Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов
Оценка 4.6

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Оценка 4.6
Научные работы
docx
физическая культура
СCУЗ, ВУЗ
19.12.2019
Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики

Республики Коми

 

 

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Специальность 49.02.01 Физическая культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ТРЕНИРОВКЕ

ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент(ка)

441

группы

 

 

 

 

 

Яблоков Кирилл Сергеевич

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

Допущен(а) к защите

 

 

 

 

 

Вахнина Надежда Николаевна

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2019

 

 

Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретическое обоснование развития физических

качеств в легкой атлетике

 

1.1. Тренировочный процесс в легкой атлетике

5

1.2. Характеристика физических качеств

10

1.3. Физическая подготовка легкоатлетов

16

Глава 2. Развитие физических качеств юных легкоатлетов посредством подвижных игр

 

2.1. Анатомо-физиологические особенности детей 8-10 лет

20

2.2. Характеристика подвижных игр

24

2.3. Подвижные игры как средство развития физических качеств юных легкоатлетов

27

Заключение

31

Список используемой литературы

33


 

Введение

 

Игры особенно важны в детские и юношеские годы, поэтому тренировка никогда не должна превращаться в скучный, монотонный процесс. Если юные спортсмены выполняют необходимые упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата в будущем. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные навыки и умения, у них вырабатываются волевые качества, развивается сообразительность. В этот период игровой метод в тренировке юных атлетов занимает ведущее место, приобретая характер универсального метода физического воспитания.

Подвижные игры имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них: активность и самостоятельность игроков, коллективность действий и непрерывно изменяющиеся условия деятельности [5, c.246].

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В обучении с использованием игровой формы в урок или тренировку вводятся упражнения, которые носят соревновательный характер. К игровой форме относят подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, где присутствуют элементы соперничества. Вспомогательные игры включают: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач [3, c.224]. Например, для того чтобы увернуться от «ловушки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, спортсмены могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости.

Цель работы – изучение  применения подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов.

Задачи работы:

1)                      Рассмотреть тренировочный процесс в легкой атлетике

2)                      Охарактеризовать физические качества.

3)                      Описать физическую подготовку легкоатлетов

4)                      Изучить анатомо-физиологические особенности детей 8—10 лет

5)                      Охарактеризовать подвижные игры.

6)                      Определить подвижные игры как средство развития физических качеств юных легкоатлетов.

Объект работы – подготовка спортсменов-легкоатлетов.

Предмет работы  применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов.

Метод исследования – анализ научно-методической (методических пособий и монографий), учебной литературы (учебников и учебных пособий для студентов средних и высших учебных заведений).

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (20 источников). Первая глава включает в себя теоретическое обоснование развития физических качеств в легкой атлетике, а вторая развитие физических качеств юных легкоатлетов посредством подвижных игр.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование развития физических качеств в легкой атлетике

1.1. Тренировочный процесс в легкой атлетике

 

Определим понятие спортивная тренировка как процесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так как решение стоящих перед спортсменом задач происходит посредством выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, связанном с практическим осуществлением произвольных двигательных действий (и способами их использования), выполняемых в соответствии с задачами и правилами соревнований. Объектом спортивной тренировки являются программы (образы) теоретических представлений и моторных реализаций целенаправленных двигательных действий в высших отделах головного мозга. Наличие и количественная оценка степени их совершенства выявляются в ходе двигательной деятельности. Предметом теории спортивной тренировки следует признать закономерности формирования двигательных умений и навыков. В соответствии с определенными выше объектом и предметом, а также с логикой развития теоретического исследования основными задачами теории спортивной тренировки являются следующие:

l      разработка умозрительных и математических моделей опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы;

l      разработка методов формирования произвольных программ двигательных действий;

l      разработка методов перестройки программ произвольного управления моделями опорно-двигательного аппарата спортсмена;

l      разработка методов контроля за уровнем технической подготовленности, а также за содержанием технической подготовки [9, c.35].

Сущность (основная задача) спортивной тренировки спортсмена (процесс управления) заключается в выработке методики (соответствующих планов) тренировки с учетом заданных целей, критериев и информации о строении организма, законах его функционирования и развития. При этом необходимым является обеспечение стабильного, сбалансированного по ресурсам и срокам (при заданных ограничениях) функционирования объекта при стремлении достичь поставленной им цели. Субъекты управления (на что направлено воздействие) — основные морфоструктуры организма спортсмена, эффективное управление которым невозможно без широкой всесторонней оценки всех возможных и планируемых результатов его деятельности.

Вопросы теории спортивной тренировки связаны с исследованиями изменений или стабильностью выполнения так называемых моторных программ.

Можно предположить, что при выполнении спортсменом определенных движений или перемещений работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной программе. Программа действия — это модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функциональной структуры в предстоящем двигательном действии. Такая функциональная структура опирается на прошлый опыт, записанный в памяти с вероятностью, равной единице, и актуальное настоящее, куда входит не только изменчивая окружающая среда, но и организм с его потребностями. В результате планируется будущий поведенческий акт, в котором необходимо с той или иной вероятностью предвидеть возможные изменения в непредсказуемо изменчивой среде. Возможность осуществлять осознанные движения предполагает, что человек имеет возможность управлять, с большей или меньшей точностью, целенаправленными движениями всего тела или отдельных его частей. Предположительно понятие "биомеханизм" и положения теории нейронных сетей могут служить основой для теоретического обоснования процесса спортивной тренировки в спорте.

Биомеханизмом назовем такую совокупность движений частей тела, независимую от движений других его частей, преобразующих один вид энергии в другой, в результате чего изменяется положение и скорость общего центра масс тела спортсмена при решении определенной двигательной задачи.

Спортивная тренировка организуется в рамках системного использования физических упражнений, с одной стороны, и сочетания их с отдыхом и иными средствами восстановления организма, которые обеспечивают планомерный рост тренированности — с другой. Тренированность — это мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Она выражается в росте работоспособности, а в конечном итоге — в росте спортивных достижений.

Прирост спортивных достижений у детей, подростков и юношей зависит от их естественного роста и тренировки. Поэтому спортивная тренировка в детском возрасте влияет не только на результат, но и на ход естественного роста организма юного спортсмена. Это воздействие может быть положительным, отрицательным и нейтральным.

Спортивная тренировка подростков и юношей может считаться правильной лишь в том случае, если она вызывает положительные анатомо-физиологические изменения в организме, оказывает оздоровительное влияние, способствует всестороннему физическому развитию и обеспечивает повышение результатов в избранном виде спорта. Этого можно достигнуть, только если величина тренировочных нагрузок будет соответствовать возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности.

Тренировка является одной из форм подготовки спортсмена. Подготовка — понятие более широкое, чем тренировка. Подготовку юных спортсменов следует рассматривать как длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм, условий (соревнования, режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления, лекции и беседы на этические и другие темы, самостоятельная работа с литературой, демонстрация видео и кинофильмов и т.д.), с помощью которых обеспечивается всестороннее развитие личности юных спортсменов и необходимая степень готовности к спортивным достижениям. Готовность спортсменов к достижению характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств — силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Структура подготовки юных спортсменов (по В.П. Филину), включает [19, c.195]:

l      предварительную подготовку (от 7 — 8 до 9 — 10 лет);

l      начальную спортивную специализацию (от 10 — 11 до 12 — 13 лет);

l      углубленную тренировку в избранном виде спорта (от 13 — 14 до 16 — 18 лет);

l      спортивное совершенствование (от 18 — 19 лет и старше).

Основные направления многолетнего тренировочного процесса определяются целевыми установками и задачами. В процессе спортивной тренировки решаются разнообразные общие и частные задачи, основанные на цели — достигнуть возможно большего успеха в спорте. Постановка цели, задач и принципов тренировки является необходимой в реализации тренировочных планов. Цель является требованием, которое исходит из потребностей и функций нашего государства. Технический прогресс в сфере производства не снимает, а повышает требования к физическому развитию и физической подготовленности учащихся [10, c.46].

Выделяют три группы основных задач. Первая состоит в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие физических качеств, совершенствования телосложения, укрепления здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой общей работоспособности.

Вторая группа предусматривает системное формирование жизненно важных умений и навыков (прикладных и спортивных), а так же приобретение специальных знаний.

В третьей группе ставят задачи воспитания нравственных качеств, сознания поведения.

Для подготовки спортсменов высокого класса поставлена цель — достижение возможно большего успеха в спорте. Для осуществления этой цели ставятся три основные задачи:

l      обучение двигательным действиям;

l      воспитание физических качеств;

l      совершенствование в избранном виде спорта.

Первая связана с необходимостью формирования у юных спортсменов двигательных умений и навыков в общеразвивающих, специальных упражнениях и технике избранного вида спорта. Многолетний процесс становления двигательных навыков у детей, так же, как и взрослых, имеет три этапа:

1.                       начального разучивания;

2.                       углубленного детализированного разучивания;

3.                       закрепления и дальнейшего совершенствования [10, с.65].

Подготовка резервов в лёгкой атлетике является важнейшей задачей всех физкультурных и спортивных организаций. Эта подготовка, в основном, производится в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР), спортивных классах общеобразовательных школ.

Опыт подготовки многих выдающихся легкоатлетов показывает, что в процессе планомерной многолетней подготовки, начавшейся в 9 — 11 лет, можно достигнуть высоких результатов уже в юношеском возрасте (16 —   17 лет).

Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (8 — 19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 — 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём  они достигнуты.

Наиболее активная успешная деятельность спортсмена в лёгкой атлетике составляет 10 — 15 лет.

 

1.2. Характеристика физических качеств

 

Каждый человек обладает определенными двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать столько-то метров за определенное время и т.п.). Они реализуются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют к организму качественно различные требования, вызывают проявление разных физических качеств [9, c.5]. Физическими качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины "развитие" и "воспитание". Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины "физические качества" и "физические способности". Однако на наш взгляд они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Вопросы методики воспитания физических качеств у юных спортсменов тесно связаны с проблемой так называемой  “ранней спортивной специализации”. Только при правильной трактовке данной проблемы могут быть успешно решены вопросы своевременного и эффективного развития этих качеств [7, с.9]. В.Г. Яковлев (1955) высказывая за то, чтобы в процессе физического воспитания детей, начиная с младшего школьного возраста, создавались наиболее благоприятные предпосылки для последовательного формирования у них тех интересов, способностей и навыков, своевременное формирования которых приобретает неоценимое значение для успешного начала профилированных занятий отдельными видами спорта [7, с.10].

К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Одним из важнейших физических качеств спортсмена является быстрота – способность человека соевршать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени [7, c.16].

Быстрота включает в себя:

1.                       Быстроту двигательных реакций;

2.                       Скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением;

3.                        Частоту (темп) движений [6, с.33].

Многие физические способности, характирезующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия [6, с.33]

Анализ литературных источников показывает, что в детском и подростковом возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Соответствие скоростных напряжений возрастным особенностям организма детей школьного возраста объясняется высокой возбудимостью у них иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, а также значительной интесивностью обменных процессов [7, с.19].

Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.

Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, — очень сложная задача для центральной нервной системы. Максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом [8, c.33].

Расположение тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

Проявление силы действия человека зависит также от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая — при вдохе. Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная — отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения. Первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям (прыжок вверх), а второй — постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей (удержание веса штанги на вытянутых руках).

Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве.

Собственно силовые способности проявляются преимущественно в условиях изометрического напряжения мышц, обеспечивая удержание тела и его звеньев в пространстве, сохранение поз при воздействии на человека внешних сил. Степень проявления силовых способностей человека зависит от количества мышц, вовлеченных в работу, или от особенностей их сократительных свойств [11, c.25].

Выносливость — это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.

На практике различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.

Специальная выносливость — способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины или в течение строго ограниченного времени.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности и в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям [11, c. 29].

Ловкость — это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр [8, c. 36].

Гибкость — физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.

Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжений собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений. В практике физического воспитания выделяют общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия [19, c.37].

От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать человек. Реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение.

Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что термины «физическое качества» и «двигательные качества» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

 

1.3. Физическая подготовка легкоатлетов

 

В качестве средств общей физической подготовки (ОФП) почти во всех видах спорта используют кроссовый бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Часто включают лыжный бег (для гребцов, пловцов), езду на велосипеде (для лыжников, конькобежцев). Таким образом, в процессе общей физической подготовки необходимо преимущественное развитие тех физических качеств и способностей, которые в большей степени влияют на результативность профессиональной деятельности.

Одной из главнейших частей учебного процесса подготовки легкоатлетов в ДЮСШ является физическая подготовка, направленная на развитие основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций.

Физическая подготовка — это вид спортивной подготовки, который направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную [1, c.12].

Целью общей физической подготовки (ОФП) является общее развитие и укрепление организма.

Целью общей физической подготовки является достижение высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мускулатуры, улучшение координационной способности, исправление дефектов телосложения (главным образом из общеподготовительных) — с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набивные мячи, мешки с песком, блины от штанги, гантели и т.п.), на тренажерах, подвижные и спортивные игры, кроссы, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и т.п.

Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спортсмена, приобретение им тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из упражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. К ним относятся специально - подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом [1, c.14].

С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество упражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые больше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности. Если у спортсмена недостаточно развита сила определенных групп мышц, мала подвижность в суставах или недостаточна работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, то используются соответствующие средства и методы физической подготовки.

Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач.

Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта [2, c.21].

Единственно правильное решение вопроса об использовании  общей и специальной физической подготовки состоит в их разумном сочетании на разных этапах учебно-тренировочного процесса.

На начальном этапе  подготовки должна преобладать базовая  ОФП независимо от вида спорта. Использование  средств ОФП для разносторонней подготовки необходима и спортсменам  высокого класса. В разных видах спорта для ОФП используются различные средства, специфические для данного вида спорта.

Учебно-тренировочный  процесс направлен на решение задач:

·                          повышение функциональных возможностей всех органов и систем занимающихся;

·                          развитие двигательной мускулатуры;

·                          улучшение координационных способностей;

·                          увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

·                          исправление дефектов телосложения и осанки.

Для решения этих задач применяю разнообразные физические упражнения.

Тренировочный эффект упражнений в значительной степени зависит от условий их выполнения.

В числе этих условий материально-технические средства спортивной тренировки [10, c.322]

ОФП и СФП тесно взаимосвязаны. ОФП создает базу для СФП и должна соответствовать ей. Эффективное совершенствование СФП возможно лишь при наличии высокого уровня ОФП. Соотношение ОФП и СФП изменяется на протяжении многолетней тренировки спортсмена: с 8090% в первые годы подготовки (на этапе начальной подготовки) доля ОФП снижается до 2030% на заключительном этапе сохранения достижений.

 


 

Глава 2. Развитие физических качеств юных легкоатлетов посредством подвижных игр

2.1. Анатомо-физиологические особенности детей 8 – 10 лет

 

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические нагрузки, особенно длительные (бег, кроссы и др.). Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоническому развитию школьника и, напротив, ранняя специализация (интенсивные нагрузки в одном виде спорта), достижения результатов любой ценой ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие [4, с.294].

К детям младшего школьного возраста относятся школьники от 7 до 11 лет. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляются возможности к обучению: письму, чтению, счету.

С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний, как инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также в данном возрасте велики вероятность и опасность детского травматизма.

К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся следующие.

1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.

2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез.

3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка, но развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.

6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).

7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.

8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи [5, c.246].

9.  Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.

10.  В возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания.

11. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются функции коры головного мозга. Вес мозга достигает мозга взрослого человека, увеличивается до 1400г. К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.

12. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25— 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий [5, c.247].

Физические упражнения благоприятно влияют на oprанизм детей подростков лишь при учете их возрастных особенностей. В процессе развития oprанизма в нем происходят разнообразные морфологические изменения. Они зависят от наследственных факторов и от воздействий окружающих среды. Причем под окружающей средой понимается не только комплекс природных факторов (температура, атмосферное давление, питание). Большое влияние на развитие человека оказывают также социальные и экономические условия жизни (воспитание, обучение, трудовая деятельность, жилищные условия).

Особенностью возрастных изменений является их неравномерность. Периоды ускоренного развития чередуются с этапами его замедления и относительной стабилизации. Процессы развития характеризуются также гетерохронностью (неравномерностью). Различные органы системы организма формируются в разное время. Например, развитие двигательной сенсорной системы в основном заканчивается к 13—14 годам. Развитие же скелетных мышц продолжается значительно дольше.

Систематические занятия физической культурой и спортом существенно влияют на рост и развитие детей и подростков. Занятия надо строить с учетом морфофункциональных особенностей возраста и пола. Особо важны занятия физической культурой и спортом для школьников [4. c, 293].

Изучение имеющейся литературы и обобщение полученных данных, позволяют сделать следующий вывод: ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом психологическом качествах, поэтому необходимо выделять ряд периодов, или этапов, развития. Таким образом, для данного возраста характерно: улучшается память, повышается интеллект, формируются самостоятельность и волевые качества, расширяется круг интересов.

 

2.2. Характеристика подвижных игр

 

Игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только в занятиях с начинающими спортсменами, но и квалифицированными спортсменами.

В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде (в том числе и с применением подвижных игр) помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент.

Особенно большое место игры занимают в переходном периоде тренировки, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершение восстановительных процессов после напряжённых соревнований и в то же время сохранена тренированность.

К числу обусловленной природой потребностей человека относится потребность к тренировке мышц и внутренних органов. Потребность к получению внешней информации. Игра представляет собой сбалансированную систему, вплотную со спортом.

Игра, как объект информации о предстоящей работе, не представляет для человека неопределённости.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. При подборе и проведении игр (как вспомогательные средства) усиливается избирательное направление, их воздействие на развитие специальных навыков и качеств, необходимых спортсмену. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание. Подвижные игры помогают подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы. Игры служат дополнением к обычному учебно-тренировочному процессу [3, c. 215].

Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремлению к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что при проведении подвижных игр с детьми школьного возраста нужно помнить про физиологические особенности. Используем только голосовые команды. Объяснение материала рассказ-показ. Нельзя забывать, что П. Ф. Лесгафт считал, игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни.

 

2.3. Подвижные игры как средство развития физических качеств

юных легкоатлетов

 

Подвижные игры  играют большую роль в воспитании сознательной  дисциплины детей, которая является  непременным условием каждой коллективной игры. В процессе игры у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами, которые решаются во время игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон. Они доступные детям разных возрастных групп. Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, которые развивает легкая атлетика, распространяет кругозор детей, влияет на психологическое состояние, воспитывают нравственно-волевые качества, оказывают содействие соблюдению дисциплины, раскованности и приносят пользу в повседневной жизни [18, c.12].

Благодаря подвижным играм дети, которые занимаются легкой атлетикой, могут достигать желательных результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, а и физические, которые помогают достичь желательных результатов. Легкоатлетическая тренировка монотонный процесс,  в котором все происходит по определенным стандартам: при низком старте туловище отводят вперед - вниз, и надо делать только так; в спортивной ходьбе  нога выпрямлена, таз двигается вокруг своей оси. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовлетворения и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь желательного результата. Поэтому снова могу отметить, что без подвижных игр здесь не обойтись, ведь, что как не   подвижные игры стимулируют детей к восприятию и обучению.

Занимаясь подвижными играми дети совершенствуют свое телосложение: укрепляются мышцы спины, верхних и нижних конечностей [18, c.19].

Подвижные игры широко используются в учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике. Существует много подвижных игр, помогающих развивать быстроту [Приложение 1], необходимые легкоатлетам 8 – 10 лет. Это качество особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. Это можно проследить даже на примере несложных игр, как «Вызов номеров», «День и ночь», «Наступление». Поскольку упражнения на развитие быстроты выполняются в предельном быстром или околопредельном темпе, их по характеру соответствующей игры с активным соревнованием двух сторон: «Охотники и утки», «Борьба за мяч» . В тренировке бегунов, как правило, применяются игры, направленные на решение задач, специфичных для данного вида. Одни игры содействуют воспитанию быстроты реакции, помогают совершенствовать технику старта или финишный рывок («Команда быстроногих», «День и ночь»), другие направлены в основном на освоение бега по повороту, передачу эстафеты («Пустое место», «Круговая эстафета»). Важно уметь приспосабливать игры к виду спорта [19, c.134].

В тренировке бегунов, как правило, применяются игры, направленные на решение задач, специфичных для данного вида [Приложение 1]. Игры на пересеченной местности помогают занимающимся лучше освоить технику бега. При подборе игр нельзя упускать из виду явление переноса навыков. Важно помнить, что, например, игры, направленные на воспитание стартовой скорости, одинаково необходимы и бегунам, и прыгунам [Приложение 1] [20, c.239].

Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой подвижные игры занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в различных видах спорта.

Под специализированными подвижными играми понимаются та­кие игры, в содержание которых входят специфические элементы спор­та и формируются необходимые ему физические качества.

Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем, что, как правило, тренеры владеют методикой обучения легкоатлетического вида, а элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным подготовкам и действиям, не могут обучать, ис­пользуя строго регламентированный метод. Понимая это, тренеры используют соревновательный метод, включая его в тренировку юного легкоатлета [20, c.199].

Успех проведения игры зависит от ее подбора и организации. При выборе игры и игрового упражнения учитывается: задачи, которые предстоит решать, состав игроков, место проведения и наличия инвентаря.

Организованное проведение игры во многом зависит от того, как учащиеся усвоили ее правила, которое есть из проявлений сознательной дисциплины.).

Игра приносит польза только тогда, если тренер хорошо осведомлен с педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр.

Анализ научно-методической литературы показал, что способность быстро выполнять движения — одно из важнейших качеств легкоатлета, даже если оно не считается ведущим. Быстрота легкоатлета — это его способность выполнять двигательные действия в минимально короткие отрезки времени. В легкой атлетике это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений, и смена одного движения другим — скорость передвижения. Также и нельзя оставлять без внимание и другие физические качества. По нашему мнению каждый спортсмен должен быть гармонически развит, чему способствуют подвижные игры.


 

Заключение

 

В последние годы построение многолетней подготовки становиться все более сложным и многообразным. Спорт омолаживается, а сроки достижения, а сроки достижения спортивных результатов сокращаются. Отрицательное влияние на спортивные результаты оказывает и удлинение периода тренировки, ее форсирование. И то и другое не позволяет достичь вершин спортивного мастерства.

Необходимо учитывать что с ростом и развитием организма, достижением зрелого возраста видоизменяется направленность тренировки, ее задачи средства и методы, необходимо также учитывать, что чем раньше начинается специализация, чем быстрее начинается уровень спортивного мастерства и заканчивается спортивная карьера (т.е. необходима вначале хорошая база общей и специальной физической подготовки).

Термины «физическое качества» и «двигательные качества» используются как равнозначные. Они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью.

ОФП и СФП тесно взаимосвязаны. ОФП создает базу для СФП и должна соответствовать ей. Эффективное совершенствование СФП возможно лишь при наличии высокого уровня ОФП. Соотношение ОФП и СФП изменяется на протяжении многолетней тренировки спортсмена: с 8090% в первые годы подготовки (на этапе начальной подготовки) доля ОФП снижается до 2030% на заключительном этапе сохранения достижений.

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод, что при проведении подвижных игр с детьми школьного возраста нужно помнить про физиологические особенности. Используем только голосовые команды. Объяснение материала рассказ-показ. Нельзя забывать, что П. Ф. Лесгафт считал, игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни.

По нашему мнению каждый спортсмен должен быть гармонически развит, чему способствуют подвижные игры.

Список используемой литературы

 

1)                     Абдуллаев, А.М., Орлов, Р.В., Теннов, В.П. и другие. Книга легкоатлета [Текст] / А.М. Абдулаев, Р.В. Орлов, В.П. Теннов и другие. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 384 с.

2)                     Алабин, В.Г., Кривоносов, М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике [Текст] / В.Г. Алабин, М.П. Кривоносов — М., 1976 . — 222с.

3)                     Былеева, Л. В., Коротков, И. М. Подвижные игры: Пособие для институтов физической культуры [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. М.: Физкультура и спорт, 2002.279с.

4)                     Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.[Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288 с.

5)                     Дубровский, В.И. Спортивная физиология: учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физ.культуре [Текст] / В.И. Дубровский. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 462с.

6)                     Желязков, Ц.О. О сущности спортивной тренировки [Текст] / Ц.О. Железяков //Теория и практика физической культуры, 1997. — № 7. –  39-42с.

7)                     Захарченко, С.А., Ивочкин, В.В. Методика воспитания силовой выносливости бегунов: Метод. рекомендации. [Текст] / С.А. Захарченко, В.В. Ивочкин. — М.: ВНИИФК, 1988. — 17с.

8)                     Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст]  / В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200с.

9)                     Ивочкин, В.В., Травин, Ю.Г. и др. Легкая атлетика (бег на средние дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ [Текст] / В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин и другие. - М.: «Советский спорт», 2007. — 145с.

10)                 Локтев, С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера [Текст] / С.А. Локтев. – М.: Советский спорт, 2007. – 404 с.

11)                 Матвеев, А.П., Мелников, С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ [Текст] / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников. — М.: Просвещение, 1991. – 191с.

12)                 Никитушкин, В.Г., Чесноков, Н.Н., Зеличенок, В.Б. и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ [Текст] / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, В.Б. Зеличенко. – М.: «Советский спорт», 2003. — 59с.

13)                 Озолин, Н.Г., Травин, Ю.Г. Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям [Текст] Н.Г. Озолин, Ю.Г. Травин — М., 1998. — 79с.

14)                 Пименова, Н.В. [Электронный ресурс]: «Роль игрового метода тренировки в развитии физических качеств у юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки». - 2016.

15)                 Попов, В.Б., Суслов, Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества [Текст] / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Г.Н. Германов — М.: Воронеж, 1999. — 220c.

16)                 Суслов, Ф.П., Воспитать бегуна «Легкая атлетика» [Текст] / Ф.П. Суслов // «Легкая атлетика» 1989. — №9. — с. 14—16.

17)                 Травин, Ю.Г., Ивочкин, В.В. Легкая атлетика (бег на средние дистанции): Программа для детско—юношеских школ [Текст] / Ю.Г. Травин, В.В. Ивочкин – М.: Советский спорт, 1989. — 12с.

18)                 Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / Л.В. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232с.

19)                 Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Издательский цент "Академия", 2000. — 480с.

20)                 Чумаков, П.А., Гурович, Л.И. и др. Спортивные и подвижные игры [Текст] / П.А. Чумаков, Л.И. Гурович. — М.: “Физкультура и спорт”, 1977. — 382с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов

Применение подвижных игр в тренировке юных легкоатлетов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019