Применение ИКТ в обучении фонетическим аспектам иноязычной речи
Оценка 4.9

Применение ИКТ в обучении фонетическим аспектам иноязычной речи

Оценка 4.9
docx
12.11.2022
Применение ИКТ в обучении фонетическим аспектам иноязычной речи
Статья Карпова ЕВ Применение ИКТ в обучении фонетическим аспектам иноязычной речи.docx

Применение ИКТ в обучении фонетическим аспектам иноязычной речи.

Становление современного общества характеризуется развитием, а также влиянием на него информационных технологий. Они проникают во все сферы человеческой деятельности, образуя тем самым глобальное информационное пространство. Поэтому важной частью такой информатизации является информатизация образования.

Информационные технологии – это различного рода устройства, а также способы отработки какой-либо информации. Такими устройствами, прежде всего, считают компьютеры, которые имеют необходимое программное обеспечение и средства телекоммуникаций, несущих в себе информацию.

Необходимо продемонстрировать высокотехнологические ресурсы в виде инструментальных методов, которые могут применяться в обучении фонетической стороне речи, а также с успехом решить поставленные на сегодняшний день задачи преподавателей иностранных языков, а именно:

·        как правильно поставить произношение тех или иных звуков на иностранном языке;

·        в каком направлении формировать звукопроизносительный навык на иностранном языке отдельных звуков/букв у детей/взрослых, имеющих в этом сложности или дефект речи на родном языке;

·        как побороть языковой барьер;

·        как научиться правильно артикулировать и интонировать звуки в речи.

В 70-х гг. XX века в связи с широким распространением персональных устройств таких, как магнитофоны и кинопроекторы началась активная интеграция технических средств в учебный процесс, но вскоре их стали постепенно вытеснять более совершенные устройства, такие как персональный компьютер. Все это привело к тому, что в лингводидактике возникло отдельное направление исследований, ставящее перед собой более узкие цели и задачи.

С середины 80-х гг. ХХ века в зарубежном научном сообществе появился новый подход к обучению иностранным языкам под названием CALLComputer Assisted Language Learning (изучение языка с использованием компьютера). В связи с развитием Интернета в 90-х гг. ХХ века в рамках CALL стали возникать отличные друг от друга подходы как, TELL (Technology Enhanced Language Learning – обучение языку, улучшенное технологиями) и  ICT in LT (Information and Communication Technology in Language Teaching – ИКТ в преподавании языка), которые отразили изменения, произошедшие в сфере высоких технологий  как появление Интернета и электронной коммуникации, а приход и использование средств мобильной связи активно используемых в лингводидактике, привело к возникновению термина MALLMobile Assisted Language Learning (изучение языка с помощью мобильной связи) (см. рис. 1).

Рис. 1 - Эволюция подходов обучения иностранным языкам с использованием технических средств.

В отечественной науке термин «компьютерная лингводидактика», который был предложен К.Р. Пиотровской в 1991г. является, по мнению М.А. Бовтенко, наиболее адекватным с точки зрения полноты охвата теоретических и практических аспектов применения информационных технологий в обучении иностранному языку и учета тенденций развития терминологии в данной научной области. Она также считает, что в скором времени данный термин может быть вытеснен термином «электронная лингводидактика» из-за распространения информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранным языкам и расширением ряда платформ, посредством которых осуществляется электронная коммуникация.

Существует еще один термин, взаимодействующий с электронным обучением – «сетевая педагогика» - это быстроразвивающееся направление теории обучения. Ее целью является «осмысление процессов обучения путем изучения способов развития и поддержания «сети» социальных отношений, в рамках которых происходит обучение».

Если рассмотреть артикуляционную фонетику, в которой применяются различные инструментальные средства, исследующие работу органов речи при произнесении речевых отрезков, то можно выделить следующие методы, «тесно связанные с возможностями технических способов слежения и фиксации артикуляционных движений»: палатография, электромагнитная артикулография, интонография.

Рассмотрим первый из списка инструментальный метод палатографии. Палатография помогает сделать отпечатки фиксирующей области касания языка с твердым нёбом. Так, например, современный программный инструмент Smart Palate представляет собой технологию био-обратной связи и создает цифровую визуализацию артикуляции, то есть позволяет отслеживать движения губ и языка в режиме реального времени. С ее помощью можно получить четкое представление о том, какие изменения необходимо внести в движения органов речи для создания и совершенствования устойчивых артикуляторных привычек.

Мундштук Smart Palate изготавливается с более чем 100 датчиками, которые точно описывают размещения языка. Информация, полученная от мундштука, а также аудиовход обрабатываются каналом передачи данных. Программное обеспечение Smart Palate преобразует информацию из канала передачи данных в визуальное представление нашего рта, а также быстро и точно преуспевает в устранении проблем артикуляции. 

Благодаря использованию данного инструмента люди преодолевают сложные коммуникационные барьеры и вырабатывают лучшие речевые привычки с помощью функций визуальных эффектов, предлагаемых данной системой.

С использованием индивидуально настроенной системы палатографии и компьютерного интерфейса эта технология позволяет человеку увидеть, где расположить свой язык для правильного воспроизведения звука, тем самым, помогая ему исправить артикуляцию речевых звуков, выпад языка (правильное движение языка для глотания) и/или избавиться от акцента.

Следующий инструментальный метод – электромагнитная артикулография (ЭМА). Согласно статье Д.А. Кочарова и О.Н. Глотовой ЭМА – «один из самых удачных методов, который широко применяется в современных исследованиях артикуляторного аппарата». ЭМА применяется в теоретической лингвистике «для уточнения существующих знании о процессах речепорождения, а также в области речевых технологий при решении задач, где требуется моделирование артикуляторных процессов».

ЭМА используют для «создания новых и уточнения существующих представлений об артикуляции различных фонем», а также выделить различия в артикуляции фонем, имеющие «близкое звучание и похожие акустические признаки».  Она позволяет делать длительные записи дикторов без какого-либо вреда для здоровья.  Именно поэтому данный метод является «основным при сборе больших объемов речевых данных для обучения, основанных на статистическом подходе автоматических систем конверсии артикуляторных моделей фонем и аллофонов в акустические и наоборот.

Третий инструментальный метод – интонография. Е.Н. Винарская в своем словаре терминов приводит определение интонографии –«автоматическое выделение и регистрация частоты основного тона и интенсивности речевой интонации».

Существует такая программа как Speech Analyzer, которая работает по методу интонографии. Ее задача показывать различные графические изображения речи и звукозаписей, а также выполнять фонетический анализ записей человеческого голоса и этнологические изучения звукозаписей.

Рассмотренные инструментальные методы применимы в образовательных целях, так как каждый из них выполняет важную функцию в формировании, развитии, отработке и корректировке фонетических навыков у учащихся на иностранном языке.

Перспективы и преимущества работы с современными программами анализа речи по сравнению с традиционными заключаются в широком использовании аудиторией инновационных компонентов, которые будут доступны благодаря мультимедийным программам.

Такие программы смогут выполнять различные задачи при исследовании речевого аппарата, а также работы с ним для получения определенного результата в педагогической практике, а именно:

·        при использовании палатографии в виде программного обеспечения (Smart Palate), выполняется био-обратная связь, которая создает визуализацию функционирования человеческого языка во время речи, используя электродные фиксаторы, размещенные на нёбе для получения результата при исследовании; подразумевается разработка упражнений на восприятие нового звука на слух или на автоматизацию произносительного навыка (скороговорки, считалки), которые будут представлены в виде графического интерфейса;

·        благодаря функции автоматического распознавания речи, метод ЭМА может применяться для измерения частотных данных в виде осциллограмм и артикулограмм, как и в программном обеспечении VisArtico, которые предоставляет возможность учащимся видеть расположение органов речи, что помогает им развивать свои артикуляторные навыки на иностранном языке в процессе порождения речи; упражнения, используемые в такой программе могут быть разработаны, например, на тренировку согласных и оппозиций гласных звуков;

·        при разработке мультимедийной программы по методу интонографии как в программном обеспечении Speech Analyzer также используется функция автоматического распознавания речи, которая может быть применима для определения частоты основного тона и интенсивности речевой интонации учащегося. Данное программное обеспечение будет включать в себя текстовый интерфейс с графическими изображениями речи, либо уже сделанной ранее звукозаписью обучающегося с прямым выведением транскрипта речи на экран устройства, а красные выделения по тексту позволят разобраться учащемуся в каком промежутке текста и в какой тональности ему следует тренироваться.

Определенным преимуществом таких мультимедийных программ является выполнение упражнений, а также тренировка фонетических навыков, которая происходит в режиме реального времени. Как для учащихся, так и для преподавателей, использование данных программ поможет избежать временных потерь, так как на уроке будут задействованы все учащиеся. 

Подведя итоги, мы можем сказать, что появление отдельных мультимедийных программ на основе описанных ранее, таких как Smart Palate, VisArtico и Speech Analyzer, которые могли бы функционировать не только на стационарных компьютерах, но и на мобильных устройствах: смартфоны, интернет планшеты, телефоны, нетбуки, КПК (карманный персональный компьютер) и др. помогут облегчить работу над формированием и развитием звукопроизносительных навыков у учащихся благодаря специально разработанным мультимедийным интерфейсам, графическим изображениям и упражнениям, способным развить интерес у учащихся во время изучения иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Белоусова, В. О. Использование инструментальных методов для развития звукопроизносительных навыков на иностранном языке. Исследования языка и современное гуманитарное знание, т. 1, No 1, 2019, с. 42–48.

2.     Бовтенко М.А., Гарцов А.Д., Ельникова С.И. [и др.; под ред. А.Д. Гарцова]. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций /. - Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006. - 211 с.

3.     Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М.: Просвещение, 1987.

4.     Зубова К.В. Выпускная квалификационная работа, Методика использования мультимедийных и цифровых технологий в обучении английскому языку в 5-7-х классах средней школы, Санкт-Петербургский государственный университет, 2017, Санкт-Петербург, С.11.

5.     Кочаров Д.А., Глотова О.Н., Статья: Обзор технологии электромагнитной артикулографии для исследования и моделирования процессов порождения речи, Санкт-Петербургский государственный университет, 2012, С.49-50.

6.     Левин, И., Коренблит, М., Талис, В. (2013) Изучение динамики социальных сетей на основе моделирования в среде Nodexl-Excel. Problems of education in the 21st century, vol. 54, pp. 125–137. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scientiasocialis.lt/pec/files/pdf/vol54/125-137.Levin_Vol.54.pdf (дата обращения 10.12.2021).

7.     Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы ; пер. с англ. под общ. ред. К.М. Ирисхановой. М.: Моск. гос. лингвистич. ун-т, 2003.

8.     Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования: (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку): учеб. пособие / М-во образования Моск. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. гос. обл. ун-т; [Л. В. Сарычева и др.]. - Москва: МГОУ, 2014. - 160 с.

9.     Студопедия. Методы исследования артикуляции [Электронный ресурc] - Режим доступа: https://studopedia.ru/3_74613_metodi-issledovaniya artikulyatsii.html (дата обращения: 11.12.2021).

10. Complete Speech [Electronic Resource]. - Mode of access: URL: https://completespeech.com/smartpalate/ (дата обращения: 11.12.2021).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Применение ИКТ в обучении фонетическим аспектам иноязычной речи

Применение ИКТ в обучении фонетическим аспектам иноязычной речи

Интернета и электронной коммуникации, а приход и использование средств мобильной связи активно используемых в лингводидактике, привело к возникновению термина

Интернета и электронной коммуникации, а приход и использование средств мобильной связи активно используемых в лингводидактике, привело к возникновению термина

Рассмотрим первый из списка инструментальный метод палатографии

Рассмотрим первый из списка инструментальный метод палатографии

Третий инструментальный метод – интонография

Третий инструментальный метод – интонография

Speech Analyzer также используется функция автоматического распознавания речи, которая может быть применима для определения частоты основного тона и интенсивности речевой интонации учащегося

Speech Analyzer также используется функция автоматического распознавания речи, которая может быть применима для определения частоты основного тона и интенсивности речевой интонации учащегося

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белоусова,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белоусова,

Студопедия. Методы исследования артикуляции [Электронный ресур c ] -

Студопедия. Методы исследования артикуляции [Электронный ресур c ] -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022