Приемы визуализации: обзор технологии
Основы теории визуализации отражены в работах П.М. Эрдниева (теория укрупнения дидактических единиц помогает обобщать ежедневно большие объемы информации для построения логических связей) [29], Шаталова В.Ф. (теория опорных сигналов дает возможность давать за один урок не только одну тему или правило, но крупный блок информации, так можно осуществлять опережающую теорию обучения на уроке) [28], А.А. Вербицкого, который понимает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний» в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой для создания системы образов, взаимодействий [7, 12]. Психолог Р. Арнхейм считает, что визуализация – это особый тип мышления [3, 11], в трудах Л.Д. Лебедевой [12] и А.А. Остапенко [18] мы также встречаем мысль о том, что визуализация – это «сгущение информации», Остапенко считает, что с помощью методов философии можно смоделировать опорную визуальную схему. Проблемами визуализации занимались также известные ученые Л.С. Выготский [8], И.С. Кон [11]. Тони Бьюзен [6] считает, что визуализация посредством ментальных карт помогает активизировать мышление.
Визуализация помогает учителю сформировать мотивацию к обучению. В педагогическом словаре мотивация – это побуждение к действию [16, 32]. Мотив – это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные [23, 11].
В словаре терминов по педагогике мотивация – это система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения [24, 34].
Позиция ученых В.Н. Ирхина и И.В. Ирхиной [10] о необходимости применения здоровьесбергающих технологий в школе основывается на положениях А.П. Доброславина и Ф.Ф. Эрисмана о том, что государству и медицине не под силу решить вопросы, связанные со здоровьесбережением.
Мысль Р. Арнхейма важна: для развития навыка формирования сохранения мотивации к ЗОЖ необходимо применять педагогический потенциал русского языка и литературы как предметов в их единстве с различными формами урочной работы, особенно принимая во внимание богатые возможности для межпредметных связей с другими науками гуманитарного цикла в направлении сохранения здоровья.
Приемы визуализации, по теории Л.Д. Лебедевой, помогают структурировать материал и дать возможность самовыразиться учащемуся. А. Вербицкий акцентирует внимание на том, что «визуальный» - понятие шире, чем понятие «наглядный». В. Шаталов утверждает, что с помощью визуальных крупных блоков информации снимается лишняя нагрузка на внимание учащихся. Учитель считает эти принципы верными в уроках с применением приемов визуализации.
Список:
1. Авлова, Т.Г. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику) / Т.Г. Авлова, Н.В. Краснова. – СПб.: Специальная Литература, 1997. – 544с.
2. Альбеткова, Р.И. Русская словесность. 7 класс / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2007. – 220 с.
3. Арнхейм Р. Заметки об искусстве, психологии и прочем – М.: Академия, 2016. – 216 с.
4. Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008. – 253 с.
5. Боголюбов, Л.Н. Базовые социальные компетенции / Л.Н. Боголюбов // Преподавание в школе. – 2002. – № 9. – С. 88-89.
6. Бьюзен Т. Научи себя думать. – М.: Слово, 2014. - 312 с.
7. Вербицкий А. Психология мотивации студентов. – М.: Слово, 2014. – 423 с.
8. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста. / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т.4.,1983., с.244-269.
9. Геллер Е.М., 1990. Роль игровых средств в формировании интереса в обучении у детей и молодежи // Тезисы докл. Всес. научно-практич. конф. (Севастополь, 16-21 февр. 1990 г.). - М., 1990. – С. 27-28.
10. Ирхин В.Н. Ирхина И.В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке. – Белгород, НИУ БелГУ, 2017. 136 с.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. / И.С. Кон // Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – с.145 – (Психол. наука - школе).
12. Лебедева Л.Д. Введение в теорию арт-терапию. – М.: Просвещение, 2012. – 241 с.
13. Лубышева Л. И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе. – М.: Слово, 2005. – 211 с.
14. Львова, С.И. Уроки словесности. 5-9 классы: пособие для учителя / С.И. Львова. – М.: Дрофа, 1997. – 416 с.
15. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009.- 290 с.
16. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. — СПб.: Питер, 2000. – 364 с.
17. Нарутто С. В. Образовательные технологии в филоллогии // Актуальные проблемы филологии. 2013. № 7. С.77.
18. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. –М.: Народное образование, 2014. – 172 с.
19. Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 190 с.
20. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] / пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2001. – 141 с.
21. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст] / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – С. 224-231.
22. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
23. Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. // 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2003., с.32.
24. Современный словарь по педагогике / Авт. – сост. В.В. Юрчук // Мн.: Элаида, 2000., с.8.
25. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
26. Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Ч 49 Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии : учебное пособие / под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 311 с.
27. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Дрофа, 2013. – 116с.
28. Шаталов В.Ф. Научите детей учиться. – М.: Слово, 2015. – 311 с.
29. Эрдниев П.М., Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.