СТАТЬЯ
«Применение современных информационных технологий в организации работы преподавателя информатики в системе СПО»
Идти в ногу со временем – это, пожалуй, одна из самых интересных задач любого учителя, а учителя информатики в особенности. «Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.
Процесс обучения информатике своеобразен. Форму урока и методы
преподавания учитель может выбрать по своему усмотрению. Основная
отличительная черта обучения информатике – это наличие на уроках компьютера.
Роль учителя информатики дополняется ролью ИКТ-координатора, методиста по применению ИКТ в образовательном процессе, осуществляющего консультирование других работников школы и организующего их повышение квалификации в сфере ИКТ.
Особенностью учебно - воспитательного процесса в системе СПО с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится студент – полноценный участник образовательного процесса.
Нынешние студенты – главные действующие лица интеллектуальных общественно – социальных и производственных процессов в XXI веке. Студенты нового века – это самостоятельно развивающая личность. Для подготовки обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатика т.к. изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки студентов к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе.
В последние годы использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. И здесь на помощь приходит компьютер. Компьютер - не только объект изучения, но и средство обучения, средство организации познавательной деятельности.
По опыту своей работы могу определить, что чрезмерное погружение студентов в информационный поток может навредить, поэтому стараюсь разработать способы управления информацией. Первое и главное – разумная, выполнимая, достаточно продуманная комплексная система заданий на уроке и вне его, которая позволяет не только обучать всех по стандарту, а выявить одаренных учащихся, их способности, умение применять полученные знания, профессионально их ориентировать.
При этом часть урока информатики предназначена для работы за компьютером, которая в значительной мере индивидуальна. В этой работе учитель выступает в роли консультанта, и если ученику нужна помощь, он ее всегда должен получить от учителя.
Педагогические программные средства в сочетании с традиционными печатными материалами помогают учителю приблизиться к индивидуальному обучению, что наиболее эффективно в условиях преподавания на персональных компьютерах.
Независимо от типа компьютера и уровня знаний учащегося, учитель информатики может и должен найти для каждого ребенка сферу применения своих интересов и способностей. Использование компьютерной техники обогащает многообразие изложения материала, форм и методов проверки знаний учащихся.
Лекции на уроке я стараюсь сопровождать демонстрацией видеофильмов, презентаций, Уроки – консультации проводятся в виде фронтальных ответов на вопросы обучающихся, уточнения понятий, определений, решения задач. Проведение тестирования при актуализации обобщающих знаний с помощью компьютера, пожалуй, эффективнее преподавателя. Студент индивидуально, в нужном для него темпе, отвечает на вопросы заданий, получает объективно выставленную оценку, а во многих тестах – компьютер покажет верное решение в случае ошибки. Работа с компьютером развивает творческие способности студента, его абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры, повышает интерес к изучению учебного предмета
Применение компьютеров обеспечивают: лучшее и более глубокое понимание материала; задержку полученных знаний в памяти, сэкономят время. Альберт Эйнштейн писал: «Психическими элементами мышления являются некие более или менее ясные знаки или образы, которые могут «по желанию» воспроизведены и скомбинированы… Эти элементы у меня бывают визуального или изредка двигательного типа». Основываясь в своей деятельности на этом принципе, я стараюсь максимально предоставить обучающимся возможность активного «визуального» овладения учебным материалом.
На своих уроках информатики я стараюсь как можно шире применять нетрадиционные формы, поэтому использую компьютерные сети (локальную и глобальную) при тестировании, получении заданий на практических уроках, сборе информации при работе группами над проектами, участии в сетевых олимпиадах, конкурсах, викторинах. Также информатика – это учебная дисциплина которая тесно связана с философией, логикой, педагогикой, психологией и математикой.
Методика преподавания информатики - это учебная дисциплина, которая занимается разработкой и исследованием обучающего технического, программного, учебно-методического, психолого-педагогического и организационного обеспечения применения компьютерных технологий в школьном процессе, а также которая тесно связана с философией, логикой, педагогикой, психологией и математикой.
Будущее нашей страны формируется в системе СПО. Сегодняшние студенты должны быть готовыми успешно влиться в это общество, стать творческой, ответственной, востребованной, информационно грамотной и культурной личностью, способной к самоутверждению, самореализации – это направление моей профессиональной деятельности на будущее. Я стараюсь видеть, слышать и чувствовать внутреннее состояние каждого обучающегося, создавать ситуацию успеха, поощрять даже самый маленький интерес обучающего и результат будет.
Можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий на уроках информатики может сделать занятие содержательным и практически значимым для студента.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.