ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 5

ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка 5
docx
русский язык
19.01.2022
ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Применение возможностей цифровой образовательной среды для повышения качества образования.docx

ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В статье рассматриваются возможности цифровой образовательной среды, а также применение цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, цифровой образовательный ресурс, электронный материал, качество образования, мотивация обучения, самоконтроль.

 

«В утвержденном Министерством образования и науки РФ федеральном компоненте Стандарта среднего (полного) образования, одним из важнейших способов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания  баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности закрепляются как общие учебные умения и навыки, напрямую относящиеся, к любому школьному предмету. В том числе и к русскому языку».

Для того чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка можно использовать цифровые образовательные ресурсы.

Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающегося обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, повысить мотивацию  обучения, создать условия для активизации познавательной сферы учащихся.

Что же такое  цифровые образовательные ресурсы?

«Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса». [5]

Института «Евролингвист» (Голландия) проводил исследование и по его результатам большое количество людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Если одновременно использовать аудио и видеоинформации, то это повышает запоминаемость до 30-50 %. Мультимедиа-программы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Также это экономит время, необходимое для изучения конкретного материала, в среднем на 30%.   Приобретенные же с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. 

На уроках русского языка можно применять различные цифровые образовательные ресурсы. Различаются следующие виды ЦОР:

1.       Электронная библиотека – распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т.д.)

2.       Библиотека электронных наглядных пособий – пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области.

3.       Электронная энциклопедия – пособие, содержащее огромное количество информации по различным направлениям, охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимацией и трехмерными моделями.

4.       Репетиторы, тренажеры, практикумы  –  это учебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться к занятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания.

5.       Мультимедийные учебники – это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участии преподавателя усвоения учебной темы или его большого раздела с помощью компьютера.

6.       Виртуальные лаборатории – представляет собой обучающий комплекс, позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те, проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительного оборудования либо является слишком дорогостоящим. [2]

Проведенное нами анкетирование среди учащихся 5 классов и их родителей показало, что 77% опрашиваемых положительно отозвались о цифровых образовательных ресурсах на уроках русского языка. Уроки с их применением отличаются наглядностью, систематизацией и интересной формой подачи материала. Выполнение домашнего задания становится увлекательной и интересной задачей. Учащиеся могут быстро найти необходимую для них информацию. А ее подача в виде таблиц, схем, небольших познавательных статей, видео и анимации, легко запоминается.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

Важно отметить, что учебный процесс с использованием цифровых образовательных ресурсов может быть организован в форме коллективного, группового, индивидуального (управляемого и самостоятельного) обучения с использованием следующих методов:

                    объяснительно-иллюстративных (изложение теоретических положений с помощью демонстрации отдельных объектов ЦОР в качестве наглядной опоры или их набора в виде презентаций);

                    проблемного обучения;

                    частично-поисковых (поиск информации по определенной проблеме в материалах ЦОР и в Интернете);

                    эвристических (творческое переосмысление собственного опыта, обобщение собранной информации с применением ИКТ при создании проекта, выполнении конкурсных заданий);

                    практических (работа самостоятельная и под руководством);

                    контроля и самоконтроля (контроль выполнения творческих работ, организация публичных выступлений с демонстрацией сделанного, взаимооценка результатов деятельности и проектов). [5]

Применение цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка может проводиться на различных этапах урока. [6]

1. этап актуализации знаний – электронные тесты, электронные конструкторы.

2. этап объяснения нового материала – электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.

При изучении нового материала на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации. В презентации будут отражены основные понятия, правила, схемы. Это могут быть и интерактивные таблицы, анимации. Нами была дана такая презентация на уроке русского языка при изучении темы «Имя существительное».

Особый интерес вызывают у школьников  различные видеофрагменты, аудиофрагменты в исполнении  профессионалов. Так, можно использовать звуковые орфоэпические словари.  Учащиеся могут услышать, как правильно произносится слово и узнать  почему.  

3. этап закрепления и совершенствования ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации.

На уроках закрепления может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера, с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Интересны интерактивные тексты с заданиями, словарные разминки, задания с комментариями, зарядка для ума, диктанты с голоса. Существуют различные карточки, кроссворды по русскому языку.  

4. этап контроля и оценки ЗУН – электронные тесты, кроссворды.

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).

«С помощью цифровых образовательных ресурсов учащиеся получают возможность работать в различных режимах. Так, например, в обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Существуют  не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов. В тренировочном же режиме находятся  упражнения, выполняя  которые у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения той или иной задачи. Именно в тренировочном режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения».

Мы показали, что практически на каждом уроке русского языка возможно применение цифровых образовательных ресурсов. Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, родители.

Литература

1.     Босова, Л.Л. Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы // Информационно-коммуникационные технологии в образовании. [URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005803/iso_project-4.pdf]

2.     Галеева, А.Г. Стандарты разработки цифровых образовательных ресурсов // Всероссийская научно-практическая конференция. [URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/2014/razrabotka_i_primenenie_informacionnykh_tekhnologij_v_obrazovatelnom_processe_problemy_i_perspektivy/standarty_razrabotki_cifrovykh_obrazovatelnykh_resursov/26-1-0-201]

3.     Григорьев, С.Г. Гриншкун В.В. Информатизация образования: Фундаментальные основы: учебник для студентов пед.вузов. М., 2005. – 231с.

4.     Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов [URL: http://school-collection.edu.ru/]

5.     Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. М.: Университетская книга, 2008. – 216с.

6.     Шагиева, А.К. Цифровые образовательные ресурсы. [URL: http://www.scienceforum.ru/2015/976/7274]


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВОЙ

Что же такое цифровые образовательные ресурсы? «Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и…

Что же такое цифровые образовательные ресурсы? «Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и…

Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимацией и трехмерными моделями

Издания снабжены обилием иллюстраций, видео- и аудио- фрагментами, анимацией и трехмерными моделями

ЦОР в качестве наглядной опоры или их набора в виде презентаций); • проблемного обучения; • частично-поисковых (поиск информации по определенной проблеме в материалах

ЦОР в качестве наглядной опоры или их набора в виде презентаций); • проблемного обучения; • частично-поисковых (поиск информации по определенной проблеме в материалах

ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации

ЗУН – электронные тесты, электронные тренажёры, обучающие среды, мультимедийные презентации

Литература 1. Босова,

Литература 1. Босова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022