Данная статья содержит информацию по применению метода проектов в процессе изучения краеведческого материала на уроках географии. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. Современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности учащихся по овладению новыми знаниями.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель географии – Зеленина В. И.
МБОУ СОШ № 54 г. Воронежа
Современная образовательная программа, направленная на формирование у
школьников Универсальных Учебных Действий (УУД) и закреплённая Федеральным
Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) предполагает, прежде всего,
получение ими способов самостоятельного усвоения новых знаний. Научить школьника
умению учиться – в этом задача современного учителя.
Научиться чемуто, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе
реальной деятельности.
Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться
становятся сегодня всё более востребованными.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является
проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им
предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение
практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее
публичным докладом с защитой своей позиции.
Современный урок географии рассматривается с позиции идеи развивающего
обучения. На уроках должен быть сделан акцент на процессе усиления самостоятельности
учащихся по овладению новыми знаниями. Исследовательская направленность уроков и
внеклассных мероприятий прослеживается при изучении краеведческого материала. Для
развития проектно исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и во
внеурочное время нужно подбирать темы проектов, которые будут интересны детям,
вовлекут их в мир исследования и познания.
Основные этапы, характерные для научного исследования:
1) Постановка проблемы.
2) Ознакомление с литературой по данной тематике.
3) Овладение методикой исследования.
4) Сбор собственного материала, его анализ и обобщение.
5) Выводы.В 20142015 учебном году мы принимали участие в конкурсе ВИВТ « Гордость
моего родного края». Петрова Софья ( ученица 10 «Б» класса) выступала с проектом
экологического маршрута «По заповедным местам Воронежской области» и была
удостоена ГРАН ПРИ и федеральной премии.
Ежегодно принимаем участие в конкурсе ВИВТ « Золотой лев» в разных номинациях.
В 2015 году принимали участие в конкурсе «Золотой лев» Вдовенко Татьяна (ученица 8
«Б» класса) с презентацией «Путешествие по памятникам природы Воронежа».
В 20142015 учебном году мы приняли участие в областном конкурсе, проводимом
ВИВТ « Гордость моего родного края», заняли 3 место.
Мы подготовили для участия в конкурсе презентацию по теме: «Народные промыслы
Воронежского края», которая стала
разработкой интегрированного внеклассного
мероприятия естественных, технологических и художественно эстетических дисциплин.
В рамках недели географии в 2014 2015 учебном году на городском уровне мы
провели внеклассное мероприятие – путешествие: «Золотое кольцо Воронежского
края».При подготовке мероприятия использовался метод проектов и исследовательской
деятельности. Мероприятие проходило с использованием ИКТ, мультимедийного
оборудования.
Цели: совершить заочную экскурсию по «Золотому кольцу» Воронежского края;
познакомить учащихся с достопримечательными местами Воронежской области:
памятниками архитектуры, древними поселениями, природными уголками; воспитывать
любовь к малой родине, чувство гордости и патриотизма за свое Отечество, бережное и
рациональное отношение к уникальным природным объектам; развивать творческие умения
и способности учащихся, умения выступать в роли экскурсоводов, умения обобщать
материал, овладевать новыми компьютерными технологиями.
Оборудование: компьютер, DVD фильм, презентации, созданные учащимися 910
классов и учителями географии, экран, кинопроектор, карта Воронежской области с
отмеченным маршрутом «Золотого кольца», доклады и стихи учащихся.
Основные темы проектов: «Дворянские усадьбы Рамони», «Воронежский
государственный биосферный заповедник», «Хоперский государственный заповедник»,
«Белогорье», природный историкоархеологический музейзаповедник «Дивногорье»,
«Хреновской конезавод», «Костенки».
На основе экскурсий, которые учителя географии совершали совместно с детьми,
была собрана и систематизирована большая информация о самых красивых и уникальныхуголках природы и исторических местах Воронежского края. В ходе проведения
экскурсий воспитывается любовь к родному краю, родным местам, чувство гордости за
свою малую родину, бережное отношение к родной природе, а главное желание самим
принимать активное участие в охране и защите уникальных памятников истории и
культуры.
Анализ и осмысление проведенного мероприятия, обзор и изучение материалов,
представленных в презентациях, обзор фотовыставки.
Это внеклассное мероприятие может быть рекомендовано в качестве методической
разработки при изучении материала по родному краю в 6х. 8х, 9х классах на уроках
географии. А также в качестве разработки при проведении внеклассных мероприятий и
классных часов, посвященных тематике родного края.
В рамках декады естественногеографических наук проходят географические и
экологические конференции и по России, и по Воронежскому краю. В 2014 2015 учебном
году прошла конференция « 170 летию Русского географического общества
посвящается…»
В 20152016 ученом году состоялась конференция, посвященная Всемирному Дню
земли, заповедным местам и памятникам природы.
В 20152016 учебном году мы приняли участие в областном конкурсе творческих
работ для старшеклассников «Гордость моего родного края», который проводил ВИВТ.
Гомозова Светлана (ученица 9 «Б» класса) с проектом « История развития предприятий
сервиса. Санатории Воронежской области» заняла 3 место.
Метод проектов обеспечивает ученику значимость решения учебных задач, увязывая
их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяет выработать свою жизненную
позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего, то есть
позволяет формировать учебные личностные действия.
Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и
нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьёзного
исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Такой вид деятельности позволяет включать в процесс работы навыки
исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных
учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы.
Форму работы над проектом выбирают в зависимости от уровня подготовленности
учащихся класса.Форма продукта проектной деятельности зависит от поставленной проблемы.
С 2015 года вступил в силу ФГОС второго поколения. Целью образования становится
формирование личности, готовой к самообразованию.
Поэтому главное условие реализации образовательной программы — деятельностный
подход в обучении. Это способ обучения, при котором ребенок получает знания не в
готовом виде, а в основном добывает их сам в процессе собственной учебно
познавательной деятельности. Как следствие меняются цели, структура и методические
приемы урока. Это необходимо для достижения результатов школьного образования:
личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты выражаются в сформированности познавательных интересов,
мотивов учения, интеллектуальных умений. Предметные результаты определены с учетом
Метапредметными результатами освоения
содержания учебного предмета.
образовательных программ являются: овладение приемами исследовательской и
проектной деятельности; умения работать с разными источниками информации; умения
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. В
метапредметных результатах различают регулятивные, познавательные и коммуникативные
УУД.
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно
исследовательской деятельности на уроках. Она формирует универсальные учебные
действия а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою
деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности;
б)
формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей,
мотивов деятельности; в) формирование картины мира, адекватной образовательной
программе и уровню знаний.
Технология проектной деятельности есть единый слаженный алгоритм действия,
который включает следующие этапы деятельности учащихся:
1этап: анализ проблемной ситуации в форме дискуссии, беседы, в ходе которой
формулируется проблемный вопрос.
2ой этап: посредством мозгового штурма выдвигается гипотеза исследования,
планируются действия по решению проблемы.
3–й этап: исследование, применение для исследования методов научного познания,
поиск недостающих знаний и применение новых полученных знаний для решения
проблемы.4этап: получение конечного продукта и его защита.
5этап: рефлексия деятельности учащихся.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной
деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного,
результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и
мировоззрения в целом.
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений
работы учащихся в рамках проекта. Поэтому важно на стадии планирования проекта четко
определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя
исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение
детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная
активность,
форма воспитывает у школьников интерес,
сообразительность,
самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные
представления о приемах и способах научного поиска.