Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Оценка 5
Разработки курсов
docx
биология
8 кл
11.02.2017
Курс «Валеология. Здоровый образ жизни» рассчитан на учащихся средних классов школы, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Данная программа курса поддерживает и углубляет базовые и профильные дисциплины: анатомия, физиология и гигиена. Программа и методические рекомендации составлены с учетом изучения валеологических основ с учащихся 8 классов.Курс «Валеология. Здоровый образ жизни» рассчитан на учащихся средних классов школы, которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Данная программа курса поддерживает и углубляет базовые и профильные дисциплины: анатомия, физиология и гигиена. Программа и методические рекомендации составлены с учетом изучения валеологических основ с учащихся 8 классов.
Курс по биологии - 8 класс.docx
Оглавление
1. Пояснительная записка …………………………………………………………….. 23
2. Программа изучаемого материала…………………………………………………. 45
3. Учебнотематический план…………………………………………………………. 68
4. Литература…………………………………………………………………………… 9
1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса:
поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащимися, создание
наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому
образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
1. Обучающие:
Расширить область знаний по анатомии, физиологии и гигиене, научных знаний об
особенностях строения организма человека как единого целого;
Развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни человека, здоровья и
условий среды;
Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении
естественнонаучного профиля анатомии и физиологии человека;
Раскрыть и углубить ведущие валеологические понятия;
Способствовать овладению знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние
здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды, пользуясь измерениями и
опытами, данными анкетирования.
2. Воспитательные:
Формировать санитарногигиенические навыки школьников;
Формировать чувственноэмоциональную сферу обучающихся, элементы творческого
мышления;
Воспитывать чувство коллективизма и осознание неповторимости каждого
человеческого существа, развивать коммуникативные умения, радость
общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности,
стремления к духовному и физическому совершенству.
3. Развивающие:
Способствовать развитию кругозора учащихся, их приобщению к мышлению
масштабами общества, государства, человечества, участию молодежи в реальном улучшении
окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни;
2 Развивать умения и навыки валеологически грамотного поведения, направленность на
овладение определенными практическими навыками для сохранения и улучшения своего
здоровья, умение применять их на практике;
Привить учащимся навыки активной самостоятельной работы;
Развивать у обучающихся познавательную, коммуникативную, практико
ориентированную деятельность в конкретной валеологической ситуации.
Формы работы: беседы, лекции, семинары, дискуссии, практические работы и
практикум, теоретические занятия.
Ожидаемые результаты
создание условий для формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни;
здоровый физически, психически и нравственно ученик.
Курс «Валеология. Здоровый образ жизни» рассчитан на учащихся средних классов школы,
которым анатомические и физиологические знания нужны не только для расширения
кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для
осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Данная
программа курса поддерживает и углубляет базовые и профильные дисциплины: анатомия,
физиология и гигиена. Программа и методические рекомендации составлены с учетом
изучения валеологических основ с учащихся 8 классов.
Значительное место в данном курсе занимает организация самостоятельной познавательной и
практической деятельности обучающихся. Программой предусмотрены 6 практических
работ, направленные на исследование тех или иных физиологических особенностей
организма человека, оценке состояния здоровья, соблюдения правил гигиены. Все работы
предусматривают поисковый уровень деятельности школьников, что готовит их к
самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Данный курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Курс «Валеология. Здоровый образ жизни» позволяет не только обобщить понятие о
здоровом образе жизни, но и развить умения и навыки по его соблюдению, сформировать у
школьников ценностное отношение к своему здоровью и активную жизненную позицию по
его сохранению. На последних занятиях проводится конференция, на которой учащиеся
защищают свои работы.
Учащиеся должны знать:
причины, нарушающие здоровье;
факторы, способствующие сохранению здоровья;
биологические ритмы и их влияние на здоровье.
3 Учащиеся должны уметь:
сравнивать, анализировать и делать выводы;
участвовать в дискуссиях, работать в группах, развивать творческие умения;
выполнять и защищать презентации по здоровому образу жизни;
выполнять исследовательские работы.
2. ПРОГРАММА ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Введение (3 часа)
Валеология – наука о здоровом образе жизни. Определение понятий: здоровье, здоровый
образ жизни. Введение в психологию здоровья. Статистика здоровья, заболеваемости,
долголетия и смерти. Секрет нервной силы. Шесть основных страхов: бедность, болезнь,
старость, осуждение, потеря любви, смерть.
Практическое занятие №1.
«Оценка физического здоровья. Составление примерного комплекса упражнений для
утренней зарядки».
2. Гигиена здоровья (8 часов)
Курение и здоровье. История открытия табака, как табак завоевал мир. Алкоголь и
здоровье подростка. Наркомания. Токсикомания и психическое состояние ребенка.
Рациональное питание школьника. Азбука питания. Соль ее влияние на организм. Сколько
потреблять сахара. Нужно ли снижать потребления жира. Искусственная пища: за и против.
Питание при заболеваниях. Диета. Голод и посты. Витамины. Сокотерапия.
Практическое занятие №2.
«Определение энергозатрат организма и норм питания. Составление меню на день для
себя».
3. Экология и здоровье (8 часов)
Солнце, воздух и вода – факторы здоровья. Водные процедуры. Основные принципы
закаливания. Влияние погоды на здоровье. Годовые, месячные, дневные биоритмы
человека, их влияние на здоровье. Факторы, влияющие на работоспособность, утомление.
Бытовое облучение. Йога. Техника дыхания. Духовное очищение. Смехотерапия.
4. Физкультура и здоровье (3 часа)
4 Двигательная активность. Физические упражнения и долголетие. Лечебная физическая
нагрузка. Движение и профилактика нарушений опорнодвигательного аппарата.
Плоскостопие и его профилактика.
Практическое занятие №3.
«Мышечная сила».
Практическое занятие №4.
«Упражнения, предупреждающие плоскостопие».
5. Формирование индивидуального способа саморегуляции (2 часа)
Духовно нравственное здоровье. Роль религии в здоровье человека.
6. Кризисные состояния у подростков (2 часа)
Примеры кризисных состояний и их причины коррекции. Суицид, его причины и
предупреждение.
Практическое занятие №5.
«Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций».
7. Стресс и дистресс (3 часа)
Влияние стресса и дистресса на здоровье человека. Причины стресса. Влияние стресса на
работу сердца, сосуды, работоспособность. Как вести себя в экстремальных ситуациях.
Синдром хронической усталости.
Практическое занятие №6.
«Приёмы снятия стресса. Методы релаксации».
8. Народная медицина (2 часа)
Лекарственные растения, их значение для здоровья человека. Методы очистки организма.
Самокоррекция функциональных нарушений.
9. Валеология семьи (1 час)
Здоровье семьи. Генеалогия и генетические консультации. Семейное благополучие.
10. Здоровый образ жизни и профессиональные заболевания (1 час)
ЗОЖ. Наследственность и здоровье.
11. Итоговый контроль (1 час)
Защита проектов.
5 №
п/п
I.
1.
2.
3.
1. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела (темы)
Введение
Количество
часов
3 часа
Практическая часть
Срок
и
Валеология – наука о здоровом
образе жизни. Определение понятий:
здоровье, здоровый образ жизни.
Введение в психологию здоровья.
Статистика здоровья,
заболеваемости, долголетия и
смерти.
Секрет нервной силы. Шесть
основных страхов: бедность,
болезнь, старость, осуждение,
потеря любви, смерть.
1
1
1
№1. «Оценка
физического здоровья.
Составление
примерного комплекса
упражнений для
утренней зарядки».
Гигиена здоровья
II.
4. Курение и здоровье. История
8 часов
1
открытия табака, как табак завоевал
мир.
6 5. Алкоголь и здоровье подростка.
6. Наркомания. Токсикомания и
7.
8.
психическое состояние ребенка.
Рациональное питание школьника.
Азбука питания.
Соль ее влияние на организм.
Сколько потреблять сахара. Нужно
ли снижать потребления жира.
9. Искусственная пища: за и против.
10. Питание при заболеваниях. Диета.
Голод и посты.
11. Витамины. Сокотерапия.
III.
12. Солнце, воздух и вода – факторы
Экология и здоровье
здоровья.
13. Водные процедуры. Основные
принципы закаливания.
14. Влияние погоды на здоровье.
Годовые, месячные, дневные
биоритмы человека, их влияние на
здоровье.
15. Факторы, влияющие на
работоспособность, утомление.
16. Бытовое облучение.
17. Йога.
18. Техника дыхания.
19. Духовное очищение. Смехотерапия.
IV. Физкультура и здоровье
20. Двигательная активность.
Физические упражнения и
долголетие.
21. Лечебная физическая нагрузка.
Движение и профилактика
нарушений опорнодвигательного
аппарата.
22. Плоскостопие и его профилактика.
1
1
1
1
1
1
1
8 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
3 часа
1
1
1
V. Формирование индивидуального
2 часа
7
№2. «Определение
энергозатрат организма
и норм питания.
Составление меню на
день для себя».
№3. «Мышечная сила».
№4. «Упражнения,
предупреждающие
плоскостопие». способа саморегуляции
23. Духовно нравственное здоровье.
24.
Роль религии в здоровье человека.
VI. Кризисные состояния у
подростков
25. Примеры кризисных состояний и их
причины коррекции.
26. Суицид, его причины и
предупреждение.
VII.
Стресс и дистресс
27. Влияние стресса и дистресса на
здоровье человека. Причины стресса.
28. Влияние стресса на работу сердца,
сосуды, работоспособность. Как
вести себя в экстремальных
ситуациях.
29. Синдром хронической усталости.
VIII. Народная медицина
30. Лекарственные растения, их
значение для здоровья человека.
31. Методы очистки организма.
IX.
32.
X.
Самокоррекция функциональных
нарушений.
Валеология семьи
Здоровье семьи. Генеалогия и
генетические консультации.
Семейное благополучие.
Здоровый образ жизни и
профессиональные заболевания
ЗОЖ. Наследственность и здоровье.
33.
XI. Итоговый контроль
34.
Защита проектов.
№5. «Тренинг по
разрешению
конфликтных
ситуаций».
№6. «Приёмы снятия
стресса. Методы
релаксации».
1
1
2 часа
1
1
3 часа
1
1
1
2 часа
1
1
1 час
1
1 час
1
1 час
1
Итого: 34 часа
8 4. ЛИТЕРАТУРА
1.Байярд Р.Т., Байярд Д.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение,1991. 224с.
2.Белов В.И., Рендюк Т.Д., Кондратович А.Н. Энциклопедический справочник медицины и
здоровья. М.: Русское энциклопедическое товарищество; ОЛМА ПРЕСС,2005.
21с,66с,75с,80с,286с.
3.Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб., Водолей, 1998. 289с, 230с,379с.
4.Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. 2е изд. , М.: Физкультура и спорт,1990.
206с.
5. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. Образовательные
программы по валеологии. СПб., 1994. 78с.
9 6.Ковалев С.В. Психология семейной жизни. Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.
208с.
7. Личко А.К. Психология и акцентуации характера подростка. Л.: Издво ЛГУ, 1983.
255с.
8. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. и др., Физическая культура. М.:
Просвещение,2001. 10с.,40с.,42с.
9. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. М.: Мнемозина 1996.33с.,35.
10. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьников. М.: Просвещение,1988.
216с.
Литература для учащихся:
1. Батуев А.С. Словарьсправочник к учебнику “Биология. Человек”, М., 1999.
2. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни, М. , 1999.
3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене, М.,1993.
4. Ксенофонтова В.В. Анатомия: учебнометодическое пособие по биологии, М., 1995.
5. Снайдер Л. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в
жизни, М.,1997.
10
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Прикладной курс по биологии "Валеология. Здоровый образ жизни" для учащихся 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.