Применение дистанционных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку
Мацегора Наталья Александровна
МБОУ «СОШ №3» пгт Кавалерово
Современное цифровое общество характеризуется высокими темпами развития технологий, которые оказывают воздействие на все сферы деятельности. Система образования является наиболее чувствительной к инновациям. Темпы обновления знаний очень высоки. Вместо простой вербальной передачи знаний, умений и навыков от педагога к обучающемуся наиболее приоритетной задачей образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение и оценку. Воспитание самостоятельности обучающегося как основополагающей компетенции становится одной из приоритетных задач современного образования.
Внедрение технологий онлайн-обучения в образовательной деятельности, переход к дистанционным формам обучения – все это направленно на создание открытой, доступной, непрерывной, гуманистичной системы обучения, способствующей повышению качества образования. Система онлайн-обучения отличается от традиционных форм обучения. Онлайн-обучению присущи такие черты, как: высокая динамичность, разнообразие форм обучения, комфортные условия обучения, наличие интерактивной коммуникации.
Онлайн-обучение в современном мире получает все более широкое распространение. Особенно сегодня, когда все образовательные организации были вынуждены организовывать образовательную деятельность в дистанционном формате с помощью онлайн-платформ. Поэтому каждому учителю пришлось осваивать и реализовывать присущие этому процессу компоненты и средства.
Внесем ясность в терминологию
Е.С. Полат рассматривает дистанционное обучение и как форму, и как одну из составляющих всей системы образования. «Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
Закон «Об образовании» четко определяет понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
А в Приказе Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются неразрывно.
То есть, по сути, и дистанционное, и онлайн-обучение — это электронное обучение, которое проводится посредством дистанционных образовательных технологий.
Главные характеристики дистанционного обучения:
Расстояние: учитель и ученики находятся в разных помещениях.
Удобство: ученики могут выполнять задания в любое время.
Доступность: ученики с ограниченными возможностями могут посещать занятия наравне с остальными.
Индивидуальный подход: учитель может давать разные задания каждому ребенку.
Использование технологий: сервисов видеосвязи, образовательных приложений, платформ для хранения данных, онлайн-тестов и т.д.
Типы дистанционного обучения
Есть три варианта проведения удаленных занятий: синхронное, асинхронное и смешанное дистанционное обучение.
Вариант 1. Синхронное обучение
Это занятия в режиме реального времени. Вы выходите на связь с учениками и активно с ними взаимодействуете: отвечаете на вопросы, вовлекаете в упражнения, проверяете домашнюю работу. Синхронное обучение — самый трудозатратный для педагога способ провести онлайн-занятие.
Формы синхронного дистанционного обучения:
видеоконференции;
чаты;
вебинары.
Преимущества синхронного обучения:
Личное взаимодействие создает эффект присутствия и уменьшает чувство изоляции.
Вы быстро реагируете на вопросы учеников и помогаете им разобраться в теме урока.
Наличие конкретного учебного времени дисциплинирует учеников.
Недостатки синхронного обучения:
У вас или у ваших учеников могут возникнуть проблемы со связью.
Вам может быть сложно планировать время занятия и его организацию.
Вариант 2. Асинхронное обучение
Вы отправляете учебные материалы ученикам, а они выполняют задания в своем темпе. Здесь важно четко указывать сроки сдачи заданий и строго их соблюдать. При асинхронной методике на учеников возлагается больше ответственности за изучение материала, чем обычно.
Формы асинхронного дистанционного обучения:
видеозаписи лекций;
задания на онлайн-платформах;
онлайн-курсы.
Преимущества асинхронного обучения:
Вам не нужно постоянно взаимодействовать с учениками.
Интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а не эпизодический.
Ученик получает больше времени на изучение материалов и может двигаться в своем темпе.
Вы тратите меньше времени на организацию онлайн-встреч и решение технических проблем.
Недостатки асинхронного обучения:
Вы не общаетесь в реальном времени с учениками, а они — с вами и друг с другом.
У ребят нет возможности задать уточняющие вопросы, поэтому вероятность непонимания материала повышается.
Вариант 3. Смешанное обучение
Смешанное дистанционное обучение сочетает в себе асинхронную и синхронную формы: вы чередуете вебинары и записанные лекции, видеоконференции и задания на онлайн-платформах.
Смешанные курсы — это оптимальная форма дистанционного обучения, которая позволяет объединить преимущества синхронного и асинхронного обучения и компенсировать их недостатки.
Планирование дистанционного обучения
Перед началом дистанционных занятий важно понять, как вы будете распределять собственную нагрузку, и эффективно организовать работу учеников.
Составьте расписание занятий
Ученики и родители должны понимать, когда подключаться к видеоконференциям, а когда сдавать задания. Поэтому первый шаг — это составление расписания дистанционных уроков. Приготовьтесь к тому, что расписание будет отличаться от привычного. Закладывайте больше времени на подготовку занятий. Учитывайте, что ученикам будет сложно сохранять внимание на нескольких видеоконференциях подряд.
В расписание стоит включить:
время проведения видеоконференций (онлайн-трансляций, вебинаров);
время на контрольные работы (тесты, проекты);
даты сдачи и приема домашних заданий, проектов.
Вам может понадобиться согласовать свой график с расписанием коллег. Выложите расписание в открытый доступ и отправьте ученикам ссылку. Вы сможете в любой момент вносить в него правки, и ученики будут сразу их видеть.
Планирование урока
Как подготовить урок в дистанционном формате?
Примерный алгоритм:
Определите цели и задачи урока.
Подумайте про особенности класса (возраст, буйность, технические возможности).
Решите, как будете взаимодействовать с учениками во время занятия.
Выберите нужный учебный материал.
Подготовьте и структурируйте материал так, чтобы он отвечал вашим целям и задачам.
Подберите инструменты, которые помогут вам достигнуть цель урока и разнообразить занятие.
Пропишите сценарий урока с обозначением примерного времени, которое займет каждая из частей.
Работа с учениками разных возрастов
Выбирая формат занятия, ориентируйтесь на возраст учеников и важность информации. Чем старше дети, тем больше им можно давать на самостоятельное изучение. Например, в старшей школе можно проводить видеоконференцию по предмету один раз в неделю, а остальной материал давать в виде самостоятельной работы.
Если материал важный, независимо от возраста учеников посвятите разбору несколько видеоуроков. Дети смогут задать все появляющиеся вопросы, а вы сразу увидите, насколько класс разобрался в теме. Для некоторых предметов, наоборот, будет достаточно дать ученикам посмотреть фильм или прочитать текст, а потом провести обсуждение в групповом звонке.
Младшие классы
На дистанционных уроках в начальной школе важно соблюдать общие требования для безопасной работы за компьютером. В этом нет ничего страшного. Постарайтесь выполнить несколько советов:
Организуйте работу в первой половине дня.
Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
Разбивайте урок на 15-минутные блоки с перерывами на физминутки.
Обучите детей гимнастике для глаз.
Средние и старшие классы
Скорее всего, подростки уже привыкли к цифровой среде, и вам будет немного легче. Однако, им тоже потребуется ваша поддержка. Придерживайтесь следующих принципов:
Организуйте самую активную и сложную работу в середине дня — подросткам сложнее заниматься с утра.
Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
Делайте 5-минутные перерывы каждые 20-30 минут.
Просите учеников держать камеры включенными. Так вы сможете следить, чтобы они не сидели во время урока в мессенджерах или играх.
В настоящее время в образовании используются как очная форма обучения, так и дистанционная.
Рассмотрим же инструменты для преподавания онлайн:
Платформы для онлайн-конференций:
Мессенджеры: Whats App, KakaoTalk и прочее.
Инструменты: передача контента
На каких платформах можно собирать материалы для учеников? Рассмотрим таблицу.
Как организовать взаимодействие группы в онлайн – формате:
Не забудьте подвести итог
И вы, и ученики работали в новом формате, поэтому после занятия попросите ребят поделиться впечатлениями. Примерные вопросы:
Ответы учеников помогут вам вовремя заметить проблемные места и грамотно спланировать дальнейшие процесс обучения онлайн.
Провести промежуточный контроль в онлайн-формате можно проще, чем в оффлайн-режиме. Удобно то, что не нужно вручную проверять каждую тетрадь. Рассмотрим таблицу, где упомянуты сервисы с автоматической проверкой тестов.
Предлагаю посмотреть примеры платформ для контроля онлайн и видео-фрагменты уроков в Zoom!
Список использованной литературы и электронных ресурсов:
1. Владимирова Л.П. Проблемы интеграции формального и неформального образования в условиях единой инфорамционно-образовательной среды. Научно-практический журнал "Открытое образование" № 5 (100) 2013.
2. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений – М.. Издательский центр «Академия», 2004 - 416 с.
3. Федеральныый закон «Об образовании в Российской Федерации», сайт: минобрнауки.рф
4. https://teacher.yandex.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.