Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат
премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
Вопрос о возможности применения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе, прежде всего, связан с возрастом обучающихся и уровнем владения ими знаниями, умениями и навыками самостоятельной работы с информационными источниками, а также с их мировоззренческой подготовкой.
В младших классах, как представляется, акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно учителем, при этом особую роль здесь играет его нравственно-эмоциональное воздействие. Всякое сужение функций учителя может породить проблему дегуманизации педагогического процесса.
Начиная со средних классов, можно ввести элементы педагогической технологии проблемно-модульного обучения. При этом ими могут быть упрощённые проблемно-модульные учебно-познавательные курсы (рабочие тетради по предметам обучения), в которых упор делался бы на управление и самоуправление деятельностью учеников, контроль и самоконтроль их знаний, умений, навыков, способов практической деятельности. Проблемно-модульные учебно-познавательные курсы в педагогический процесс средней общеобразовательной школы целесообразно вводить постепенно, наравне с учебником, начиная с отдельных учебно-познавательных курсов, предметов и конкретных, хорошо успевающих учеников, которым предоставляется большая самостоятельность в учёбе.
С девятого класса общеобразовательной школы технологию проблемно-модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс, т. е. возможно применение проблемно-модульных образовательно-обучающих и учебно-познавательных программ, к построению которых для старших классов можно подойти трояко:
1) строить проблемно-модульные образовательно-обучающие программы и учебно-познавательные курсы для выбираемого обучающимися цикла профилирующих предметов, при изучении которых необходима большая доля самостоятельности. Их содержание отличается динамичностью границ с точки зрения, как ширины, так и глубины познания;
2) строить проблемно-модульные образовательно-обучающие программы, рассчитанные на один год, по всем учебно-познавательным предметам или комплексной учебно-познавательной проблеме;
3) строить проблемно-модульные учебно-познавательные программы, предназначенные для всего этапа обучения в старших классах.
Очевидно, что внедрение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе целесообразно начинать и вести последовательно, по сложности реализации, в строгом логическом порядке.
Структура проблемно-модульной образовательно-обучающей программы, предназначенной для всего этапа обучения в старших классах, включает в себя проблемно-модульные учебно-познавательные курсы по всем изучаемым учебно-познавательным предметам на один учебный год. Преимущество применения проблемно-модульной образовательно-обучающей программы, рассчитанной на весь этап обучения в старших классах, состоит в том, что обеспечиваются наиболее благоприятные условия для реализации принципа осознанной перспективы, особенно стимулирующие мотивацию учения, а также открываются реальные пути к обучению экстерном.
При рассмотрении применения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе возникает вопрос о возможности замены учебников проблемно-модульными учебно-познавательными курсами, где учебники будут играть вспомогательную роль. Необходимо отметить, что однозначно ответить тут сложно, так как вышеназванные пособия решают совершенно разные задачи. Более того, проблемно-модульный учебно-познавательный курс базируется на нескольких учебниках, формируя и развивая, таким образом, основы методологии учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работы с источниками. В проблемно-модульном учебно-познавательном курсе акцентируется руководство учебными действиями обучающегося с существенной опорой на учебники и учебные пособия, другую методическую литературу.
Возникает и другой вопрос, касающийся применения технологии проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе, состоящий в следующем: кто будет создавать проблемно-модульные учебно-познавательные курсы и разрабатывать образовательно-обучающие программы? В этом случае возможны два пути решения данного вопроса:
1) они могут создаваться региональными методическими центрами или комиссиями, основой которых станут временные творческие коллективы;
2) будут разрабатываться отдельными высококвалифицированными, опытными учителями для самостоятельной организации ими конкретного педагогического процесса.
Эти два направления не являются альтернативными, они могут успешно дополнять друг друга. Только в этом случае учитель не будет создавать «на пустом месте» оригинальный проблемно-модульный учебно-познавательный курс или образовательно-обучающую программу, а станет использовать проблемно-модульные учебно-познавательные курсы, разработанные в региональных методических центрах или комиссиями, приспосабливая их к конкретным условиям функционирования и развития средней общеобразовательной школы.
С созданием проблемно-модульных учебно-познавательных курсов или образовательно-обучающих программ ещё не решается проблема внедрения предлагаемой технологии в практическую работу средней общеобразовательной школы. Важным является вопрос организации собственно процесса проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе. Исследований по данному вопросу в нашей стране ещё нет.
В свете отмеченного, при применении педагогической технологии проблемно- модульного обучения учащимся, как правило, 9–11 классов, будет предлагаться на выбор несколько путей организации проблемно-модульного обучения, предусматривающих самостоятельную работу с проблемным учебно-познавательным модулем при использовании технических средств обучения, консультации с успевающими учениками или с педагогом и т. д., где каждый обучающийся может выбрать как один, так и несколько наиболее подходящих ему вариантов либо комбинацию из них. Более того, каждый учитель имеет свои, разработанные собственными силами проблемные учебно-познавательные модули, приспособленные к конкретной учебно-познавательной ситуации.
Подготовка проблемных учебно-познавательных модулей и организация проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе основываются на пяти принципах:
1) максимально эффективно использовать время педагога. Это становится возможным тогда, когда сам ученик приходит к учителю за консультацией;
2) максимально эффективно использовать время ученика. Этому содействует отработка самого проблемного учебно-познавательного модуля и его оснащение техническими средствами обучения;
3) самое главное в педагогической технологии проблемно-модульного обучения — это и учителю, и ученику необходимо понимать и принимать как существенное — цели обучения;
4) сами ученики могут стать неплохими учителями. Помощь в учебе (в разъяснении учебного материала) является одним из главных компонентов в образовательном процессе при проблемно-модульном обучении;
5) овладение учебным материалом является обязательным. Критерии, отражающие его уровень, указываются ученикам в проблемном учебно-познавательном модуле. Устный контроль проводится с целью подтверждения понимания учениками цели обучения. В письменных контрольных заданиях требуется правильно ответить на 80% поставленных вопросов.
Проблемно-модульное построение учебно-познавательного предмета протекает в два этапа: на первом разрабатывается общая инвариантная модель единого содержания преподаваемой учебно-познавательной дисциплины, на втором выделяются ключевые идеи в рамках конкретных проблемных учебно-познавательных модулей.
Принципами отбора ключевой информации являются:
а) информационная ёмкость и прогностическая ценность учебно-познавательного материала;
б) его системообразующая функция;
в) конструктивно-практическая значимость.
Практической направленностью обучения насыщен материал всех проблемных учебно-познавательных модулей. Он ориентирован на усвоение учащимися навыков самоконтроля, саморегуляции и самовоспитания применительно ко всем основным сферам жизнедеятельности (учеба, труд, взаимоотношения в семье, поведение на отдыхе и т. д.). Следует отметить, что проблемно-модульный подход органично сочетается с системно-генетическим.
Педагогическая технология проблемно-модульного обучения, применяемая в средней общеобразовательной школе, включает в себя восемь компонентов:
1. Усвоение учениками целей обучения.
2. Учебная работа с проблемно-модульным учебно-познавательным курсом включает процесс усвоения учебного материала с использованием различных методов и средств обучения.
3. Постоянный контроль учебной деятельности учащихся. После прохождения письменного и устного контроля ученик получает оценку за данную тему или отдельный проблемный учебно-познавательный модуль. Обучающийся, усвоивший за учебный год все темы или проблемные модули учебно-познавательного курса, получает за них отметку или оценку.
4. Инструктирование при обнаружении того, что ученик не понимает учебного материала. Он может обратиться за консультацией к учителю или к более подготовленному и успевающему по этому курсу ученику.
5. Небольшие исследования при отработке проблемно-модульного учебно-познавательного курса, которые ученик проводит, опираясь на учебники и различные методические материалы или самостоятельно планируя исследовательские действия под руководством учителя. Исследовательская работа проводится индивидуально или в малых группах (до шести человек). После завершения исследования в группе проводится обсуждение его результатов с их интерпретацией и т. д. За каждое законченное исследование ученик может получить какое-то количество баллов.
6. Оценивание результатов обучения ученика представляет собой наиболее интересный компонент в педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе. Оценивание предусматривает, что ученики, выполнившие самостоятельную работу, пользуясь источниками и литературой, должны сформулировать и обосновать свое мнение по анализируемому вопросу, касающемуся актуальных общественных проблем. Такие проблемы обсуждаются методом дискуссий в учебной группе, при этом учитель старается как можно меньше в них участвовать. После обсуждения каждый участвовавший в нем ученик пишет сочинение (эссе), в котором излагает и окончательно обосновывает свое мнение. Цель такого задания заключается в формировании и развитии у обучающегося навыков самостоятельной мировоззренческой оценки явлений и фактов, поэтому его мнение не оценивается как правильное или ошибочное. За каждое свое обоснованное мнение ученик получает какое-то количество баллов, которые в последующем суммируются.
7. Репетиторство, которым может заняться каждый ученик, помогая своему товарищу, если тот просит помощи в учёбе. За репетиторство ученик, который помог в усвоении учебного материала по одному модулю и одному товарищу, получившему при этом положительную отметку (оценку), получает какое-то количество баллов.
8. Контрольная работа на уровне теста, за которую тоже дается какое-то количество баллов.
В данном случае за учеником остается свобода выбора комплектов способа деятельности для получения баллов. Одни могут избегать контрольных работ, другие не любят исследований, третьи — оценивания, четвёртые не хотят тратить время на репетиторство. Но во всех случаях ученик, прежде всего, соревнуется сам с собой. Время учителя и учеников используется максимально эффективно.
Практика показывает, что при тестировании по одному и тому же тесту учеников 9 – 11-х классов средней общеобразовательной школы, изучавших учебно-познавательный курс по рассматриваемой системе проблемно-модульного обучения, и учащихся, обучавшихся по традиционной системе, обнаруживается разница в их знаниях, составляющая 10–15 % в пользу первых.
Более того, решается задача формирования интеллектуальной, думающей, самостоятельной, всесторонне и гармонично развитой личности, а школы уходят от «менторства», психозов и других «заболеваний».
Проанализированная система проблемно-модульной технологии обучения представляет интерес в следующих отношениях:
1) позволяет достичь активного, самостоятельного, целенаправленного учения со стороны ученика;
2) реализуются субъект–субъектные взаимоотношения между учеником и учителем;
3) обеспечивается достижение практически всеми учениками минимального уровня усвоения учебного материала за предусмотренное время;
4) создаются возможности усвоения учебного материала на более высоких уровнях с использованием элементов творческой развивающей деятельности;
5) реализует воспитывающую функцию обучения.
Проблемно-модульный принцип конструирования учебно-познавательных курсов и их преподавание находят всё большее число сторонников. Он помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» научной информации посредством всестороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между ними, а также между законами и принципами. Тем самым он способствует логичному и компактному структурированию учебно-познавательного материала, а также позволяет избегать неоправданных повторений внутри одного и того же проблемно-модульного учебно-познавательного курса.
Несомненно, что при всех достоинствах и недостатках данной проблемно-модульной технологии обучения её можно рассматривать как одну из множества возможных педагогических систем, формирующих и развивающих личность школьника.
Следует учитывать, что на современном этапе развития науки и практики, функционирования общества перед отечественной школой стоят задачи по проведению реформы и модернизации, решение которых, пока, не приносит желаемых результатов. В то же время внедрение технологии проблемно-модульного обучения может позволить на качественно новом уровне организовать учебно-познавательный процесс, в последующем с малым «доворотом» модернизируя только содержание.
Идеи педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней общеобразовательной школе могут реализоваться, главным образом, двумя направлениями:
1) подкреплением традиционной системы проблемно-модульными учебно-познавательными курсами, без изменения системы оценок;
2) созданием в полном объёме педагогической технологии проблемно-модульного обучения в старших классах.
В то же время более перспективным будет второе направление, но оно требует кардинальных изменений в педагогической системе средней школы, хотя бы после 5 - 6 классов.
Таким образом, из отмеченного можно сделать вывод, что применение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в практической работе средней общеобразовательной школы способствует формированию и развитию мотивации к учению у школьников, создаёт условия для самоанализа, саморазвития и самостоятельной работы, повышает эффективность и продуктивность процесса
обучения в целом.
Список литературы
1. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. – СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.
2. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
3. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
4. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
5. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
6. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
7. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
8. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
9. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
10. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
11. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
12.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.