ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Семенова Людмила Владимировна,
преподаватель ГАПОУ Республики Башкортостан
«Стерлитамакский медицинский колледж»,
г.Стерлитамак
В концепции стандартов среднего профессионального образования – основным результатом образовательной деятельности является не система знаний, умений и навыков, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В том числе и информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, способность критически оценивать информацию и т п. Таким образом, включение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью[6, с 1].
В процессе активного использования различных видов ИКТ на аудиторных и внеаудиторных занятиях по дисциплине Фармакология студенты продолжают формировать умения по работе с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, а так же необходимые в профессиональной деятельности общие и профессиональные компетенции такие как:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения и т п.
Использование ИКТ открывает для преподавателя не только новые методические возможности подготовки и проведения занятий, но и позволяют решить следующие задачи:
формирование устойчивой мотивации;
активизация мыслительных способностей обучающихся;
привлечение к работе пассивных студентов;
повышение интенсивности учебного процесса;
обеспечение учебного процесса современными материалами;
приучение обучающихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся
к исследовательской деятельности;
обеспечение гибкости процесса обучения[5, с 42].
Эффективность использования ИКТ. Информатизация образования в России — один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Её основная задача — эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:
— возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности — мотивы — цели — условия — средства — действия — операции);
— индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счёт программируемое и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
— коренное изменение организации процесса познания путём её смещения в сторону системного мышления;
— возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения и самообучения;
— создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования[1, с 5].
С позиций информационного подхода любая педагогическая технология может быть названа информационной, так как сущность процесса обучения составляет движение и преобразование информации.
Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения так, чтобы обучающийся был активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Мы используем следующие варианты использования средств ИКТ в
образовательном процессе:
урок с мультимедийной поддержкой - в кабинете стоит один компьютер, им пользуется преподаватель в качестве «электронной доски» (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии) и студенты для защиты проектов;
интегрированный урок, его задачи: отрабатывать учебный материал, используя ПК для изучения возможности различных компьютерных программ;(сим уляционный класс)
самостоятельное изучение (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем: традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой обучающихся с электронными информационными ресурсами (50% учебного времени) и консультациями[7, с 24].
Симуляционное обучение (имитационное обучение) – это обучение, при котором, обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения.
Цель симуляционного обучения - предоставление возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональные действия в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде, с использованием симуляционного оборудования в соответствии с рабочими программами УД или ПМ.
Основные задачи симуляционного обучения:
разработка и применение моделей и сценариев профессиональной
деятельности;
методическое сопровождение системы обучения и оценки компетентности будущих и настоящих специалистов;
создание условий для формирования и развития общей и профессиональной компетентности специалистов;
разработка и реализация новых организационных форм, методов обучения и контроля.
Требования при симуляционном обучении:
Формирование программ симуляционного обучения в соответствии с перечнем компетенций по специальности.
Создание и внедрение методических материалов с различными сценариями профессиональной деятельности.
Приобретение и поддержка в рабочем состоянии средств обучения
(программного обеспечения, компьютерной техники).
Инженерно-техническое обслуживание и снабжение расходными материалами.
Подготовка оценочной документации, разработка контрольных листов для оценки профессиональных умений и навыков в зависимости от условий сценария.
Осуществление контроля, за освоением общих и профессиональных компетенций на каждом этапе симуляционного обучения[2, с 14].
В случае правильного использования симуляционного оборудования в образовании будут достигнуты следующие результаты:
быстрое вхождение обучающихся в профессию,
повышение выживаемости знаний и умений,
повышение качества практической подготовки обучающихся за счет предварительной отработки манипуляций на симуляционном оборудовании,
соответствие подготовки выпускников СМФОО требованиям работодателей
Список литературы:
1. Абрамова О.Ф., Баласян Б.Г. Роль компьютерной визуализации в деятельности современного специалиста // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
2. Акользина Е.А. Использование ЭОР в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – 2013. - №2 (22). – С.95-97.
3. Ильин В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии //Программные продукты и системы и алгоритмы. - 2014. - №1.
4. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 133 с.
5. Осипова Л. Г. Использование и разработка ЭОР в условиях реализации ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 44-46. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5929/ - (дата обращения: 20.05.2020)
6. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово. – 2005. – С.198
7. Студия Артемия Лебедева. Секреты хорошего гипертекста. – Режим доступа:http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.