Применение ИКТ на занятиях шахматного всеобуча: из опыта работы

  • doc
  • 19.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Овечкина Е.А. (МБУ ДО ДДТ, СП Меридиан)_статья.doc

Применение ИКТ на занятиях шахматного всеобуча:
из опыта работы

 

Овечкина Е. А.

МБУ ДО ДДТ Ленинского района СП «Меридиан»

г. Нижний Тагил

 

В настоящее время в Свердловской области широко распространена
и законодательно регламентирована деятельность по развитию и популяризации шахмат, которая реализуется в том числе в рамках шахматного всеобуча, осуществляемого учреждениями дополнительного образования. 

Практика преподавания шахмат в учреждении дополнительного образования на протяжении 13 лет позволила мне выявить следующие проблемы, возникающие при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста данной игре.

1. Дифференциация обучающихся по имеющимся у них начальным игровым знаниям и умениям.

Зачастую формируемые группы имеют смешанный состав по уровню освоения шахматных правил. При этом некоторые из детей в данных группах обладают достаточным уровнем домашней подготовки и их обучение должно быть сосредоточено на развитии стратегических и тактических игровых умений; другие же обучающиеся не владеют даже основами игры (не знают названия линий доски, фигур, их ходы и т.д.). Занятие должно строиться таким образом, чтобы обеспечивать и тех, и других обучающихся адекватной нагрузкой.

2. Стремление обучающихся как можно скорее приступить к практической игре.

Создаваемая на занятии атмосфера «элитности» шахмат как высокоинтеллектуальной игры, логической «магии» совершения ходов, красивые резные фигуры шахматного набора пробуждают мотивацию обучающихся к самостоятельным игровым действиям. Однако зачастую это происходит в ущерб изучению теории (шахматных правил) и её закреплению в коллективных игровых упражнениях с непосредственным участием педагога. В то же время, не овладев теоретическим материалом, не сформировав умения передвижения фигуры по доске, не усвоив логику её взаимодействия с другими фигурами, обучающиеся не могут корректно сыграть партию, и выполняемые ими ходы превращаются
в механические манипуляции.

3. Исходя из предыдущих проблем — необходимость темпового изучения шахматных основ: доски, её линий, фигур, их ходов и взаимодействий, таких фундаментальных шахматных понятий, как шах, мат и пат (ничья). Это позволяет сравнять участников группы по уровню обученности, выделить больше часов на изучение принципов игры на разных её этапах. 


4. Обеспечение достаточной и эффективной наглядности, устойчивого интереса к шахматам.

Данная проблема обусловлена возрастом обучающихся — в основном это младшие школьники (реже дошкольники). Для усиления мотивации к обучению шахматной игре необходимо на занятиях использовать привлекающие внимание образы, вводить элемент занимательности.  

Опыт работы в объединении шахматного всеобуча учреждения дополнительного образования позволил сделать вывод, что эффективным решением всех перечисленных проблем является применение на занятиях информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В условиях современного информационного общества все более актуальным становится не столько оснащение образовательных учреждений мультимедийным оборудованием, сколько разработка стратегии его практического использования в сфере образования.  Современная образовательная информационная среда должна представлять собой систему условий, в которых обучающиеся могут сформировать и проявить такие способы поведения, как самостоятельность, самообучение, самоконтроль, саморазвитие. 

На занятиях шахматного всеобуча большая часть учебного времени отведена для самостоятельной работы обучающихся. Такое построение занятий обусловлено неоднородным составом детских групп по уровню обученности шахматной игре и необходимостью для педагога на первых занятиях курса форсировано сократить образовательный разрыв между участниками данных групп не в ущерб качеству формируемых у детей знаний и умений. Наиболее эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся помогает использование ИКТ таким образом, чтобы транслируемые объекты мультимедиа (презентации, обучающие программы, фильмы и т.д.) и телекоммуникационные каналы (сеть Интернет) становились для обучающихся  источниками информации (учебного материала) и  исполнителями контроля её усвоения взамен педагога, роль которого сводится к научению способам работать с данными объектами и мультмедийным оборудованием, а также к помощи слабо успевающим обучающимся, к проверке промежуточных результатов деятельности группы. 

Применение ИКТ возможно на любых этапах занятия. Особенно эффективно оно на этапе изучения нового материала.

Показательным примером применения ИКТ на данном этапе является занятие по изучению нового материала, которое в календарно-тематическом плане носит название «Король и ферзь».

На занятии используются материалы обучающего интерактивного диска «Динозавры учат шахматам 1.00» (Universis Technology Ltd, 2006).

Другим обязательным оборудованием учебного кабинета являются мультимедийная установка (аудиоколонки, компьютер или ноутбук (лучше иметь оба устройства либо планшет) с возможностью выхода в Интернет, монитор с широкой диагональю, экран и проектор или интерактивная доска, лазерная указка, манипулятор мышь с беспроводным способом подключения), шахматные комплекты (доски и фигуры), канцелярские наборы для рисования, вырезания и приклеивания.

Перед началом занятия обучающимся, впервые знакомящимся с данной темой, раздаются бланки ответов (рабочие тетради), в которых они должны, по мере освоения теории, делать пометы и выполнять задания. Работа детьми ведется самостоятельно, с дозированной помощью преподавателя (по необходимости).

После проведения организационного момента дети с повышенным уровнем обученности шахматной игре получают задание, например по решению или составлению задач, головоломок (ребусов, кроссвордов и т.д.) работе над творческим проектом, которое они выполняют индивидуально, в парах или коллективно (всей подгруппой). Необходимый для работы материал транслируется на экране ПК/ноутбука либо на интерактивной доске. Обучающиеся также могут получить дополнительные сведения, используя выход в Интернет.

Для остальных обучающихся проводится краткий фронтальный опрос по изученным ранее фигурам — ладье и слону. Внимание обращается на схемы ходов данных фигур, а затем дается задание придумать и нарисовать в специально отведенном на бланке месте фигуру, которая могла бы объединить в себе силу этих двух фигур. По окончании творческого задания рисунки обсуждаются, дети дают пояснения отдельным элементам придуманных ими фигур.

Далее педагог сообщает, что фигур, способных сочетать в себе силу ладьи и слона и передвигаться по всем трем типам линий шахматной доски (горизонтали, вертикали, диагонали), существует не одна, а две. Обучающимся предлагается ознакомиться с материалами интерактивного диска (демонстрируется на экране ПК, ноутбука или на интерактивной доске). В это время педагог проверяет ход выполнения задания у детей первой подгруппы.

После завершения просмотра материалов диска педагог выясняет, насколько интересной и понятной оказалось для детей информация, и предлагает ответить на вопросы рабочей тетради и по порядку выполнить следующие задания в ней:

а) узнай фигуру по её внешнему виду и подпиши название фигуры; сравни внешний вид короля и ферзя со своим рисунком, подумай, что похожего у твоей работы с общепринятным внешним видом этих фигур и почему;

б) подпиши, на каких вертикалях стоят в начальной позиции король
и ферзь;

в) изобрази схему ходов короля и ферзя;

г) сравни короля и ферзя по силе и ценности с другими фигурами; найди их место на «пьедестале почёта» шахматных фигур;

д) побей («сруби») все фигуры на доске, снимая одну фигуру за один ход; какие фигуры побил король, а какие ферзь?;

е) заполни сравнительную таблицу «Король и ферзь»; для этого распредели по столбцам соответствующие утверждения.

При необходимости задания зачитываются обучающимся, даются пояснения по их выполнению. Для облегчения поставленной задачи воспроизведения усвоенного материала (в том числе для слабых обучающихся) шахматные диаграммы к заданиям «в» и «д» с небольшими изменениями повторяют диаграммы обучающего диска.

Для детей, которые по окончанию просмотра имеют пробелы и неточности в знаниях, трудности с усвоением материала с первого раза, используется приём «свободный компьютер» («свободная мышь»). Суть его заключается в том, что любой обучающийся для выполнения заданий в рабочей тетради и коррекции своих знаний может воспользоваться просмотренными материалами диска неограниченное количество раз, работая в специально отведенной зоне на ПК/ноутбуке или со своего учебного места на общем экране (для этого обучающемуся передаётся беспроводной манипулятор мышь).

По мере выполнения заданий в рабочей тетради педагог осуществляет текущее наблюдение за самостоятельной учебной деятельностью детей второй подгруппы и текущий контроль её результатов.

Занятие завершается практической игрой всех обучающихся (для детей второй подгруппы — с включением изученных фигур), длительность которой составляет не менее 15 минут. Далее проводится подведение итогов, рефлексия и самооценка.

Таким образом, применение ИКТ на занятиях шахматного всеобуча является эффективным средством обучения, поскольку:

- соблюдаются принципы дифференциации и наглядности;

- роль педагога сводится от транслятора знаний к руководителю самостоятельным обучением детей, консультанту;

- обеспечивается развитие у обучающихся навыков самостоятельной учебной деятельности с определением личных границ «знания — незнания»;

- обеспечивается более быстрое изучение материала — на одном занятии дети знакомятся сразу с двумя фигурами, самостоятельно находят сходства и отличия их свойств и фиксируют результаты своих наблюдений по заранее продуманной педагогом форме, получая в итоге на выходе готовый систематизированный «конспект» с опорными схемами, мнемоническими рисунками и т.д., к которому по мере необходимости могут обратиться на последующих занятиях; при этом выученные фигуры безотлагательно включаются  в практическую игру.

Применение ИКТ на занятиях шахматного всеобуча активизирует познавательную деятельность обучющихся, поддерживает их интерес к занятиям, способствует формированию у детей умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, помогает сократить время обучения основам игры без ущерба качеству усвоения обучающимися материала и позволяет охватывать шахматным всеобучем бóльшее количество детей разного уровня начальной обученности.

 

Список литературы:

1. «Динозавры учат шахматам 1.00» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Universis Technology Ltd, 2006. — 1 эл. опт. диск (CD- ROM).