Современные образовательные технологии
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных
мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или
эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами
Современные образовательные технологии
«Системная совокупность и порядок Г.Ю. Ксенозова
функционирования всех личностных, «Такое построение деятельности педагога,
инструментальных, методических средств, в котором все входящие в него действия используемых для достижения представлены в определенной целостности педагогических целей». и последовательности, а выполнение
предполагает достижение необходимого
результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер».
«Системный метод создания,
применения и определения В.П. Беспалько
всего процесса преподавания Педагогическая воспроизведения процессов обучения«Совокупность средств и методов
и усвоения, ставящий своей задачей
оптимизацию формобразования». технология и воспитания, позволяющих успешнореализовать поставленные образовательные цели».
«Продуманная во всех деталях —В.В. Гузеев
модель педагогической «Это упорядоченная совокупность действий, деятельности, включающая в себя операций и процедур, инструментально проектирование, организацию и обеспечивающих достижения
Проведение учебного процесса с прогнозируемого результата в изменяющихся безусловным обеспечением условиях образовательно-воспитательного комфортных условий для учащихся процесса». и учителя».
Современные образовательные технологии
Образовательная технология должна удовлетворять основным требованиям (критерии технологичности):
vКонцептуальность
vСистемность
vУправляемость
vЭффективность
vВоспроизводимость
Современные образовательные технологии
—Системность. Образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Современные образовательные технологии
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Мотивы - это осознанные причины и побуждения деятельности.
Психология определяет это понятие так: Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Педагогика трактует это понятие так:
Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация - проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения.
Активность учеников в учебном процессе
Умение ставить перспективные цели
Признаки Умение отстаивать свое мнение положительного
отношения Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
Поиск нестандартных способов
решения учебных задач
Совместный с учащимися выбор средств по достижению цели
Формирование адекватной самооценки у учащихся
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)
интересоваться
делами, учёбой ребёнка
чаще хвалить помощь при детей за их выполнении
успехи, тем домашних самим давать Влияние заданий стимул родителей должна быть в
двигаться на форме совета, дальше мотивацию самостоятельноне подавлять
сть и
инициативность
объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это
недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал
Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений.
Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.
Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.
Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.
Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.
Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.
2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития
Возможные причины:
полилог; диалог;
13
/по С.С. Кашлеву/
2.Определение причин и причинно-следственных связей
зафиксированного состояния развития Возможные причины: личностная ценность;
значимость обсуждаемых проблем, или
осуществляемой деятельности;
инновационные педагогические технологии
/по С.С. Кашлеву/ 14
«Заверши фразу» Во время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это… «Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
Обучение на интегративной основе
n 1991 г. Международная конференция преподавателей естественнонаучных дисциплин (МГУ)
n С 1993 г. базисный учебный план предусматривает в учебном плане школ, помимо инвариантной, и вариативную часть в виде факультативов и обязательных занятий по выбору школы и региона (так называемый «школьный и региональный компонент»).
n В действующем «Базисном учебном плане» четко указано, что образовательная область шире предметной, она возникает у общности нескольких предметных областей.
Например, область «общество» включает историю и социальные дисциплины; область «Язык и литература» включает родной, русский и иностранный языки и литературу.
На их стыке всегда формируется новое знание, совершенствуется и развивается личность.
Виды межпредметной интеграции по способу развертывания содержания во времени (В. Т. Фоменко)
n вертикальная, логические и временные отношения не совпадают,
n горизонтальная, когда то же содержание выводится на один временной уровень.
Пример «вертикальной» интеграции: изучение древнегреческой цивилизации в интегрированном курсе «История Цивилизаций», при котором в течение учебного дня рассматриваются вначале событийная история Древней Греции, затем древнегреческая мифология и литература, после чего — скульптура и архитектура Древней Греции, а затем — древнегреческая музыка.
Пример «горизонтальной» интеграции: указанные блоки всего модуля, связанного с древнегреческой цивилизацией, изучаются одновременно, параллельно, с различной степенью взаимопроникновения.
n На элементарном (среднем) уровне интеграция имеет примитивный, фрагментарный характер.
Множество традиционных межпредметных связей относится именно к этому уровню интеграции. Она может быть достаточно выраженной, отличаться значительным взаимопроникновением разнохарактерного содержания в новое качественное состояние. Например, одновременное изучение на одном уровне системы координат в курсе математики и географических координат в курсе физической географии.
n Интеграция может быть и весьма значительной, глубокой, характеризуемой новообразованием, полным слиянием разнохарактерного содержания значительных объемов учебного материала.
Примером глубокой интеграции может служить курс «Мировая художественная культура», вобравший знания из области музыки, театра, кино, изобразительного искусства и частично — художественной литературы.
Варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе
n Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
n Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
n Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих «на равных».
Компьютерные технологии [информационные]
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-).
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения; открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
n Обучение — это общение ребенка с компьютером.
n Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка, n Диалоговый характер обучения.
n Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
n Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект — объект, субъект — субъект, объект — субъект.
n Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
n Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
n Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколь угодно велики.
n Базы данных - технологии ввода, систематизации, хранения и предоставления информации с использованием компьютерной техники.
Базы данных могут включать в состав информационного массива различную статистическую, текстовую, графическую и иллюстративную информацию в неограниченном объеме с обязательной ее формализацией (представлением, вводом и выводом в компьютер определенной, характерной для данной системы форме — формате).
Базы данных используются в обучении для оперативного предоставления учителю и учащимся необходимой, не вошедшей в учебники и пособия информации, как непосредственно в дидактическом процессе, так и в режиме свободного выбора информации самим пользователем (сервисный режим).
n Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т. е. информационно-поисковые языки иерархического типа.
n В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т. п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.
n Статистические базы данных оперируют с числовой информацией, организованной с помощью двухмерной (реже — трехмерной) матрицы, так, что искомая информация находится в системе путем задания ее координат. Статистические базы данных более известны под названием электронные таблицы.
Базы знаний - информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора.
Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент, так как он может по своему желанию легко переструктурировать информацию при знакомстве с ней.
Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания.
Программные продукты, реализующие
базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверхсреда), поскольку они позволяют не только осуществлять свободный выбор
пользователем логики ознакомления с информацией, но дают возможность сочетать
тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами,
мультипликацией.
Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).
Аппаратные средства multimedia, наряду с базами знаний, позволили создать и использовать в учебном процессе компьютерные имитации, микромиры и на их базе дидактические и развивающие игры, вызывающие особый интерес у детей. Компьютерное тестирование уровня обученности школьника и диагностирование параметров его психофизического развития дополняется использованием экспертных систем, осуществляющих сетевые оценочные процедуры и выдающих результаты с определенной степенью точности.
n Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
n Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п.
n Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
n Подготовка компонентов информационной сети (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Компьютерную грамотность можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:
n знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
n знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
n знание современных операционных систем и владение их основными командами;
n знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton, Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;
n владение хотя бы одним текстовым редактором;
n первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
n первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Нарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.
Причины возрастания роли этнических факторов:
n осознание кризисного характера развития человеческой цивилизации, проявляющегося в обострении и актуализации целого ряда политических, экономических, национальных, духовно-нравственных и других проблем;
n переоценка истерического опыта и выработка новых, отвечающих современным требованиям человеческого общества культурно-ценностных ориентаций развития, связанных с резким возрастанием роли антропоидных факторов в процессе дальнейшей эволюции планеты;
n интенсификация процесса познания и интеграция научного знания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.