Применение различных форм методов подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по физике
Оценка 5

Применение различных форм методов подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по физике

Оценка 5
docx
22.06.2024
Применение различных форм методов подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по физике
Практическая работа №5 Снигирева Л.Н..docx

Практическая работа 5 (6 ч.). Применение указанных методик подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Решение заданий ОГЭ и ЕГЭ по физике по трудным темам предметного содержания.

Цель: отработка методики решения заданий ОГЭ и ЕГЭ по физике по трудным темам предметного содержания.

Задание 1. Опишите фрагмент урока по подготовке учащихся к выполнению графических заданий.

Задание 2. Опишите фрагмент урока по подготовке учащихся к выполнению заданий логических, требующих как краткого, так и развернутого ответа.

Практическая работа должна быть выполнена на листах формата А4.

Оформление каждого нового структурного элемента работы начинается с новой страницы. Страницы практической работы должны быть пронумерованы.

Объем выполненной работы – не менее 2 страниц.

Критерии оценки:

- степень реализации цели практической работы;

- степень выполнения заданий работы;

- степень сформированности у слушателей необходимых знаний и умений;

Оценка: зачет/незачет.

Задание 1.

Этап изучения. Исследование свойств функции из определения конкретной тригонометрической функции в процессе решения типовых заданий физического содержания на формирование умений проводить теоретическое исследование.

Задание «Исторические сведения»

Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Возраст: 17 — 18 лет.

Учебные дисциплины: математика и физика.

Форма учебно-познавательной деятельности: работа индивидуальная и в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается провести теоретическое исследование. Теоретическое исследование – это формулирование общих закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности. Оно направлено на формирование таких умений структурировать и достраивать учебную информацию, которые способствуют её пониманию. Исследуя проблему, связанную с пониманием смысла новой информации, психологи установили, что о понимании текста свидетельствует способность преобразовывать изученный материал из одной формы в другую; интерпретировать изученный материал; предположить дальнейший ход развития действий, явлений и др. [29].

Этапы проведения исследования

1. Формулирование проблемы.

2. Подготовка к проведению исследования:

- предварительный анализ имеющейся информации, выдвижение гипотез;

- отбор материала, который будет использован в исследовании.

3. Проведение исследования:

- анализ и обобщение результатов исследования.

4. Изложение результатов исследования, их представление.

5. Обсуждение, оценка полученных результатов.

Материал: текст на карточке.

Текст. [6, с. 55]

На пороге XVII в., в развитии тригонометрии намечается новое направление – аналитическое. Если до этого главной целью тригонометрии считалось решение треугольников, вычисление элементов геометрических фигур и учение о тригонометрических функциях строилось на геометрической основе, то в XVIIXIX вв. тригонометрия становится из глав математического анализа. Она находит широкое применение в механике, физике и технике, особенно при изучении колебательных движений и других периодических процессов. О свойстве периодичности тригонометрических функций знал ещё Виет, первые математические исследования которого относились к тригонометрии. Швейцарский математик Иоганн Бернулли (1642-1727) уже применял символы тригонометрических функций. И если развитие алгебраической символики, введение отрицательных чисел и направленных отрезков содействовали расширению понятия угла и дуги, то развитие учения о колебательных движениях, о звуковых, световых и электромагнитных волнах привело к тому, что основным содержанием тригонометрии стало изучение и описание колебательных процессов. Из физики известно, что уравнение гармонического колебания (например, колебания маятника, переменного электрического тока) Надпись: 		Рисунок 8. Синусоида [2, с 145] имеет вид

y = A sin (t + α),

где А – амплитуда отклонения маятника из положения равновесия,

  ‑  циклическая частота,  α - угол отклонения от положения равновесия. Графиками гармонических колебаний являются синусоиды, поэтому в физике и технике сами гармонические колебания часто называют синусоидальными колебаниями (смотри рис.8).

В первой половине XIX в. французский учёный Ж. Фурье доказал, что всякое периодическое движение может быть представлено (с любой степенью точности) в виде суммы простых гармонических колебаний.

 

В наше время тригонометрия больше не рассматривается как самостоятельная ветвь математики. Важнейшая её часть – учение о тригонометрических функциях – является частью более общего, построенного с единой точки зрения учения о функциях, изучаемых в математическом анализе; другая же часть ­– решение треугольников – рассматривается как глава геометрии (плоской и сферической).

Вопросы:

1. Назовите имена учёных, которые участвовали в создании тригонометрических функций. Что их к этому подвигло?

2.  На рисунке 8 исследуйте синусоиду, для этого заполните сравнительную таблицу (см. табл. 13).

3. Подведите итоги наблюдений в виде таблицы результатов (см. табл. 14).

4. Постройте график функции у = sin z полностью путём параллельного переноса уже построенной части вдоль оси абсцисс на отрезки, кратные 2π.

5*. Что является графиком функции у = sin z?

6**. При каких значениях z на отрезке от 0 до 2π выражение  имеет действительное значение?

Примечание: задание можно предложить решать при создании на уроке проблемной ситуации (на уроке – изучение нового материала, работая в парах по 2 человека, как и,  при проведении обобщающего урока).

Ожидаемый результат.

Таблица 1. Сравнительный результат.

План сравнения

на единичной окружности

на графике

1.

Пока z возрастает

от 0 до  ,

точка М(z) описывает первую четверть числовой окружности, а её ордината у = sin z возрастает от 0 до 1

график функции у = sin z плавно поднимается вверх от оси Оz до прямой, параллельной оси Оz и отстоящей от неё на расстоянии R=1, следовательно, функция в промежутке [0;  ] возрастает от 0 до 1.

2.

Дальше z возрастает

от     до  π

точка М(z) описывает вторую четверть числовой окружности, а её ордината у = sin z убывает от 1 до 0

График функции у = sin z опускается до оси Оz, следовательно, функция в промежутке [; π] убывает от  1 до 0.

3.

С возрастанием z

от  π  до   

точка М(z) описывает третью четверть числовой окружности, а её ордината у = sin z убывает от 0 до - 1

График функции у = sin z продолжает опускается ниже оси Оz до параллели к этой оси, отстоящей от неё на расстоянии – 1, следовательно, функция в промежутке ;] убывает от   0 до – 1.

4.

Пока z возрастает

от     до  2π

точка М(z) описывает последнюю четверть числовой окружности и возвращается снова в своё исходное положение, а её ордината у = sin z возрастает от - 1 до 0

График функции у = sin z снова поднимается вверх до оси Оz и, следовательно, функция в промежутке  [; 2π] возрастает от – 1  до 0.

Таблица 2.  Итог наблюдений.

Характер изменения

I четверть

II четверть

III четверть

VI четверть

абсциссы z возрастает

от 0 до 

 

от     до  π

от  π  до  

от     до  2π

функции

у = sin z

возрастает

от 0 до 1

убывает

от  1 до 0

убывает

от   0 до – 1

возрастает

от – 1  до 0

 

5*. Что является графиком функции у = sin z?

Графиком функции у = sin z является бесконечная непрерывная периодически волнообразная кривая, расположенная между двумя прямыми, параллельными оси абсцисс и отстоящими от неё на расстоянии равном 1; эту кривую называют синусоидой.

6**. При каких значениях z на отрезке от 0 до 2π выражение  имеет действительное значение?     (0 z  π и π z  2π).

Задание 2

Задания для освоения приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов

Цель: освоение приёмов логического запоминания информации, извлечённой из текстов.

Возраст: 16-17 лет.

Учебные дисциплины: физика, математика.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная, в парах и группах.

Описание задания: после чтения и составления плана текста и графических схем учащимся предлагаются следующие варианты выполнения задания:

- взаимная проверка по вопросам учебника с опорой на план текста;

- пересказ в парах с опорой на план и графическую схему;

- составление устной и письменной аннотации с опорой на план и графическую схему;

- подготовка учебных докладов с подбором иллюстративного материала.

Критерии оценивания:

·        адекватность и точность воспроизведения текста;

·        адекватность отражения и аннотации основных положений текста;

·        Надпись: Рисунок  9. Схема установки. 
[2, с. 121] 

адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых связей фрагментов текста.

Рассмотрим работу с текстом математического содержания на примере задания «Доказательство математических теорем с помощью физических понятий»

Текст [2, с.120]

Каждому приходилось наблюдать за движением различных частей всевозможных машин и станков.

Характерной особенностью часто встречающихся движений является их повторяемость через один и тот же промежуток времени. Такие движения называются периодическими.

Периодические процессы и явления изучаются физиками, механиками, астрономами, математиками и другими учёными. Закономерности тех или иных периодических явлений учёные записывают в виде функции, а затем, исследуя эти функции, раскрывают внутреннее содержание таких явлений и указывают пути практического использования на благо человека.

Рассмотрим более подробно из периодических процессов на примере простого механизма, в котором круговое движение преобразуется в прямолинейное (см. рис. 9).

Насаженное на ось О колесо К соединено посредством «пальца» М и рамкой N. При вращении колеса вокруг его оси палец М совершает круговое движение, увлекая за собой рамку, последняя скользит вдоль направляющих тисков F и совершает колебательное периодическое движение. Если рамку N соединить посредством штока Е с какой-нибудь деталью (например с поршнем насоса), то последняя будет совершать такое же движение, которое делает рамка.

Представим движение вращательного механизма, а именно: колесо вместе с пальцем М вращается равномерно вокруг оси с центром в точке О, а рамка, увлекаемая пальцем М, двигалась прямолинейно вверх и вниз, а вместе с ней прямолинейно двигался шток ВЕ. Рассмотрим две закономерности наблюдаемого движения:

I. Пусть колесо вращается равномерно с угловой скоростью ω = 1рад/с, тогда шток (любая его точка) будет двигаться прямолинейно неравномерно по закону: s = OQ = MP = y = sin t (см. рис.10):

а) вращение колеса равномерное;

б) шток движется прямолинейно неравномерно – сначала замедленно, когда t изменяется от 0 до , а потом ускоренно, когда t изменяется от   до π.

II. Пусть шток движется прямолинейно равномерно со скоростью у = 1 рад/с, тогда обод колеса будет вращаться неравномерно по закону: s = МА = z = arcsin t (см. рис 11)

а) движение штока равномерное прямолинейное;

б) вращение обода неравномерное – сперва замедленное, когда t изменяется от – 1 до 0, а потом ускоренное, когда t изменяется от 0 до 1.

Доказать, что график функции y = sin t и обратной ей функции z = arcsin t (х = f(y)) симметричны относительно биссектрисы I и III координатной углов.

Материал: карточки со схемой организации деятельности при доказательстве теорем по Л.И. Боженковой [4].

Схема организации деятельности при доказательстве теорем.

1. Постановка учебной цели;

2) работа с формулировкой теоремы и выявление средств, необходимых для доказательства теоремы;

3) соотнесение выявленных средств выполнения УПД с собственными знаниями и умениями;

4) поиск доказательств теоремы;

5) составление плана доказательства теоремы;

6) реализация плана;     

7) контроль доказательства теоремы;

8) самооценка результатов выполненной деятельности;

9) самокоррекция собственных учебных действий при работе с теоремой.

Ожидаемый результат:

1) доказать теорему обратимости функций и осознать приёмы, которые для этого использовались;

2)  нужно знать приёмы обращения данной функции в обратную, признаки равенства и подобия треугольников, движение точки, выбрать подходящую формулу;

3) принять решение о помощи;

4) вывести следствия из равенства треугольников;

5) записать нужные отношения и преобразовать их, можно воспользоваться приёмами записи доказательства теоремы.

Задание на формирование ПУД и РУД. Организуйте свою учебную деятельность, направленную на доказательство того, что график любой обратной функции строится зеркальным отражением графика прямой функции относительно биссектрисы IIII координатных углов.

Таблица 15. 

Первый уровень (базовый)

Второй уровень (повышенный)

Третий уровень (высокий)

а) прочитайте доказательство теоремы;

б) выполните пошаговую запись доказательства теоремы; составьте план, выполните обоснование каждого шага доказательства;

в) попытайтесь сформулировать правило построения графиков обратных функций

а) воспользуйтесь главной идеей, планом поиска доказательства и перечислите обоснования для каждого шага;

б) запишите доказательство теоремы, используя приём и план;

в) сравните обоснования, указанные в доказательстве текста, и в своей записи доказательства;

г) сформулируйте правило построения графиков обратных функций

а) используя главную идею доказательства, осуществите поиск, составьте план доказательства и запишите его;

б) сравните доказательство с текстом со своим доказательством;

в) сформулируйте правило построения графиков обратных функций, другие виды утверждений на примере задания и установите их истинность;

г) подготовьте выступление с доказательством задачи у доски;

д) примените правило к построению графиков обратных функций: линейной, квадратичной, логарифмической.

 

Таким образом,  диагностика, контроль и оценка метапредметных образовательных результатов, в которые включены познавательные УУД, проводятся на основании создаваемой учеником образовательной продукции – текстов, суждений, моделей, мета-алгоритмов, образов, исследований, проектов, выполненных тестов, выводов, полученных в результате наблюдения или эксперимента и т.п. Планировать создание такой продукции необходимо на этапе целеполагания как при постановки образовательной цели, так и метапредметной. Необходимым условием достижением этих результатов является выполнение учениками типовых учебных заданий, которые иллюстрируются на содержании курса математики и физики десятых и одиннадцатых классов.


 

Практическая работа 5 (6 ч.).

Практическая работа 5 (6 ч.).

Этапы проведения исследования 1

Этапы проведения исследования 1

В первой половине XIX в. французский учёный

В первой половине XIX в. французский учёный

Дальше z возрастает от до π точка

Дальше z возрастает от до π точка

Критерии оценивания: · адекватность и точность воспроизведения текста; · адекватность отражения и аннотации основных положений текста; · адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых…

Критерии оценивания: · адекватность и точность воспроизведения текста; · адекватность отражения и аннотации основных положений текста; · адекватность отражения в графической схеме логических и смысловых…

II . Пусть шток движется прямолинейно равномерно со скоростью у = 1 рад/с, тогда обод колеса будет вращаться неравномерно по закону: s =

II . Пусть шток движется прямолинейно равномерно со скоростью у = 1 рад/с, тогда обод колеса будет вращаться неравномерно по закону: s =

Задание на формирование ПУД и РУД

Задание на формирование ПУД и РУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024