Применение исследовательских и проектных заданий в курсе «Окружающий мир»
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
окружающий мир
3 кл
15.09.2019
Обучение путем исследований в начальной школе один из самых эффективных способов познания окружающего мира ребенком. В связи с этим часто у педагогов возникает вопрос, с чего и как начать работу с детьми в данном направлении. В этом огромную помощь может оказать учебник окружающего мира.
Статья_Литвиненко О.П..docx
Применение исследовательских и проектных заданий
в курсе «Окружающий мир»
(из опыта работы по системе Л.В.Занкова)
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся,
подразумевающий получение и предъявление конкретного практического результата. Ученик
или группа учеников, выполняя проектное задание в рамках учебного предмета, оказываются
перед необходимостью применить и расширить предметные умения и знания, полученные при
изучении курса. Проектно исследовательская работа обеспечивает связь изучаемого
материала с повседневной жизнью и личным опытом учащегося, а так же возможность для
учащихся в процессе работы взаимодействовать друг с другом, а также с учителем и со
взрослыми. Значит сам ход выполнения проектного задания от замысла до защиты требует
определенного уровня сформированности универсальных учебных действий и одновременно
является инструментом для их формирования.
Поэтому в учебниках «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой А.Н.Казакова нам с первого
класса встречаются задания, позволяющие формировать умения, необходимые учащимся в
проектно – исследовательской деятельности.
В первом классе это простые на первый взгляд задания:
1 класс. Тема урока «Растения» (1 часть учебника, стр.24).
Такое задание не только требует от ученика воспроизведения полученных знаний, но и
обращает его внимание на источники получения информации.
1 класс. Тема урока «Труд человека» (1 часть учебника, стр.30)
Это задание можно считать минипроектом. Его выполнение потребует:
найти информацию;
отобрать или нарисовать изображения;
договориться о порядке размещения изображений;
представить результат – подготовить рассказ.
Начиная со 2 класса автор учебников привлекают внимание учащихся к способам
познания и описания окружающего мира. Школьники работают с дополнительными
источниками информации. Проектная деятельность предполагает систематическое включение
проектных заданий и минипроектов в образовательный процесс. Реализация проектной и
деятельности в начальной школе требует от ученика овладения
исследовательской
следующими умениями и навыками: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать
определение понятиям, классифицировать, проводить опыты и эксперименты, делать выводы,
подводить итоги, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. При продвижении от темы к теме, от класса к классу проектные задания усложняются.
В 34 классе учащиеся уже готовы к выполнению протяженного во времени проекта.
Начиная с 3 4 класса, ребята учатся делать репортажи, составлять компьютерные
презентации, фотоальбомы, снимать видеофильмы. Эффективно проходит работа групповая
работа. Задания для групп могут быть самые разнообразные:
Тема
Тема 1
К этой теме ведут тексты под общей рубрикой
«Духовная жизнь древнего человека» (начиная со
стр. 71) и далее подрубрика «Искусство».
Вопрос
Какие стороны
окружающего мира
отражаются в ваших
любимых играх?
Таблица 1
Основа
учебник для 3
класса авторов Н.Я.
Дмитриевой, А.Н.
Казакова (Часть 1)
стр.83
Тема 2
Каков образ жизни и
учебник для 3
К этой теме ведут тексты под общей рубрикой
«ВосточноЕвропейская равнина»
(стр.82)
Последовательно рассматриваются природные
зоны степей, лесостепей и лесов. Помимо
учебника учащимся предлагается использовать
другие источники информации.
Тема 3
К этой теме ведут тексты под общей рубрикой
«Как жили наши далекие предки» (стр. 126)
Тема 4
В учебнике об этом почти не говорится.
Предлагается использовать любые доступные
источники информации
повадки лесных
животных?
класса авторов Н.Я.
Дмитриевой, А.Н.
Казакова (Часть 1)
стр.108
Каковы занятия и
быт современных
людей в условиях
леса и степи?
История
возникновения и
развития одного из
русских городов.
учебник для 3
класса авторов Н.Я.
Дмитриевой, А.Н.
Казакова (Часть 1)
стр.126
учебник для 3
класса авторов Н.Я.
Дмитриевой, А.Н.
Казакова (Часть 2)
стр.33
Темы исследовательских работ (учебник для 3 класса авторов Н.Я. Дмитриевой, А.Н.
Казакова):
Роль искусства в жизни человека.
История одного из древних городов.
Природа тундры.
Проектная деятельность – наиболее эффективный метод формирования УУД.
При использовании этого метода учебнопознавательная деятельность школьников
направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Но
одновременно эта деятельность способствует достижению требований к большинству
личностных и метапредметных планируемых результатов.
Внимательное отслеживание процесса работы над проектом позволяет педагогу отследить
динамику формирования УУД. Поэтому выполненные учащимися проектные задания,
проекты и различные исследования могут фиксироваться в листах самооценки. Для активного и успешного участия младших школьников в проектах, презентациях и
т.п. необходима большая совместная работа педагога, учащихся и родителей не только на
уроке, но и во внеурочной деятельности.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ под ред.
А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2010.
2. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Программа интегрированного курса окружающий
мир. Издательский дом «Федоров» 2011.
3. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Методические рекомендации к курсу «Окружающий
мир» 14 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом
«Федоров» 2010.
4. Петрова Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК
системы Л.В. Занкова// Практика образования. 2010 № 1.
5. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая
проблема;
литература», 2008
учебнометодическое пособие.
Самара: Издательство «Учебная
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. М., Просвещение, 2010.
Применение исследовательских и проектных заданий в курсе «Окружающий мир»
Применение исследовательских и проектных заданий в курсе «Окружающий мир»
Применение исследовательских и проектных заданий в курсе «Окружающий мир»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.