«Применение здоровьесберегающей технологии – цветотерапии, в воспитательно-образовательном процессе»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии – цветотерапия, в воспитательно-образовательном процессе.
Цветотерапия родилась в глубокой древности. Еще тогда древние ученые заметили, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных психических и физических недугах.
Известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: "Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". В настоящее же время сложилась целая научная теория, рассказывающая о том, как именно цвет действует на психофизиологическое состояние человека. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.
Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.
Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т. п. Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и желтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зеленого, синего и черного цветов понижает эти же показатели. Цветотерапия - это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Красный - обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый - повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый - как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.
Зеленый - способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле, успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий - помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый - действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию.
В каждом детском саду есть такой предмет как платочки. Разноцветные платочки – это универсальный методический материал, помогающий сформировать элементарные математические представления, закрепить умение ориентироваться в пространстве, расширить представления о свойствах окружающего мира, обогатить словарный запас ребенка.
Игры и упражнения с платочками способствуют развитию двигательных качеств, мелкой моторики, внимания, правильного дыхания, знакомят детей с основами безопасного поведения и здорового образа жизни.
Разноцветные платочки идеально подходят для использования на занятиях по физической культуре. Такие платочки удобны для детей, помогают закреплять знания основных цветов и умения ориентироваться в пространстве.
«Разноцветные платочки»
Задачи: развитие быстроты, координации, внимания, умения ориентироваться в пространстве, собирать различные геометрические фигуры, воспитывать чувство дружбы, товарищества, и организованности, активности и уверенности в своих силах.
Правила: детям раздаются платочки разных цветов. Под веселую музыку дети передвигаются по залу. Музыка останавливается – дети должны выполнить задания:
1. Найти пару своего цвета.
2. Найти пару другого цвета.
3. Из квадратных платочков одного цвета собрать на ковре прямоугольник (из 2-х платков),
4. То же из платочков разных цветов.
5. Собрать из платочков домик одного цвета
Использование цветотерапии в сказках, так же помогает благоприятно воздействовать на воображение и эмоции детей.
Упражнение «Сказка про цветные камни»
В одной далёкой стране, жила принцесса. Она очень любила красивые драгоценные камни, у нее их был целый сундук. Она каждый день рассматривала их, любовалась их яркими красками, особенно ярко они сияли на солнышке. Принцесса была очень доброй, она часто дарила самоцветы своим подданным. Каждый камушек она наделяла волшебным заклинанием. Эти заклинания конечно были очень хорошими и несли в себе добро. Давайте сейчас побудем прекрасными принцессами и полюбуемся красивыми, разноцветными камушками.
«Чудесные самоцветы»
У меня есть камушек
Очень-очень синий.
Кто возьмёт его в ладошки
Станет вдруг счастливым. (вручение камня)
У меня есть камушек
Очень - очень красный
Кто возьмёт его в ладошки,
Станет вдруг прекрасным (вручение камня)
У меня есть камушек
Сиреневого цвета
Кто возьмёт его в ладошки
Познает чудо света… (вручение камня)
У меня есть камушек
Очень изумрудный
Кто возьмёт его в ладошки
Сразу станет мудрый. (вручение камня)
У меня есть камушек
Цвета янтаря
Кто возьмёт его в ладошки
Тот поедет на моря
У меня есть камушек
Хрустального цвета.
Кто возьмёт его в ладошки
Будет быстрым как ракета.
У меня есть камушек
Цвета зеленоватого.
Кто возьмёт его в ладошки
Тот встретит друга богатого.
Танец « Красное, зелёное, оранжевое лето»
Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж.Родари)
Однажды в Пьомбино дождём посыпались с неба конфеты. Конфеты были словно большие градины, но не белые, а разноцветные – красные, зелёные, голубые, фиолетовые. Один мальчик взял в рот зелёную конфету – просто так, чтобы попробовать, и обнаружил, что она мятная. А другой попробовал красную, и оказалось, что конфета земляничная.
-Да это настоящие конфеты! Самые настоящие! – обрадовались ребята и бросились набивать ими карманы. Но сколько они не собирали, конфет меньше не становилось – они по-прежнему дождём сыпались с неба.
Дождь этот шёл недолго, и все же улицы в городе сплошь покрылись, словно ковром, душистыми конфетами, которые похрустывали под ногами, как мелкие льдинки. Ребята, возвращавшиеся из школы, успели ещё наполнить сладостями свои портфели. И старушки тоже несли домой узелки с конфетами.
Это был великолепный праздник!
До сих пор люди ждут, что с неба опять посыплются конфеты, но облако, из которого они сыпались дождём, больше не появлялось.
Кто из вас захотел бы оказаться в таком месте, где с неба падают конфеты? Все? Замечательно. Что-то мне подсказывает, что скоро над нами появится разноцветное конфетное облако.
Упражнение «Конфеты».
Кажется, я слышу шум дождя. Закройте глаза и послушайте. (Педагог шуршит конфетными фантиками.) Подставьте ладони под разноцветный конфетный дождь. (Педагог кладёт в ладони каждому ребёнку по одной – две конфеты в разноцветных фантиках.) назовите, какого цвета упала в ваши руки.
Попробуем конфету на вкус. Какая она?
Итог: реализация деятельности по цветотерапии способствует сохранению психологического здоровья, сплочению детского коллектива, развитию представлений ребенка об ответственном отношении к своему здоровью, о бережном отношении к себе и окружающим людям.
Используемая литература:
1. Мария Бриль. Исцеляющий цвет. Цветотерапия. С чего начать. «Вектор», 2009
2. Крестовская К.А. Целебные силы цвета, или цветотерапия в нашей жизни. «Феникс», 2006
3. Саймон и Сью Лилли. Сила цвета и цветотерапия. «Диля», 2006
4. Вайолет Окландер . «Окна в мир ребенка»
5. Гоникман Э.И. Лечебная радуга камня. Каменная цветотерапия. Издательский дом МСП, 2000
6. Н. Рерих. Картины, которые вдохновляют. Медитация и цветотерапия. ЭКСМО, 2012
7. В. Надина. 7 чудес радуги. Практическая цветотерапия. ЭКСМО, 2011
8. Н.М. Погосова. Цветовой игротренинг. СПб «Речь», 2005
9. Дубровская О.В. Руководство по использованию восьми цветового теста Люшера, М. «Фолиум», 1995
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.