(Приложение 1)
Оценочный лист к уроку «БАКТЕРИИ»
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания |
Баллы |
Критерии оценки |
Задание №1 (весь класс) |
|
4 балла – правильно названы 4 части бактериальной клетки. |
3 балла – правильно названы 3 части бактериальной клетки. |
||
2 балла – правильно названы 2 части бактериальной клетки. |
||
1 балл – правильно названа 1 часть бактериальной клетки. |
||
0 баллов – задание не выполнено. |
||
Задание № 2 1 ряд |
|
2 балла – правильно назван процесс, изображённый на схеме, дана его характеристика. |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
||
0 баллов – задание не выполнено. |
||
Задание № 3 1 ряд |
|
2 балла – правильные ответы на два вопроса задания. |
1 балл – правильно дан ответ на один из вопросов задания. |
||
0 баллов – задание не выполнено |
||
Задание № 4 2 ряд |
|
4 балла – задание выполнено полностью и правильно. |
3 балла – заполнена таблица не полностью. Ответ на вопрос дан. |
||
2 балла – заполнена таблица полностью. Ответ на вопрос не дан. |
||
1 балл - заполнена таблица не полностью. Ответ на вопрос не дан. |
||
Тест (весь класс) |
|
От 0 до 5 баллов |
Оценка за работу на уроке |
|
11– 13 баллов – оценка 5. |
8– 10 баллов – оценка 4. |
||
5 – 7 баллов – оценка 3. |
||
Меньше 5 баллов – оценка 2. |
Количество набранных баллов _________ Оценка ________
(Приложение 2)
1 группа - исследователи
1. Прочитайте текст в учебнике п.9 стр. 41
2. Работая в паре, выполните задание № 2 и №3 в рабочей тетради стр.27-28.
3. Ответить на вопросы: Почему многие учёные считают, что первыми на Земле появились бактерии? Что такое спора? Какова ее роль в жизни бактерий?
4. Обсудите ответы на вопросы в паре, выскажите своё мнение
5. Сверьте свои ответы с ответом своих товарищей, проставьте отметку в оценочный лист.
Дополнительная информация по теме «Бактерии»
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.
Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тысяч раз превышающую смертельную для человека.
Организм бактерий состоит из одной единственной клетки. Клетка бактерий устроена иначе, чем клетка гриба, растения и животного, более просто. В клетке бактерий отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме, и которую чаще всего называют ядерным веществом. Снаружи клетка бактерии покрыта плотной оболочкой, а у некоторых, и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
Одним бактериям для жизни необходим кислород. Они называются аэробами (от греч. аэр – "воздух", биос – "жизнь"). Другим кислород совсем не нужен, он даже может оказаться смертельно опасным для бактерий. Таких бактерий называют анаэробами (греч. ан – частица отрицания).
Бактерии – многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.
Округлые бактерии называют кокками, а цепочки из кокков – стрептококками; грозди кокков (наподобие виноградной грозди) – стафилококками; две округлые бактерии, заключенные в одной слизистой капсуле, – диплококками.
Многие виды бактерий имеют форму палочек, их называют бациллами. Они могут быть либо одиночными, либо в виде цепочек. Большая бацилла имеет споры, различные по форме, размерам и расположению. Например, у возбудителя столбняка спора крупная и расположена в конце клетки. Это придает бацилле характерную форму барабанной палочки.
Есть также спиралевидные бактерии – спириллы – и короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой, – вибрионы.
Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
Бактерии можно обнаружить всюду: в воздухе, в воде, почве, в телах живых организмов. Они живут даже там, где казалось бы жизнь невозможна. Например бактерии обитают в горячих источниках и даже в растворах едких веществ.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы.
Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной.
Есть бактерии азотофиксирующие, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения).
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах. Превращают стволы деревьев в труху.
Болезнетворные бактерии поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь.
(Приложение 3)
2 группа – практики
1. Прочитайте текст.
2. Выполните задание, работая в паре «Польза и вред бактерий». Соотнесите свойства бактерий
( + и - ) и их название.
3. Ответьте на вопрос: Какие опасные заболевания вызывают болезнетворные бактерии у человека?
4. Обсудите ответ на вопрос в паре, выскажите своё мнение.
5. Сверьте свои ответы с ответом своих товарищей, проставьте отметку в оценочный лист
Дополнительная информация по теме «Бактерии»
Бактерии – мельчайшие организмы, которые господствовали на Земле около 2 млрд. лет, прежде чем появились другие организмы. Несмотря на возраст, они до сих пор являются процветающей группой живых организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде, даже там, где другие организмы выжить не могут. Их находят в горячих гейзерах, где температура воды свыше 1000С, в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.
Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тысяч раз превышающую смертельную для человека.
Организм бактерий состоит из одной единственной клетки. Клетка бактерий устроена иначе, чем клетка гриба, растения и животного, более просто. В клетке бактерий отсутствует большинство органоидов, которые есть в других клетках. У бактерий нет даже ядра. Наследственная информация заключена в нуклеиновой кислоте, которая располагается прямо в цитоплазме, и которую чаще всего называют ядерным веществом. Снаружи клетка бактерии покрыта плотной оболочкой, а у некоторых, и слизистой капсулой. На поверхности клетки могут находиться ворсинки, служащие для прикрепления к клеткам растений, грибов, животных.
Одним бактериям для жизни необходим кислород. Они называются аэробами (от греч. аэр – "воздух", биос – "жизнь"). Другим кислород совсем не нужен, он даже может оказаться смертельно опасным для бактерий. Таких бактерий называют анаэробами (греч. ан – частица отрицания).
Бактерии – многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.
Округлые бактерии называют кокками, а цепочки из кокков – стрептококками; грозди кокков (наподобие виноградной грозди) – стафилококками; две округлые бактерии, заключенные в одной слизистой капсуле, – диплококками.
Многие виды бактерий имеют форму палочек, их называют бациллами. Они могут быть либо одиночными, либо в виде цепочек. Большая бацилла имеет споры, различные по форме, размерам и расположению. Например, у возбудителя столбняка спора крупная и расположена в конце клетки. Это придает бацилле характерную форму барабанной палочки.
Есть также спиралевидные бактерии – спириллы – и короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой, – вибрионы.
Размножаются бактерии простым делением надвое. В благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться каждые 20 минут. В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) у некоторых бактерий цитоплазма образует новую, более плотную оболочку клетки. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.
Бактерии можно обнаружить всюду: в воздухе, в воде, почве, в телах живых организмов. Они живут даже там, где казалось бы жизнь невозможна. Например бактерии обитают в горячих источниках и даже в растворах едких веществ.
Бактерии гниения разлагают органические вещества отмерших растений и животных, выделения живых организмов и другие органические отходы, превращают их в перегной, участвуя, таким образом, в образовании почвы.
Почвенные бактерии превращают остатки организмов в перегной.
Есть бактерии азотофиксирующие, которые способны усваивать азот из воздуха и переводить его в состояние, пригодное для дальнейшего использования растениями. Они поселяются на корнях бобовых растений, таких как горох, фасоль, клевер, люцерна, образуя на них клубеньки, и поэтому получили название клубеньковые бактерии.
Под действием молочнокислых бактерий молоко превращается в простоквашу, сливки в сметану. Они же участвуют в сквашивании капусты.
Деятельность бактерий можно оценить не только положительно. Много неприятностей приносят нам бактерии, деятельность которых приводит к порче продуктов питания (бактерии гниения).
Целлюлозоразрушающие бактерии портят книги в книгохранилищах. Превращают стволы деревьев в труху.
Болезнетворные бактерии поселяются в организмах растений, животных, человека, отравляют их продуктами своей жизнедеятельности, то есть вызывают болезнь.
№ |
Название бактерий |
Польза |
Вред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Приложение 4)
Чтобы избежать бактериальной инфекции, нужно соблюдать определённые правила: правильно хранить и приготавливать продукты питания, мыть овощи, фрукты, не пить сырую воду, следить за чистотой своего тела и жилища, вовремя делать профилактические прививки. Бактерии погибают при воздействии высоких температур, прямого солнечного света, воздействии дезинфицирующих средств, например хлорки.
(Приложение 5)
Вопросы для тестирования по теме «Бактерии»
А1. Бактерии - это организмы:
1.только одноклеточные
2.только многоклеточные
3.и одноклеточные, и многоклеточные
А2.В клетке бактерий есть:
1.оболочка, цитоплазма, ядро
2.цитоплазма,ядро, нуклеиновая кислота
3.оболочка, цитоплазма, нуклеиновая кислота
А3.Бактерии:
1.питаются готовыми питательными веществами
2.сами способны создавать питательные вещества
3. верно 1 и 2
А4.Определите правильное высказывание
1.бактерии размножаются спорами
2.споры помогают бактериям пережить неблагоприятные условия и распространяться
3.споры бактерий быстро погибают в неблагоприятных условиях.
А5.Определите правильное высказывание
1.все бактерии приносят вред другим живым организмам
2.целлюлозоразрушающие бактерии приносят пользу для человека
3.человек использует бактерий для создания некоторых продуктов питания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.