Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Оценка 4.6
Раздаточные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.03.2019
В методических рекомендациях рассматривается методика проведения
учебного занятия в групповой форме по теме «Детско-юношеский коллектив».
Занятие было разработано для студентов с целью повышения их интереса к
педагогической деятельности, формирования представления о методике
применения активных методов и форм обучения.
Разработка предназначена для учителей школы и преподавателей средних и
высших учебных заведений, а также студентам педагогических
специальностей.
Приложения_коллектив_Незамаева НВ.docx
Красносельское училище художественной обработки металлов (филиал)
ФГБОУ ВО «Московская государственная художественнопромышленная
академия им.С.Г.Строганова»
Приложения для методической разработки
Детскоюношеский коллектив
Авторсоставитель:
Незамаева Наталья
Викторовна п.КрасноенаВолге
2019
2 Приложение 1
Думай, слушай, высказывайся.
Говори спокойно ясно, только по делу.
Уважай мнение других.
Записывай идеи.
В группе равные возможности успеха.
Не бери всю инициативу на себя.
Помогай товарищам, если они об этом просят.
Не жди подсказки.
Успех команды зависит от каждого.
Для размещения на стенде распечатываются с более крупным
размером шрифта.
3 любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и
Портрет выпускника школы
Приложение 2
духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского
гражданского общества, многонационального российского народа,
человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно
познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для
человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в
течение всей своей жизни;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира,
мотивированный на творчество и современную инновационную
деятельность;
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно
исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом,
государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого
человека и других людей;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества, его
устойчивого развития.
4 Приложение 3
Судить о том, сформирован ли коллектив, можно по наличию или отсутствию ряда
характерных признаков.
Маленкова Людмила Ивановна выделила следующие признаки:
1. Общественно значимая цель.
Коллективы по своему целевому назначению разнообразны: трудовые, ученические,
досуговые, политические, свободного общения и т.д. Школьный класс — коллектив особого
рода: он изначально создан по формальному признаку (детям исполнилось семь лет —
родители привели в школу, живут в одном микрорайоне, или родителей привлек профиль
класса или школы, или захотелось отдать ребенка в 1ый класс к популярному учителю...).
Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и
определение стратегических и тактических задач воспитания. И не только перед собой, но и
довести их до сознания своих воспитанника. Кроме того, эту цель и задачи грамотно
расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних. Например, вновь
назначенный классный руководитель 9го класса, профиль которого — туристико
экскурсионный, обрисовывая далекую перспективу — цель (на три последние года в школе),
говорит учащимся о том, что, оканчивая школу, они получат к аттестату зрелости
удостоверения на право руководства туристскими группами, а также удостоверение
экскурсовода с правом проведения экскурсий по Москве и Золотому кольцу. И о том, что это
может быть второй профессией. И о том, что это прекрасное хобби. И о том, что это
прекрасно развивает все стороны личности
Как средняя перспектива может выступать запланированный на весенние каникулы
поход по партизанским тропам горного Крыма. И как серия ближайших перспектив:
автобусная экскурсия по Москве (тематика самая разнообразная), музеи, театры, встречи с
интересными людьми, совместная работа по зарабатыванию денег на поездки, «Огоньки» и
вечера...
2. Общественно значимая деятельность.
Межличностное общение детей и начинается, и развивается, и существует как фактор
развития только в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности
формируется отношение детей к окружающему миру. Значит, классный руководитель, желая
как можно скорее создать коллектив, должен насытить жизнь детей разнообразными делами: 1
сентября классный час «Науки сокращают опыт быстротекущей жизни», посвященный Дню
знаний; поход по Подмосковью; классный «Огонек» под названием «Будем знакомы,
знакомые и незнакомцы»; поездка в Константинове и чтение любимых стихов С.Есенина;
субботник по оборудованию и оформлению своего класса, посещение театра и
художественной выставки; конкурс рефератов, посвященных 850летию Москвы... Это
позволит быстрее узнать детей, перезнакомить их, включить в деловые и интимноличностные
отношения. Единственное условие: любая деятельность должна быть, вопервых, общественно
5 полезной и значимой и, вовторых, приносить личностное удовлетворение каждому ее
участнику.
3. Отношения ответственной зависимости.
А.С. Макаренко называл их еще отношениями «взаимной ответственности и взаимного
подчинения». Имеется в виду формальная и неформальная структура коллектива. Это актив
и органы самоуправления; это система поручений и обязанностей (каждому члену класса
поручение по душе, в русле его интересов и способностей).
4. Единая для всех система требований.
Во всех сферах жизни и деятельности коллектива: в четкости организации каждого вида
деятельности, в исполнении поручений всеми и каждым, в уважительном отношении ко всем,
в наивысшей требовательности к себе, в соблюдении порядка, дисциплины, в
неукоснительном исполнении норм нравственного поведения и т.д. При этом система
требований в коллективе должна быть инструментована тонко и изящно. Она может быть
выражена во множестве вариаций требования: требованиеприказ, требованиесовет,
требованиенамек, требованиеудивление, требованиерекомендация, требованиепобуждение,
требованиепросьба и т.д. Это убережет педагога от авторитаризма требований, которые
способны подавить личность. Уместно вспомнить макаренковское «как можно больше
требований к человеку, как можно больше уважения к нему».
5. Традиции в коллективе возникают постепенно, по мере накопления совместного
опыта деятельности и общения.
Вот в классе прошло увлекательное дело, всем понравилось, все испытали радость общения...
И за этим, как правило, следует ребячье: «А давайте еще». И тогда педагог, желая закрепить
традицию, проводит на таком же высоком уровне подготовленности серию подобных дел,
которые становятся традиционными: их дети ждут, к ним готовятся, их воспитательная
эффективность — максимально высока. Традиционными могут стать праздники рождения
школы, класса, отряда; вечера встречи с выпускниками; туристические слеты и «огоньки»;
посвящение в туристы (краеведы, искусствоведы, театралы, конструкторы и изобретатели...);
круглые столы — с различной тематикой; большие ролевые игры; прессконференции;
дискотеки или балы, посвященные временам года и другие формы воспитательной работы.
Традиционно в хороших коллективах закрепляются и нормы отношений: «Живи для улыбки
друга», «Каждому — дело по душе», «Трудную и неблагодарную работу выполняет лучший»,
«Если беда все на помощь», «Все дела — творчески, иначе — зачем» и др. Обогащение
коллективной жизни традиционными делами и нормами эмоциональноположительных
отношений — один из путей сплочения и развития ученического коллектива.
6. Связь с другими коллективами — общешкольным, педагогическим, подшефным, с
коллективами трудовыми, других учебных заведений (школ, вузов, детских домов и
т.д.).
6 7. Коллектив имеет свою историю развития. И это не только общие события и явления
в прошлом. Это и поступательное, прогрессивное движение от низших форм
существования (диффузной группы) к высшим (коллективу); это движение от первой к
четвертой стадии (уровню) развития коллектива. От состояния авторитарного
руководства педагогом всеми делами до полного самоуправления.
7 Особенности каждого детского коллектива зависят от того, в каком образовательном
Рассмотрим наиболее часто
учреждении, общественной организации он создается.
встречающиеся разновидности детских коллективов.
Школьный класс — ученический коллектив, который создается для достижения
целей образования и воспитания. Это — формальное объединение детей по возрастному
признаку для обучения по одной программе. Классный руководитель предъявляет детям
требования, принятые в школе: распорядок учебной нагрузки, правила поведения, нормы
взаимоотношений и т.п. Общее пространство существования учеников приводит к тому, что
постепенно формируются неформальные отношения, появляются дружеские группировки
внутри класса. Задача классного руководителя — добиться, чтобы для каждого ребенка класс
стал привлекательным сообществом, в котором он чувствовал бы себя защищенным, имел
комфортную среду общения. Особое значение в решении этой задачи имеет выявление
мотивов учения. Педагогам сложно работать с классом, в котором не поддерживается
успешность в освоении знаний, осуждается прилежание в учебе. Для класса основным видом
деятельности является учение. Только создав атмосферу заинтересованности в обучении,
можно рассчитывать на личностное развитие детей.
Однако уровень развития коллектива вовсе не зависит от возраста детей или «стажа»
совместного пребывания в школе. Так, исследование А. Г. Кирпичника старших классов школ
показало, что лишь 4 % из них можно назвать коллективом. На каждом возрастном этапе
класс может достигать высокой степени развития, а на следующем — как бы начать свое
существование снова.
Класс включен в общешкольный коллектив, в котором складывается система
взаимосвязей. Его составляющими являются педагогический коллектив и ученический
коллектив. Школьное самоуправление оказывает влияние на внутриколлективное развитие в
классах. Представители классов могут избираться в общешкольный руководящий орган —
совет школы. Уставом школы определяются полномочия этого органа, устанавливается
система взаимодействия с педагогическим коллективом. Классы могут быть включены в
общешкольное соревнование, что также стимулирует их развитие как коллектива.
Каждый класс имеет свою индивидуальность — уникальную совокупность свойств:
сплоченности, организованности, дисциплинированности, эмоциональной атмосферы,
характера внутриклассных отношений, специфики включения в коллективную деятельность.
В формировании индивидуальности класса сказываются особенности его половозрастного
состава, воспитательной системы школы и социального окружения, а также личностные черты
классного руководителя.
спортивную секцию,
Клубное объединение. В кружок,
клуб ребенок
приходит добровольно. Причиной выбора конкретного объединения может стать
привлекательность содержания деятельности («Хочу научиться конструировать, играть в
футбол» и т.п.); взрослого — руководителя объединения («Хочу быть похожим на него»):
детского сообщества («Мне с ними интересно»). Клубы предлагают различные виды
творческой деятельности и с ее помощью включают детей в социальную практику.
Современная система дополнительного образования располагает богатейшим разнообразием
направлений деятельности клубных объединений: военноспортивных, краеведческих и
туристических, экологических, юнкоровских, этнокультурных и др. Здесь нет строго заданной
программы, пропуск части которой повлечет за собой невозможность участия в деятельности
объединения. Клубы создаются на основе общего интереса, всегда выглядят как
благоприятная среда общения. Это, как правило, разновозрастные формирования, что обус
ловливает выстраивание особых взаимоотношений старших и младших. В клубном
объединении возможно действительное самоуправление, хотя в позиции организатора
находится взрослый.
8 Детские организации — это особый тип общественных отношений, представляющий
собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, которое
создается для реализации какойлибо социально ценной идеи (цели), имеет регулирующие его
деятельность нормы и правила, выраженную структуру и фиксированное членство. Такие
объединения предлагают детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность,
формирующая определенные отношения между детьми и взрослыми. Сюда относятся
религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские и
пионерские организации и др. Таким объединениям противопоказана повелительная позиция
взрослого. Необходим человек социально активный, лидер и организатор детской
самодеятельности. Структура детского коллектива, действующего в рамках общественной
организации, зависит от особенностей деятельности. Поскольку это всегда — «игра во
взрослых», дающая опыт социальных отношений, то просматривается подражание какимлибо
государственным или общественным структурам. Скауты формируют отряды, разделяя их на
патрули, имеют форму, знаки различия, похожие на армейские. Юные парламентарии
избирают спикера и наделяют его соответствующими полномочиями.
Общественная организация предполагает и особые внутриколлективные отношения:
например, выборность руководящего органа, наличие какихлибо званий, рангов (что
соответствует статусу), подчиненность в зависимости от занимаемого положения.
Временный детский коллектив ограничен сроками своего существования: от 10 до
45 дней. Это может быть отряд в лагере, экспедиция.
Формированию присущи следующие характерные особенности:
автономность — дети находятся вне влияния семьи и школы или другого постоянного
окружения, дает возможность смены ролей (быть другим);
сборность — в одной группе оказываются дети с различным жизненным опытом,
представлениями о нормах поведения, отношений; возникает необходимость подчиняться
новым требованиям, устанавливать коммуникативные связи, это ведет к высокому
моральному напряжению.
Условия существования временного формирования способствуют высокой
интенсивности общения детей, поскольку оно становится необходимым в различных сферах:
бытовой, интеллектуальной, деловой, эмоциональной. Быстро возникают контакты,
завязываются отношения. Совместная деятельность также требует особого темпа в поиске
общих решений, осуществления. Дети видят результат коллективных усилий. Все это
приводит к высокому динамизму внутриколлективных процессов. Ученые считают, что при
правильной педагогической позиции отряд за смену в лагере вполне может достичь высокого
уровня развития коллектива.
9 Рабочая группа имеет два вида структуры: статусную и ролевую. Статус – это
официальная должностная позиция человека. Совокупность статусов и есть статусная
структура. Роль – это психологически определенное поведение человека на конкретном месте
в группе. Существуют следующие роли в коллективе: лидер, аутсайдер, индифферент,
«звезда», «свой».
Лидер – это человек, обладающий подлинным авторитетом в группе, способный влиять
на внутригрупповые процессы, сплачивать группу, организовывать и вести ее за собой.
Бывают формальными и неформальными.
Формальный лидер – назначенный учителем или другим взрослым (тренером) как
носитель определенной функции. Например, староста класса. Его цель – организовать других
детей. Формальное лидерство не всегда опирается на нужные качества ребенка –
организаторские способности, сила убеждения, ответственность, авторитет для других и т.д.
Часто сверстники не выполняют просьб и поручений старосты, насмехаются и подавляют. Это
негативно сказывается на самооценке и желании находиться в данном коллективе в принципе.
Неформальный – ребенок, которого любит большинство, принимает его мнение как
истину последней инстанции, подчиняется. К такому прислушиваются, ждут совета. Причины
лидерства могут быть разными: знание анекдотов, самый красивый в классе, самый
коммуникабельный и популярный у противоположного пола.
Один ребенок может совмещать формальное и неформальное лидерство, но такое
случается редко.
Аутсайдер – человек, которого группа «не принимает», то есть, не позволяет ему себя
идентифицировать с данной группой. Причины появления аутсайдеров находятся как в
особенностях или поступков самого человека, так и в особенностях группы. В первом случае,
человек может стать аутсайдером изза какоголибо своего неблаговидного поступка по
отношению к группе или даже совершенного вне группы. Во втором случае, группа может
сделать человека аутсайдером, если все ее члены обладают некими свойствами,
отсутствующими у данной личности. Например, группа считает себя элитарной.
Индифферент Этот человек, чье поведение внешне может напоминать поведение
аутсайдера, но сущность его совсем в другом. Он сам не хочет идентифицировать себя с
данной группой. Причины могут быть связаны с индивидуальнопсихологическими
свойствами данной личности, например, флегматики в силу своей необщительности,
неэмоциональности и скептичности меньше других нуждаются в групповом одобрении и
поддержке группы. Также человек может не хотеть идентифицировать себя с группой в том
случае, если группа обладает какимилибо негативными или неприемлемыми для него
качествами. Представители коллектива, которые занимают независимую позицию в группе,
члены коллектива к ним обращаются в основном только по учебным или служебным
вопросам.
Роль «звезды» в группе обычно выполняют люди, обладающие ярко выраженными
социально приятными свойствами, связанными с их личными или профессиональными
талантами. Эта роль недолговечна¸ так как особенности человеческого восприятия не
позволяют блистать вечно. В таком случае эти люди переходят из роли «звезды» в любую
другую.
10 Последняя роль, которая может существовать в рабочей группе – «свои». Это люди,
чувствующие себя в данной группе комфортно, активно. Самая большая часть группы – люди,
которых объединяют не только служебные или учебные обязанности, но и хорошие
межличностные отношения (часто вместе проводят время, ходят друг к другу в гости и т.п.)
11 Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину
«Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи сколько песчинок собрано
вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть
песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней и не станет россыпи.
Бывает так в группах. Там тоже каждый как песчинка. И вроде все вместе, и в то же время
каждый отдельно. Нет того, чтобы чтото сцепляло, соединяло людей. Здесь они или еще мало
знают друг друга, или просто не решаются. А может быть, не желают пойти навстречу друг
другу. Нет общих интересов. Отсутствие твердого авторитетного центра приводит к
рыхлости, рассыпчатости. Группа эта существует формально, не принося радости и
удовлетворения тем, кто в нее входит.
«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина материал, который сравнительно легко
поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего
мастера, а таким в группе может быть лидер, организатор дела, этот материал превращается в
искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к
нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного
человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой
ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё
получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим
звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные
доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь
друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг
с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера хорошего организатора пока нет, или ему
трудно себя проявить, так как понастоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореплавателю
приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не
постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти
на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путем. В такой
группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но
желание это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного
горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться.
Авторитетны "смотрители" маяка. Те, кто не дает погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает
трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в
преодолении трудностей, не хватает сил подчиниться коллективным требованиям у
некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся
предложения по улучшению дел. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у
всех.
«Алый парус». Алый парус символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской
верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за
одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с
принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника знающие и
надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за
помощью, и они бескорыстно оказывают её. У большинства членов «экипажа» проявляется
чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи.
Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на
помощь, когда их об этом просят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда
12 она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои
ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел». Горящий факел это живое пламя, горячим материалом которого
является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество,
ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Здесь хорошо
проявляются все качества коллектива, которые мы видели в степени «Алый парус». Но это
ещё не всё. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли. Подымаясь на скалы,
опускаясь в ущелье, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым,
если рядом комуто трудно. Если позади тебя группы, которым нужны помощь и твоя
крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё,
чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца
дорогу другим.
13 Игры на сплочение коллектива
«Здравствуй, друг»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры: Игровые пары создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят
лицом друг к другу и повторяют за руководителем фразы, сопровождаемые определёнными
жестами и мимикой:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
Ты пропал! (разводят разочарованно руками)
Я скучал! (гладят друг друга по плечу)
Ты пришёл! (широко разводят руками)
Хорошо!!! (обнимаются).
После того, как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в
сторону, таким образом, меняясь партнёрами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра
повторяется сначала. Пары меняются партнёрами до тех пор, пока не вернутся в исходное
положение кругов перед началом игры.
Игра учит: раскрепощаться, способствует положительному настрою, хорошему
настроению, объединяет игроков.
«Я люблю…»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Игроки садятся в круг. Ктонибудь из участников говорит, к примеру «Я
люблю музыку». Те, кто разделяет те же интересы, должны подсесть к нему. Затем другой
игрок говорит «Я люблю яблоки». Яблоколюбы подбегают к этому человеку и т.д. (Группы
могут быть созданы по вкусам, пристрастиям, увлечениям, по цвету одежды и т.д.)
Игра учит: умению общаться одновременно с большим количеством людей, помогает
игрокам сблизиться и больше узнать друг о друге.
«Вот я какой!»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по
очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее
данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий –
добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д.
Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»;
развивает навыки коммуникативного общения.
«Сходство и различие»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры: Все игровые пары встают в круг, лицом друг к другу. По команде
руководителя внешний круг игроков начинает движение по часовой стрелке, внутренний –
против часовой стрелки. После того, как прозвучит команда ведущего «Стоп!», все
останавливаются, смотрят на своего партнёров в паре и выполняют следующее задание:
игроки внешнего круга должны сказать, чем их пара похожа, игроки внутреннего круга – чем
их пара отличается.
Игра учит: умению сравнивать и оценивать себя и других, находить единомышленников,
способствует сближению коллектива.
14 «Верёвочка»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Два человека натягивают верёвку. Остальные участники выстраиваются в
колонну и, держась за руки, поочерёдно переходят через верёвку. Следующее задание
колонне: поочерёдно пройти под верёвочкой. Уровень верёвки над полом постоянно
меняется. Руки игрокам в колонне расцеплять нельзя.
Игра учит: дружбе, взаимопомощи, умению выполнять задание коллективно, слаженно.
«Подарок»
Играющие: два человека. Остальные "ограничиваются" ролью внимательных наблюдателей.
Суть игры: два человека, сидя друг против друга, могут в течение нескольких минут дарить
самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия: в начале
каждой реплики обязательно звучит благодарность: "Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т.д.)
за подарок..."; обязательно перечисляются все уже полученные подарки, и добавляется новый,
например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее:
— Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник,
ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне —
молодильное яблоко, я тебе подарил земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе
дарю...
Вопросы к обсуждению: кто первый допустил два сбоя подряд? Кто лучше удерживает ин
формацию? Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?
Игра учит: не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать,
сосредоточенности и доброжелательности.
«Прогулка с компасом»
Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.
Суть игры:
Участники разбиваются на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий
("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки
на плечи) завязывают глаза. Необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, при этом
"турист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас)
движением своих рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий —
других туристов с компасами.
Вопросы к обсуждению: опишите ощущения человека с завязанными глазами, который
вынужден полагаться на своего партнера. Что способствовало или что мешало чувству
доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?
Игра учит: умению доверять партнёру, работать в паре, сообща, снимает страх перед
неизвестным.
«Гусеница»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте воздушными шариками — по одному на каждого
участника.
Суть игры:
Участники игры должны выполнить следующее задание: надуйте шары: чем
больше будет шарик, тем в дальнейшем вам будет легче с ним работать. Постройтесь
цепочкой, соблюдая следующие условия:
• руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего;
• воздушный шар зажат между животом одного играющего и спиной другого;
• дотрагиваться до воздушного шара (поправить, придержать и пр.) строго воспрещается;
• первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
15 Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному
маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые
веревки, перевернутые стулья, развороты в самых неожиданных местах... Ваша задача: пройти
через все это и вернуться на исходные позиции.
Вопросы к обсуждению: где располагались лидеры — в начале, в середине или конце
цепочки? Кто регулировал движение "живой гусеницы"? Кому и что было наиболее трудным?
Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех
всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.
«Молекулы»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Во время игры все участники беспорядочно двигаются по игровому полю, а
руководитель каждые 12 минуты называет любую цифру от 1 до 10. Например, «три». Это
значит, что все участники должны образовать группы из трёх человек. Те, кто остались (два
или один человек) выбывают. Игра заканчивается тогда, когда больше нет вариантов цифр.
Игра учит: не бояться общения, быстро ориентироваться, находить единомышленников.
«Змейка»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Играющие выстраиваются в колонну, каждый держится за пояс впереди
стоящего. Последний человек в команде – «хвост», а первый – «голова». Задача «головы» –
поймать «хвост», а «хвоста» – убежать от «головы». При этом «тело» не должно распадаться.
Когда «голова» поймает «хвост», последний игрок становится «головой», а предпоследний
становится «хвостом», либо выбирают новую «голову» и «хвост».
Игра учит: действовать единой командой, уметь прислушиваться к мнению других, уметь
прийти на помощь в нужный момент.
«Фигуры»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры: Участники становятся в круг. Внутри круга натягивается верёвка, за которую
все держатся руками. Руководитель объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться
квадратом (треугольником, ромбом, овалом), используя только устные переговоры. Во время
игры глаза игрокам открывать нельзя.
Игра учит: организаторским навыкам, развивает воображение и внимательность, может
выступать показателем сплочённости группы.
«Переговоры»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры: Пары встают спиной друг к другу (игроки в парах не знают, кто стоит у них за
спиной). Руководитель объясняет, что каждая пара должна договориться и определить место,
время и цель встречи, которая должна состояться через несколько минут в пределах игрового
поля. Участникам запрещается оборачиваться. После этого руководитель отдаёт команды:
«Всем закрыть глаза!», «Разойтись!», «Открыть глаза!». Игроки должны найти свою пару.
Игра учит: развивает навыки коммуникативного общения, выявляет лидеров в каждой
паре.
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Подготовительный этап: подготовьте по два фломастера для каждой пары игроков.
«Почувствуй и пойми»
16 Суть игры: Играющие встают парами лицом друг к другу и берут закрытые колпачками
фломастеры указательными пальцами рук следующим образом: первый фломастер
удерживается указательным пальцем правой руки первого игрока и указательным пальцем
левой руки второго игрока; второй фломастер удерживается указательным пальцем левой
руки первого игрока и указательным пальцем правой руки второго игрока. Руководитель
объясняет, что пары должны совершать руками произвольные движения, но двигать ими так,
чтобы фломастеры не упали. Через 34 минуты тоже самое задание выполняется с закрытыми
глазами.
Игра учит: доверию, умению понимать партнёра без слов, оценивать и предвидеть своё и
чужое поведение.
Группа играющих встает на невысокую скамеечку плотно дуг к другу, взявшись под локотки.
По очереди каждый игрок должен будет пройти по краю скамеечки, держась за стоящих на
ней людей, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков.
«Скалолаз»
Прыжок без парашюта
Для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к
другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к
ним на стул становится ещё один игрок, который будет «прыгающим». Он становится на край
стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек
ловят его. Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают
ребят. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет ребят крепко держаться друг
за друга.
Все играющие становятся в круг. Один из участников начинает счет. Тот на кого приходится
число, кратное трем число, содержащее «3» (в зависимости от количества человек)
произносит свое имя.
33
Комплименты
Все участники садятся в круг. Каждый по очереди делает вслух комплимент по
любому поводу своему соседу справа, эстафета продолжается. Комплимент может
касаться как внешних признаков, так и черт характера. Например: «Таня, у тебя
красивые глаза», «Саша, мне нравится твоя улыбка», «Оля, ты очень
доброжелательная» и т.д. Эта игра – первый шаг на пути к знакомству коллектива,
проводится для доброжелательного настроя группы.
Вызываются двое, которые должны по очереди говорить комплименты, например, на
букву «О». Проигравшим считается тот, у кого в запасе не осталось слов.
Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч.
Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч. Чем больше
мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.
17 КОЛЛЕКТИВ
Приложение 4
18 Здравствуй, друг
Я люблю…
Вот я какой!
Веревочка
Переговоры
Фигуры
Гусеница
Скалолаз
19 Прыжок без парашюта
33
Лидер
Аутсайдер
Индифферент
Звезда
20 Свои
Песчаная россыпь
Мягкая глина
Мерцающий маяк
21 Алый парус
Горящий факел
Общественно значимая цель
Общественно значимая деятельность
Отношения ответственной зависимости
Единая для всех система требований
22 Традиции
Связь с другими коллективами
История развития
Школьный класс
Клубное объединение
23 Детские организации
Временный детский
коллектив
24 1 группа
Назовите, какие традиции характерны для вашего
студенческого коллектива?
Приложение 5
2 группа
Оцените «школьный коллектив» согласно характерным
чертам:
наличие общеколлективных социально ценных целей;
определённая структура управления;
организация совместной деятельности членов
коллектива для достижения цели;
система сложившихся отношений заключающихся в
сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи при
сознательном взаимном стремлении всех членов
коллектива к достижению поставленных целей.
3 группа
Ученик является аутсайдером в классном коллективе, т.к.
он из малообеспеченной семьи. Каковы действия классного
руководителя по «включению» ребенка в коллектив?
4 группа
Оцените, на каком этапе развития коллектива находится
ваша студенческая группа. Почему?
5 группа
Какие игры вы бы могли провести с детьми на сплочение
25 детского коллектива в школьном лагере?
26 Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Приложение 6
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской
поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму
пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой
строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 24
682 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким
образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн он основан не на подсчете слогов, а смысловой
заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или
местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают
свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях
темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего
рода резюме.
27
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Приложения для методической разработки занятия "Детско-юношеский коллектив"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.