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
! Повторение с расширением |
Оставляют версию вопросов, дополняющих знания по новому материалу. |
|
Свои примеры |
Подготавливают свои примеры к новому материалу. |
|
Опрос-итог |
В конце урока задают вопросы (рефлексия) |
|
Обсуждаем домашнее задание |
Обсуждают какие должны быть домашнее задания |
|
Повторение изученных ранее тем ! Своя опора |
-||- |
|
Повторяем с контролем
|
Разрабатывают списки контрольных вопросов по всей ранее изученной теме |
|
Повторяем с расширением |
Разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания по всей ранее изученной теме. |
|
Пересечение тем |
Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, или вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. |
6 этап, первичное закрепление фронтальная групповая. Учебник: математики 3 класс 2 часть стр. 8-9 Тема «Решение задач». Ученики будут составлять задачи, пройденных теми обмениваться между собой и решать их. УУД: выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи |
Три уровня Д/З |
учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней. Первый уровень – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Второй уровень задания – ТРЕНЕРОВОЧНЫЙ. Третий уровень- используется или нет учителем в зависимости от темы урока это ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. |
|
Задание с массивом |
Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. Задается большой массив задач сразу – в рамках одной изучаемой или повторяемой темы. |
|
Особое задание |
Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. |
|
Творчество работает на будущее |
Ученики выполняют творческое домашнее задание. |
|
Необычная обычность |
Задаётся домашнее задание необычным способом. |
|
Идеальное задание |
Предлагается школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. |
|
Подготовка к докладу |
Подготовку учеников к чтению докладов провести в несколько этапов. Первый этап: КАРТА СООБЩЕНИЯ Второй этап: ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА Третий этап: ДОКЛАД Четвертый этап: ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ |
|
Организует работу в группах |
Группы получают одно и то же задание |
|
Лови ошибку |
-||- |
|
Пресс-конференция и вопрос к тексту |
Составляют списки вопросов, разбившись по группам. |
|
Своя опора |
-||- |
|
Мозговой штурм |
Решение творческой задачи организуется в виде учебного мозгового штурма. Первый этап. Создание банка идей .Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. Второй этап. Анализ идей. Все высказанные идеи группа рассматривает критически. Третий этап. Обработка результатов. Группа выбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. |
|
Компетентность |
Конкуренты – две команды учащихся; наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу; арбитр – обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы |
|
Игра 2 Нил |
Участники: задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи, или решатели, в зависимости от вида задания – группа или несколько групп учеников; приемная комиссия – эту роль тоже берет на себя сам учитель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками. До игры: учитель готовит задания. Задания не просто творческие – желательно подать их обоснованно. Задание может быть подано учеником как доклад. Или пусть это будет мини-спектакль на пару минут. Покажите, как важно решать эту задачу |
|
Игра 3 Точка зрения |
Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, ученых разных эпох…. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает |
|
Игры -тренинги |
Необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом |
|
Игры в случайность |
Вводится в урок элементы случайного выбора |
|
Театрализация |
Разыгрывается сценка на учебную тему |
|
Да-нетка |
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами: "да", "нет", "и да и нет". |
|
Приемы устного опроса
Название приемов |
Описание приемов |
Особенности реализации |
Базовый лист контроля |
На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый. Необходимый атрибут нескольких форм работы. В старших классах лист "двухэтажный". Отделенная чертой вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на “отлично" и тех. кто готовится сдавать вузовский экзамен.
|
7 этап урока, самостоятельная работа с проверкой по эталону Фронтальная и индивидуальная Класс 1, 1 часть страница 14. Тема: «Что мы знаем о Москве?» Задание: выполните задание на листе контроля и подпишите достопримечательности Москвы, изображённые на картинке УУД: Метопредметные: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Предметные: уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. |
Светофор |
Способ применении светофора зависит от типа опроса. Есть два совершенно разных типа устного опроса - назовем их условно А и Б. . Тип А - опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать назубок и здесь красный сигнал означает *Я не знаю!". При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить!" Красный цвет - "Не хочу". |
2 этап Актуализация и формирование индивидуального затруднения в пробном действии. 6 этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Фронтальная Литературное чтение 2 класс Тема: «Александр Сергеевич Пушкин У лукоморья дуб зеленый » 1 задание проверка домашнего задания пересказ на изучать 2 задание вопросы по произведению УУД: предметные: овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представление о нормах современного русского литературного языка. |
Показательный ответ |
В традиционном своем виде опрос у доски - это скорее антиприем. Один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ - чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. |
Построение проекта выход из-за затруднения Индивидуальная, фронтальная Литературное чтение 2 класс 1 ч страница 92 Тема «Биография И. А. Крылова» Задание подготовить биографию по ученику УУД: Предметные: осознания устной речи как показатель общей культуры человека. |
Опрос по цепочке |
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. |
2 этап Актуализация. Групповая, фронтальная, индивидуальная. Л.ч. класс 2 ч 1 стр 103. Тема: «Рассказ Филиппок» Задание: пересказ рассказа по цепочке. УУД: предметные: овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представление о нормах современного русского литературного языка. |
Тихий опрос |
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой. |
6 этап, Первичное закрепление. Фронтальная, групповая. Ок. мир. Класс 1 часть 1 стр. 62 Тема: «Куда текут реки?» По одному выходят к учителю и отвечают на вопросы по новой теме, остальные выполняют задание в листе путешественника. УУД: предметные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы. |
Магнитофонный опрос |
Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать. Это и есть цель магнитофонного опроса. Всем полезно, а некоторым просто необходимо послушать себя со стороны. |
3 Этап, Проблемное объяснение нового знания Фронтальная индивидуальная технология 1 класс 1 часть страница 92 Тема: «Ножницы» перед работы с ножницами спросим правила использования ножниц на уроке УУД: осознание ценности труда в жизни человека ответственное потребление и бережное отношения к результатам труда. |
Программируемый опрос |
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. |
7 этап, самостоятельная работа индивидуальное литература 1 класс 1 часть страница 152 Тема: «Проверь себя.» ученики выполняют самостоятельную работу по изученным темам в виде теста УУД: Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
Взаимоопрос |
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам. Темы - по собственному усмотрению либо их указывает учитель. |
5 этап, Реализация поставленного проекта парное групповое математика класс 2 часть 1 страница 120 Тема: «Умножение» ученики работают в паре спрашивают друг у друга таблицу умножения на 2 и на 3 УУД: готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты. Выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, |
Защитный лист |
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свой фамилию и быть умеренным, что его сегодня р не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы держит ситуацию под полным контролем. |
|
Отсроченная реакция 1 |
Учитель приучает детей - особенно это касается младших классов - к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученике. Никаких выкриков с места. Высокий темп (вопрос - ответ) иногда допустим, но чаще он способствует "забиванию" самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: вопрос — пауза секунд 30 - ответ. |
6 этап, первичное закрепление фронтальная индивидуальная математика класс 3 1 часть страница 109 Тема: «проверим себя» учитель спрашивает вопросы устный счет и дает детям время подумать. УУД: Предметные: выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. |
Щадящий опрос 2 |
Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников. Класс разбивается на две группы по рядам- вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте - ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+" или на следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. |
6 Этап. первичное закрепление. Фронтальная индивидуальная работа Учебник по русскому языку 3 класс 1 часть тема «виды предложений по цели высказывания». отвечают на вопросы по правилам пройденному на уроке, тем самым закрепляя материал УУД: Слушать и понимать речи других. Понимание роли языка как основанного средства общения. |
Идеальный опрос |
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономим время и силы. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.