Применение активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы.
Оценка 4.6

Применение активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы.

Оценка 4.6
Работа в классе
pdf
русская литература +1
5 кл—9 кл
14.02.2022
Применение активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы.
Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было, как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность. Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому от него требуется применение активных приёмов обучения.
Прменение активных приёмов обучения на уроках русского языка и литературы..pdf

Применение активных приѐмов обучения на уроках русского языка и литературы. 

 

Подготовила:

Тарасова Нина

Иннокентьевна,

 учитель русского языка и литературы,  высшей кв.категории 

МОУ Казачинская СОШ с. Казачинское

Казачинско-Ленский района

Иркутской области

Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было, как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому от него требуется применение активных приѐмов обучения. 

Этапы урока

 Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.

Приемы мотивации

“Фантастическая добавка” -универсальный приѐм, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.

Приѐм «Отсроченная отгадка»

Универсальный приѐм ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

       умение анализировать и сопоставлять факты;

       умение определять противоречие;

       умение находить решение имеющимися ресурсами.

1                   вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2                   вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдѐт о стихах, вот только имя автора ребятам придѐтся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Приѐм «Рубрика «Любознательным»

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении   многих       слов и       выражений,         а        также информация о науке, изучающей язык.

Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».

Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.

Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приѐм этапа рефлексии учебной деятельности.

Обучаю      детей          планированию     работы       на      уроке,         определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.

Пример. Назовите  тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.

Этап актуализации

Прием «Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Приѐм «Бортовой журнал»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно     которым     учащиеся   во      время изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приѐм «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.

Пример. Чопорный чѐрт в чѐрной шѐлковой одежонке сидел на жѐстком диване и пил дешѐвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжѐлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чѐрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печѐнку, объедался крыжовником со сгущѐнным молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чѐрт, молодцевато встряхнув чѐлкой, пустился танцевать чечѐтку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чѐрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжѐг свой пятачок, покрытый мягкой шѐрсткой. Ожог был очень тяжѐл. Огорченный чѐрт куцей овцой бросился к бочонку с мочѐными яблоками и сунул в него обожжѐнный пятачок. «Правду говорят, что небережѐного Бог не бережѐт», — чертыхнулся чѐрт чертовской пословицей.

Приѐм «Жокей и лошадь» Приѐм интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.

Самая неприятная еѐ черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить        по      классу,       это    требует       определѐнной сформированности культуры поведения.

Приѐм «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка   взять корень,       от      слова          будильник взять суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник) Этап первичного закрепления знаний

Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?»

Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь – то левую.

То же самое  с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой.

Приѐм «Фантазѐр»

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее

продуктивна на

 уроках рефлексии.

Приѐм «Мини – исследование» или «Мини – проект»

Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:

учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарѐм, со словарной статьѐй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

При   выполнении        мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся      выполняют следующее задание:

они    должны     проиллюстрировать   фразеологизм,    помня        о        его метафоричности и образности.

Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.

Этап рефлексии

Приѐм «Незаконченные предложения»

1.   На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2.   Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3.   Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4.   Мне не очень нравится……

5.   Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Приѐм «Суперконтрольная»

Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.

На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.

На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться.

Выставляется средняя оценка.

Рефлексия осуществляется на разных этапах урока.

Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приѐм «Фантазѐр»).

Гарантией успешной реализации цели образования могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.

 

 

 

Применение активных приѐмов обучения на уроках русского языка и литературы

Применение активных приѐмов обучения на уроках русского языка и литературы

Приѐм «Отсроченная отгадка»

Приѐм «Отсроченная отгадка»

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Поев и погрозив своему отражению пальцем, чѐрт, молодцевато встряхнув чѐлкой, пустился танцевать чечѐтку

Поев и погрозив своему отражению пальцем, чѐрт, молодцевато встряхнув чѐлкой, пустился танцевать чечѐтку

Приѐм «Фантазѐр» На доске записана тема урока

Приѐм «Фантазѐр» На доске записана тема урока

Мне не очень нравится…… 2.

Мне не очень нравится…… 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022