(Приложение 1)
Оценочный лист к уроку «БАКТЕРИИ»
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания |
Баллы |
Критерии оценки |
Задание №1 (весь класс) |
|
4 балла – правильно названы 4 части бактериальной клетки. |
3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки. |
||
2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки. |
||
1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки. |
||
0 баллов – задание не выполнено. |
||
Задание № 2 1 ряд |
|
2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика. |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
||
0 баллов – задание не выполнено. |
||
Задание № 3 1 ряд |
|
2 балла – правильные ответы на два вопроса задания. |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
||
0 баллов – задание не выполнено |
||
Задание № 4 2 ряд |
|
4 балла – задание выполнено полностью и правильно. |
3 балла – заполнена таблица не полностью. Ответ на вопрос дан. |
||
2 балла – заполнена таблица полностью. Ответ на вопрос не дан. |
||
1 балл - заполнена таблица не полностью. Ответ на вопрос не дан. |
||
Тест (весь класс) |
|
От 0 до 5 баллов |
Оценка за работу на уроке |
|
11– 13 баллов – оценка 5. |
8– 10 баллов – оценка 4. |
||
5 – 7 баллов – оценка 3. |
||
Меньше 5 баллов – оценка 2. |
Количество набранных баллов _________ Оценка ________
(Приложение 2)
1 группа - исследователи
1. Прочитайте текст в учебнике п.9 стр. 41
2. Работая в паре, выполните задание № 2 и №3 в рабочей тетради стр.27-28.
3. Ответить на вопросы: Почему многие учёные считают, что первыми на Земле появились бактерии? Что такое спора? Какова ее роль в жизни бактерий?
4. Обсудите ответы на вопросы в паре, выскажите своё мнение
5. Сверьте свои ответы с ответом своих товарищей, проставьте отметку в оценочный лист.
Дополнительная информация по теме «Бактерии»
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.
Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тысяч раз превышающую смертельную для человека.
Организм бактерий состоит из одной единственной клетки. Клетка бактерий устроена иначе, чем клетка гриба, растения и животного, более просто. В клетке бактерий отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме, и которую чаще всего называют ядерным веществом. Снаружи клетка бактерии покрыта плотной оболочкой, а у некоторых, и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
Одним бактериям для жизни необходим кислород. Они называются аэробами (от греч. аэр – "воздух", биос – "жизнь"). Другим кислород совсем не нужен, он даже может оказаться смертельно опасным для бактерий. Таких бактерий называют анаэробами (греч. ан – частица отрицания).
Бактерии – многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.
Округлые бактерии называют кокками, а цепочки из кокков – стрептококками; грозди кокков (наподобие виноградной грозди) – стафилококками; две округлые бактерии, заключенные в одной слизистой капсуле, – диплококками.
Многие виды бактерий имеют форму палочек, их называют бациллами. Они могут быть либо одиночными, либо в виде цепочек. Большая бацилла имеет споры, различные по форме, размерам и расположению. Например, у возбудителя столбняка спора крупная и расположена в конце клетки. Это придает бацилле характерную форму барабанной палочки.
Есть также спиралевидные бактерии – спириллы – и короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой, – вибрионы.
Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
Бактерии можно обнаружить всюду: в воздухе, в воде, почве, в телах живых организмов. Они живут даже там, где казалось бы жизнь невозможна. Например бактерии обитают в горячих источниках и даже в растворах едких веществ.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы.
Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной.
Есть бактерии азотофиксирующие, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения).
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах. Превращают стволы деревьев в труху.
Болезнетворные бактерии поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь.
(Приложение 3)
2 группа – практики
1. Прочитайте текст.
2. Выполните задание, работая в паре «Польза и вред бактерий». Соотнесите свойства бактерий
( + и - ) и их название.
3. Ответьте на вопрос: Какие опасные заболевания вызывают болезнетворные бактерии у человека?
4. Обсудите ответ на вопрос в паре, выскажите своё мнение.
5. Сверьте свои ответы с ответом своих товарищей, проставьте отметку в оценочный лист
Дополнительная информация по теме «Бактерии»
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.
Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тысяч раз превышающую смертельную для человека.
Организм бактерий состоит из одной единственной клетки. Клетка бактерий устроена иначе, чем клетка гриба, растения и животного, более просто. В клетке бактерий отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме, и которую чаще всего называют ядерным веществом. Снаружи клетка бактерии покрыта плотной оболочкой, а у некоторых, и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
Одним бактериям для жизни необходим кислород. Они называются аэробами (от греч. аэр – "воздух", биос – "жизнь"). Другим кислород совсем не нужен, он даже может оказаться смертельно опасным для бактерий. Таких бактерий называют анаэробами (греч. ан – частица отрицания).
Бактерии – многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.
Округлые бактерии называют кокками, а цепочки из кокков – стрептококками; грозди кокков (наподобие виноградной грозди) – стафилококками; две округлые бактерии, заключенные в одной слизистой капсуле, – диплококками.
Многие виды бактерий имеют форму палочек, их называют бациллами. Они могут быть либо одиночными, либо в виде цепочек. Большая бацилла имеет споры, различные по форме, размерам и расположению. Например, у возбудителя столбняка спора крупная и расположена в конце клетки. Это придает бацилле характерную форму барабанной палочки.
Есть также спиралевидные бактерии – спириллы – и короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой, – вибрионы.
Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
Бактерии можно обнаружить всюду: в воздухе, в воде, почве, в телах живых организмов. Они живут даже там, где казалось бы жизнь невозможна. Например бактерии обитают в горячих источниках и даже в растворах едких веществ.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы.
Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной.
Есть бактерии азотофиксирующие, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения).
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах. Превращают стволы деревьев в труху.
Болезнетворные бактерии поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь.
№ |
Название бактерий |
Польза |
Вред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Приложение 4)
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
(Приложение 5)
Вопросы для тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии - это организмы:
1.только одноклеточные
2.только многоклеточные
3.и одноклеточные, и многоклеточные
А2.В клетке бактерий есть:
1.оболочка, цитоплазма, ядро
2.цитоплазма,ядро, нуклеиновая кислота
3.оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота
А3.Бактерии:
1.питаются готовыми питательными веществами
2.сами способны создавать питательные вещества
3. верно 1 и 2
А4.Определите правильное высказывание
1.бактерии размножаются спорами
2.споры помогают бактериям пережить неблагоприятные условия и распространяться
3.споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5.Определите правильное высказывание
1.все бактерии приносят вред другим живым организмам
2.целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу для человека
3.человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.