Подвижные игры относятся к числу уникальных средств обучения и всестороннего развития личности растущего детского организма.
Характерной особенностью любой подвижной игры является то, что в основе ее
содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. По существу, двигательная деятельность и связанная с ней педагогическая задача, касающаяся какого -либо физического качества или двигательного навыка, является в подвижной игре ведущей. Поэтому она и названа «подвижной».
В то же время содержание двигательной деятельности в подвижной игре сопряжено с необходимостью проявления различных личностных качеств и мыслительных операций, превращая ее в универсальное педагогическое средство.
Проблемы образовательного процесса по предмету «Адаптивная физическая культура» обусловлены как сложными и глубокими дефектами психического и физического развития детей , так и целым рядом организационно-методических, материально-технических и других трудностей , с которыми пока еще приходится сталкиваться.
Подвижные игры
Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается практический опыт культуры общения - развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на моторную и психическую сферы занимающихся. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Подвижные игры вынуждают мыслить экономно, мгновенно реагировать на действия партнеров. Игры развивают внутреннюю речь и логику.
Подвижные игры выступают как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.
Подвижные игры можно использовать:
- в адаптивном физическом воспитании (на занятиях адаптивной физической культуры);
- в адаптивной двигательной рекреации (игры на переменах);
- в адаптивном спорте (подвижные игры выступают как вспомогательное средство для совершенствования физических качеств);
- в адаптивной двигательной реабилитации (элементы подвижных игр для укрепления мышечно-связочного аппарата).
По степени ответной реакции организма на игровую нагрузку
1. Подвижные игры незначительной психофизической нагрузки - ЧСС до 100 уд./мин.
2. Умеренной психофизической нагрузки - ЧСС до 100- 120 уд./мин.
3. Тонизирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 120-140 уд./мин.
4. Тренирующей психофизической нагрузки - ЧСС до 140- 160 уд./мин.
По преобладающему виду действия
1. Подвижные игры с ходьбой, бегом.
2. Игры с прыжками.
3. Игры с метанием, бросками.
4. С ползанием и подлезанием.
5. С ловлей и передачей мяча.
6. С различными предметами.
По преимущественному развитию физических качеств
1. Для развития координационных способностей.
2. Для развития скоростных качеств.
3. Для развития силовых и скоростно-силовых качеств.
По форме организации и проведения подвижных игр
1. С водящим.
2. В парах, тройках.
3. Командные.
По виду использования межпредметных связей
1. С речевой деятельностью.
2. С представлениями о частях тела, о направлениях движения.
3. С элементарными математическими представлениями.
4. С информацией об окружающем мире.
По преимущественной активизации психических процессов
1. На развитие внимания.
2. На память.
3. На мышление.
4. На восприятие.
5. На воображение.
6. На активизацию речевой деятельности.
По оздоровительной направленности
1. На формирование осанки.
2. На укрепление мышечно-связочного аппарата, профилактику плоскостопия.
3. На укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Существует радикальный баскетбол или как его называют питербаскет, он решает целый спектр задач адаптивной физической культуры. Спортивная игра (питербаскет) может являться средством физического развития, реабилитации, рекреации и спортивным соревнованием для лиц с ограничениями по состоянию здоровья. С незначительными изменениями в правилах и используемом оборудовании, радиальный баскетбол может с успехом быть освоен людьми с различными нарушениями, различного возраста и с разным уровнем физической и функциональной подготовленности.
Спортивная игра радикальный
баскетбол-питербаскет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.