Праздничная вариация казахского национального костюма
Направление «Технология и искусство»
Секция: этнокультурология
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение ……………………………………………………………………...................... 2
2. Основная часть:
2.1. Конструкция изделия …………………………………………………………...... 4 2.2. Технология изготовления ……………………………………………………….. 8
2.3. Экономическое обоснование проекта ………………………………………... 10
2.4. Экологическая оценка проекта ………………………………………………… 11
2.5. Реклама изделия …………………………………………………………………… 12
3. Заключение ………………………………………………………………………………. 13
4. Библиографический список использованной литературы …………………… 14
5. Приложение ……………………………………………………………………………… 15
Введение
Сокровищницей интересных покроев и отделки является народная одежда. В ней черпают свои идеи современные художники – модельеры.
Мы знаем из истории, что казахская народность, сложившаяся в конце XV - начале XVI веков, стала преемницей материальной и духовной культуры племён, когда-то обитавших на территории Казахстана. Это, конечно же, отразилось и на национальном костюме, в котором до наших дней сохранились элементы «звериного стиля» и прочих деталей культуры предков нынешних казахов.
Во все времена казахский национальный костюм отображал особенности жизни народа и его традиции. Именно с помощью одежды можно определить принадлежность к тому или иному народу, а в современном мире это еще и дополнение к созданию совершенного этнообраза.
Народные одежды украшали изображением коней, рек, солнечных символов, бараньего рога, растительного мира.
Казахстанский национальный костюм невозможно перепутать с другими этническими костюмами у него есть свои характерные особенности:
· Орнаментирование, открытые срезы одежды, ворот, края головного убора, низ камзола, бешметы, чапаны, рукава, края штанин. Раньше украшали даже обувь разнообразным казахским орнаментом (етік, саптама, кебіс, мәсі) считалось, что это защищает от проникновения злых сил.
· Использовали в большом количестве ювелирные изделия.
· Женский наряд обильно украшали бахромой и вышивкой гладью.
· На голову надевали большие шапки, которые декорировали перьями, мехом, вышивкой, драгоценными камнями.
· Повседневную одежду, в отличие от праздничной, украшали скромнее и шили из более практичных тканей.
· Женский казахский костюм отличался от мужского наличием юбки с распахом на две стороны. Мужской вариант включал объемные шаровары.
· Предпочтение отдавали всем оттенкам красного, синего, зеленого и золотого.
Национальный костюм – это одежда, которая нравится всем и всегда. У каждого народа он свой. Каждый костюм прекрасен, изготовлен вручную с любовью.
Темой нашего проекта мы выбрали «Изготовление праздничного казахского национального костюма»
Цель: Изготовить национальный костюм в традициях и обычаях казахского народа для нужд школы – лицея (изделие должно быть красивым, удобным и достаточно дешевым).
Задачи:
· Выбрать оптимальный вариант казахского национального костюма, который соответствовал бы нашим заданным критериям.
· Развить свой познавательный интерес и обогатить свой словарный запас, изучая традиции и обычаи казахского народа.
· Приобрести навыки в изготовлении национальной одежды.
· Развить: аккуратность, внимание, координацию движения рук.
Основная часть
Конструкция изделия
Темой нашего проекта мы выбрали швейное изделие, так как любим придумывать и изобретать что-то своё. В нашей школе – лицее стоит проблема приобретения национальных костюмов на торжества, посвященные праздничным датам. Если взять костюм на прокат – это очень дорого! А так как мы посещали школьный кружок по технологии «Модельное агентство «Каприз»», то решили разработать свой вариант казахского национального костюма, который очень необходим для нужд нашей школы-лицея и который будет соответствовать нашим заданным критериям, а это: яркий, красивый и дешёвый.
Пересмотрев историческую литературу, интернет сайты, посещая конкурсы, различные праздничные мероприятия, пришли к выводу о решении нашего варианта костюма.
Сделали вывод, что раньше: молодые девушки носили платья с оборками (қосетек) и шалбары (штаны). На голову одевали маленькую шапочку - такия, а более богатые могли себе позволить головной убор бөрік, который зачастую имел отделку из меха. Когда девушка выходила замуж, надевала особый головной убор - саукеле, который богато украшался камнями, металлическими вставками. Женский праздничный казахский национальный костюм должен состоять из камзола, платья, головные убора - такия. Высота такии до 20 см, шапка в виде конуса. На плотной основе, богато украшалась изделиями из золота, жемчуга, монетками.
Наряд готовился в течение года, а стоимость его доходила до 18 - 20 тысяч тенге.
Наш же наряд должен быть экономически выгодным и потому, просчитав стоимость затрат пришли к выводу, что будем шить сразу несколько экземпляров костюмов.
Разработка и анализ вариантов моделей
На основе одной выкройки можно смоделировать множество разнообразных камзолов, юбок, но неизменным останется следующее – изделие должно быть ярким, нарядным, наличие орнамента, красивой отделки, воланов, головного убора-такия.
Приступая к выполнению изделия, с начала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение изделия в цвете. То есть все то, что входит в понятие композиция, придумать и вырезать формы стилизованных растительных, зооморфных элементов; составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных элементов; перенести ее на готовую форму и закрепить с помощью термо - клея.
Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер. Головной убор – тюбетейка или маленькая шапочка (Такия), носили девушки, украшалась орнаментами, к макушке пришивали пучок перьев.
Выбор модели.
Просмотрев несколько вариантов камзолов с орнаментом, мы остановились на этом потому, что при виде этого камзола было понятно, что оно элегантное и удобное, простое в изготовлении обработке орнаментов на изделии. Имеющийся в школе жакет пользуется постоянным спросом среди учащихся и учителей при проведении внеклассных мероприятий. Выполненный нами камзол–платье и такия в дальнейшем будет пользоваться успехом и станут весьма популярными.
Для украшения такия и камзола я выбрала орнамент- бараний рог.
Выбор материалов и инструментов. Для изготовления камзола – платья и такии, мне понадобились: 1. Ткань - велюр красного цвета; 2.Ткань – ситец белого цвета;
3. Ткань – капрон белого цвета;
4. Флизилин - на клеевой основе; 5. Клей – термо (клеевая паутинка);
6. Нитки - белого и красного, жёлтого цветов;
7. Пуговицы – красного цвета.
Инструменты: ножницы; 4) иглы - машинные и для ручных работ; 5) белые, красные, жёлтые нитки; 6) швейная машинка; 7) специальная машинка для обработки срезов – оверлок; 8) сантиметровая лента для снятия мерок; 9) карандаш; 10) линейка; 11) сухое мыло для обмеловки.
Выбор оборудования и инструментов: Для пошива изделия я применяла швейную машину ПМЗ «Чайка-142» и «JANOME», Оверлок – «JANOME MAGNOLIA», Электрический паровой утюг. Швейные принадлежности (ручные иглы, ножницы, булавки). При работе со всеми инструментами и оборудованием мы соблюдали санитарно- гигиенические требования и технику безопасности.
Наш кабинет оборудован вытяжкой, которая необходима при работе, чтобы не скапливалась пыль от отёсов ткани.
Конструирование и моделирование.
При изготовлении чертежа,
мы руководствовалась единым методом конструирования одежды. По своим меркам был
построен чертеж основы плечевого изделия, а в дальнейшем нанесены линии нашего
фасона камзола
Вид такия
Технология изготовления
Обработка камзола
Раскрой
1. Определили лицевую и изнаночную стороны ткани, а также определили направление ворса.
2. Сложили ткань лицевой стороной во внутрь.
3. Обвели детали выкройки по контуру.
4. Учитывали припуск на швы и подгибку.
5. Проверили правильность выполнения раскладки на ткани.
6. Вырезали детали камзола по линиям припусков на швы.
7. Откололи детали выкройки.
Подготовка камзола к первой примерке
1. Сметать плечевые срезы спинки и переда.
2. Сметать боковые срезы спинки и переда.
3. Сметать вытачки от острого края к широкому.
Проведение первой примерки
1. Надеть камзол, уточнить положение средних линий переда и спинки.
2. Уточнить ширину изделия.
3. Уточнить положение бокового шва.
4. Уточнить положение плечевого шва.
5. Уточнить расположение вытачек.
6. Отметить мелом линию выреза горловины.
7. Отметить места расположения пояса - баски.
8. Уточнить длину и ширину рукава.
9. Отметить общую длину изделия.
Внесение уточнений после первой примерки
1. Исправить ширину изделия при необходимости.
2. Исправить линию горловины.
3. Исправить линию низа.
Проведение второй примерки
1. Проверить общую посадку изделия.
2. Наметать места расположения пояса - баски на левой и правой полочках.
3. Уточнить длины изделия.
Обработка изделия после примерки
1. Подготовить изделие к осноровке, то есть выравниванию.
2. Выкроить обтачки и подкроить, а также подклеить их флизелином.
3. Произвести обработку горловины и рукавов.
4. Удалить оставшиеся строчки временного назначения.
5. Выполнить влажно – тепловую обработку готового изделия.
6. Произвести окончательную отделку и ВТО (влажно-тепловую обработку).
7. Произвести чистку изделия. ВТО (влажно-тепловую обработку) готового изделия
Экономическое обоснование проекта
№ п/п |
Наименование материалов |
Цена за единицу, тенге |
Расход материалов |
Всего, тенге |
1 |
Ткань х/б |
600,00 |
1м 00 см |
600,00 |
2 |
Ткань – капрон белого цвета |
600,00 |
2м00см |
1200,00 |
3 |
Ткань - велюр красного цвета |
600,00 |
0м50см |
300,00 |
4 |
Орнамент золотистого цвета (большой) |
300,00 |
5шт |
1500,00 |
5 |
Орнамент золотистого цвета (узкая полоска) |
250,00 |
5 полосок |
1250,00 |
6 |
Отделочная тесьма золотистого цвета |
100,00 |
1м 50см |
1500,00 |
7 |
Иглы: для ручных работ для машинных работ |
20,00 10,00 |
1шт. 1 шт. |
20,00 10,00 |
8 |
Бумага (ватман-б/у) |
00,00 |
2 лист |
00,00 |
9 |
Затраты на фурнитуру: пуговицы |
25,00 |
2 шт. |
50,00 |
10 |
Перья совы |
500 |
1шт |
500 |
11 |
нитки (белые, жёлтые, красные) |
100,00 |
3 бабинки |
300,00 |
12 |
прокладочная ткань (флизелин) |
100,00 |
0,5 м. |
50,00 |
13 |
Клей – термо (клеевая паутинка), метражом |
250,00 |
10 см. |
25,00 |
Сумма прямых затрат: |
7305,00 |
Косвенные затраты на электроэнергию при пошиве швейного изделия: |
|||
Мощность швейной машины (Р м) – «Чайка» |
0,1кВт/ч |
||
Стоимость 1 кВт электроэнергии за 1час |
9,00тенге |
||
Мощность электроутюга (Р эл.ут.) |
1,00 кВт/ч |
Всего, тенге |
|
Время изготовления швейного изделия: на швейной машине (t м) Время, затраченное на ВТО изделия: (t эл.ут.) |
3,0 час |
27,0 тенге |
|
1,5час |
13,5 тенге |
||
Сумма косвенных затрат (Р м× t м + Р эл.ут. × t эл.ут) |
40,5 тенге |
||
Сумма прямых затрат |
7305,00 |
||
Сумма косвенных затрат |
40,5 |
||
Итого: |
7386,00 |
||
На рынке сбыта такая продукция даже китайского производства стоит не менее 18000 - 20000 тенге. А если брать костюм напрокат, то его стоимость колеблется от 4000 до 5000 тенге. То есть мой проект экономически выгоден, так как на его затраты потрачено минимум средств! А изготовление - моё удовольствие!
Экологическая оценка проекта
Пошив камзола – платья и головного убора такия – это экологически чистое производство
· Нет вреда окружающей природе.
· Нет выбросов в окружающую атмосферу.
· Нет вреда здоровью.
· Практически безотходное производство.
Реклама изделия
Агентством «Каприз» - все довольны на бис! (слоган)
Шьём мы быстро, примеры - на сайте!
Цены – доступны практически всем!
Вот (телефон 41-11-79) наш – смелей набирайте!
Сможем избавить мы Вас от делемм!
Заключение
Подводя итоги своей работы, можно сказать, что поставленные задачи мною были выполнены. Мне самой понравился костюм, выполненный для нужд школы, и мои одноклассники были довольны проделанной работой. Родители гордятся моим творчеством! А я с удовольствием приступлю к заказам, которые мне предложат выполнить!
Шитьё – это огромное наслажденье. Это время когда можно побыть самим с собой и испытать свои творческие способности.
Библиографический список использованной литературы
1. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное Искусство, 1983 – 344с.
2. Черилкова В.И. Технология обработки ткани. -М.: Просвещение, 2001.-128с.
3. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. – Алма – Ата. Онер, 1986-254с.
4.Якупова Н.А.;Алимсаева Р.Ш.; Развенкова И.А.Технология для девочек 11 класс. Кокшетау 2015.
5.Захарова И.В. и др.Традиционная одежда народов средней Азии и Казахстана. М –наука 1989г.
6. Шахов Т. «Казахская национальная одежда» Алма-Ата, «Жалын», 1976.
Баталова Э.Н. «Национальная одежда казахского народа» «Алматыкітап», ЖШС, 2007.
7. Андреевава Р.П. «Основы шитья» Санкт-Петербург, 1999.
8. Бердник Т.О. «Швея. Портной лёгкой женской одежды». – Ростов – на Дону «Феникс».2001г. (серия учебники – ХХI века).
9. Иванова М.Н. «Работа с тканью». – Минск. «Народная АСВЕТА». 1977г.
10. Труханова А.Т. «Технология женской и детской лёгкой одежды». Москва. «Высшая школа». 2001г.
11. Дашкевич Л.М. « Швея. Портной. Лабораторный практикум». – Ростов – на – Дону. «Феникс». 2001г. (серия учебники - ХХI века).
12. Бердник Т.О. «Моделирование и художественное оформление одежды». Ростов – на – Дону. «Феникс». 2001г. (серия учебники - ХХI века).
13. Справочная литература
14. Передачи ТV.
15. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. «Швейное дело». – Москва. «Просвещение». 1990г.
16. Интернет ресурс http://www.abay.nabrk.kz
Приложение
Казахские национальные орнаменты
Орнаменты – выражение культурного наследия и мировоззрения народа в символах
Казахские национальные платья в современном стиле
Казахстанцы, по сравнению с европейцами, выглядят более стильно. Это происходит благодаря сознательному выбору в пользу строгости и классики в одежде, ведь мода на такую одежду никогда не пропадает. Казахстанская молодежь владеет чувством стиля и следит за тенденциями модной индустрии. Национальный колорит и современный стиль легко сочетаются в любой одежде, будь то футболка и штаны, праздничный костюм или вечернее платье.
Современные платья с казахским орнаментом
Вечерние платья с казахским орнаментом
Этнические мотивы находятся на пике популярности и широко используются на свадьбах, днях рождения или вечеринках. Наденьте платье с национальным казахским орнаментом — и вы будете в центре внимания. Разве можно не заметить такую красоту?!
Казахские платья в современном стиле
Казахские национальные современные платья — это симбиоз старины и современной моды. За популярность этнической одежды можно сказать спасибо движению хиппи. Благодаря им мы имеем четкое представление о том, какой должна быть этническая одежда. Даже те, кто равнодушен к стилю хиппи, стали обогащать внешний облик национальными атрибутами: расписными платками, украшениями или цветастыми юбками. Некоторые известные в мире дизайнеры для создания своих коллекций не раз искали вдохновение в культурных традициях Казахстана.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.