Методическая разработка
Предмет: «Музыка».
Автор: Николаева Светлана Михайловна.
(учитель музыки МАОУ гимназии 176)
Тема: «Использование GigaChat в работе учителя музыки»
Цель: Изучить возможности ИИ GigaChat и представить для использования в работе учителя музыки.
Задачи: Применение на практике GigaChat.
Современный учитель музыки сталкивается с огромным объемом задач, начиная от планирования уроков и организации учебного процесса до творческого сопровождения учеников. Именно здесь технологические инновации могут значительно облегчить труд педагога и обогатить образовательный процесс.
Российские нейросети, такие как GigaChat от Сбера (YandexGPT от Яндекса), представляют собой мощные инструменты, способные трансформировать подход к обучению музыке, делая уроки интереснее, интерактивнее и продуктивнее.
Одним из главных преимуществ нейросетей является автоматизация рутинных задач. Нейросеть способна быстро и качественно подготовить учебные материалы, составить планы уроков, подбирать репертуар и предлагать методы объяснения сложных теоретических понятий. GigaChat может автоматически составлять тематические задания, тестовые вопросы, викторины и даже разрабатывать сценарии уроков с участием современных технологий, что делает обучение интересным и захватывающим.
1. Генерация аранжировок известных мелодий.
Пример:
Вы даете нейросети известную мелодию (например, «Во поле береза стояла») и просите переосмыслить ее в заданном стиле. Модель проанализирует гармонические и ритмические особенности жанра и применит их к исходному материалу.
Польза для урока:
Ученики на практике слышат, чем отличается ритм-секция в роке от басовой линии в фанке, или какие гармонии характерны для джаза. Это живой и увлекательный урок по теории музыки и стилям.
2. Создание ритмических рисунков для упражнений.
Развитие чувства ритма — основа музыкального образования. Но придумывать все новые и новые упражнения бывает сложно. Делегируйте это ИИ.
Пример:
Попросите нейросеть сгенерировать несколько ритмических рисунков в определенном размере (например, 4/4) с использованием разных длительностей (четверти, восьмые, паузы).
Польза для урока:
Вы получаете бесконечный источник материала для ритмических диктантов, упражнений на простукивание или игры на перкуссионных инструментах. Можно задавать уровень сложности: от простых рисунков для 1-2 классов до сложных синкопированных для 7-8 классов.
3. Нейросети-поэты и биографы: Создание текстового материала.
Урок музыки — это не только ноты и звуки, но и слова, истории, эмоции. Большие языковые модели, такие как GigaChat и YandexGPT, великолепно работают с текстом и могут стать вашими литературными помощниками.
Тексты песен на заданную тему
Пример:
Вы задаете тему, настроение, ключевые слова и даже желаемый ритм или размер. Нейросеть генерирует несколько вариантов текста с куплетами и припевом.
Польза для урока:
Это огромное подспорье при подготовке к мероприятиям. Более того, можно вовлечь в процесс учеников: сгенерировать несколько вариантов и вместе выбрать лучший, или попросить ИИ написать первый куплет, а остальные досочинить всем классом.
4. Увлекательные биографии композиторов.
Сухие факты из учебника редко вдохновляют. ИИ может превратить биографию Баха или Чайковского в захватывающий рассказ.
Пример.
Попросите нейросеть рассказать о жизни композитора в формате сказки для младших классов или в виде интервью для старших. Модель соберет информацию и представит ее в нужной форме.
Польза для урока:
Такой формат подачи материала повышает вовлеченность и помогает ученикам лучше запомнить ключевые факты из жизни и творчества великих музыкантов, создавая эмоциональную связь с их личностями.
Важно: всегда проверяйте факты, так как ИИ может иногда “фантазировать”.
5. Викторины и квизы по звучанию инструментов и жанрам
Подготовка вопросов для викторины — кропотливая работа.
Нейросеть сделает это за пару минут.
Пример:
Вы указываете тему (например, “Струнные инструменты”), количество вопросов и тип (с вариантами ответа или открытые).
Польза для урока:
Это отличный способ проверить знания в игровой форме. Можно быстро создавать тематические тесты после прохождения определенного блока материала.
Пример: “Создай викторину из 5 вопросов для 4 класса на тему ‘Музыкальные инструменты’. К каждому вопросу предложи 3 варианта ответа, один из которых правильный. Вопросы должны быть о внешнем виде и звучании инструментов (скрипка, труба, барабан, фортепиано, флейта).”
6. Визуализация музыки: Как ИИ помогает увидеть звук.
Многие музыкальные концепции абстрактны. ИИ-инструменты для генерации изображений, как Kandinsky, могут помочь сделать их наглядными и понятными. От MIDI к нотам (и обратно)
Хотя большинство языковых моделей пока не генерируют нотную запись напрямую в виде картинки, они могут создавать музыку в формате MIDI. Этот формат легко импортируется в любой нотный редактор (например, бесплатный MuseScore), где он автоматически превращается в ноты.
Пример:
Некоторые продвинутые музыкальные ИИ-сервисы могут генерировать MIDI-файлы. Вы загружаете этот файл в нотный редактор и получаете готовую партитуру, которую можно распечатать.
Польза для урока:
Это мост между цифровым творчеством и традиционной музыкальной грамотой. Ученики, создавшие мелодию с помощью ИИ, могут сразу увидеть, как она выглядит на нотном стане.
7. Строение инструментов в деталях.
Как объяснить ребенку, из чего состоит скрипка или как устроен рояль? Можно показать картинку из учебника, а можно — сгенерировать уникальную иллюстрацию.
Пример:
С помощью нейросети Kandinsky можно создавать детальные изображения музыкальных инструментов, в том числе в разрезе.
Польза для урока:
Визуальная опора помогает лучше понять и запомнить строение и принцип работы инструмента. Можно создавать целые плакаты и наглядные пособия для кабинета музыки.
Пример для Kandinsky: “Детальная схема строения акустической гитары в разрезе, с подписями основных частей: дека, гриф, струны, колки. Стиль — инфографика, на белом фоне.”
8. Увидеть звуковую волну.
Для старших учеников (7-8 классы), интересующихся физикой звука, можно визуализировать и это понятие.
Пример:
Попросите ИИ-художника изобразить, как выглядит звуковая волна громкого и тихого звука, высокого и низкого тона.
Польза для урока:
Это помогает наглядно объяснить такие понятия, как амплитуда (громкость) и частота (высота тона), связывая музыку с естественными науками.
Примеры работы с ИИ :
1. Создать викторину на любую тему («Музыкальные сокровища России. Инструменты РНО»),
Ссылка на викторину, составленную ИИ:
https://disk.yandex.ru/i/QAFcoKhWcZgVKg
2. Волшебные истории о великих композиторах (биография в сказочной форме).
Ссылка на примеры биографий:
https://disk.yandex.ru/d/D6sVFoc9ngbo9g
3. Генерация заданий для самостоятельной работы по развитию слуха и ритма.
Ссылка на вариант работы ИИ:
https://disk.yandex.ru/d/_n6jlex4-RO6UA
4. Анализ ошибок в исполнении произведения и предложение путей их исправления.
Ссылка: https://disk.yandex.ru/d/-G68hCviaoCMfw
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.