Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе
Оценка 5

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
биология +1
Взрослым
08.12.2018
Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе
В данном докладе я попыталась показать своё видение применения некоторых педагогических технологий на примере ИКТ и личностно-ориентированной технологии. Применение ИКТ на уроках биологии географии необходимо, т.к. эти предметы представляют окружающий нас мир. Без наглядностей, в виде мультимейдийных презентаций, применении особых подходов к детям, невозможно вести урок.
Применение педагогических технологий на уках биологии и географии в коррекционной школе.docx
ГБОУ «Специальная школа­интернат с.Ериловка» Липецкой области Елецкого района Доклад Тема. Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе» Подготовила Токарева Т.Н. Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе          В современных условиях проблемы существования системы специального  образования, неопределенности судеб увеличивающегося числа детей с  различными отклонениями приобретают чрезвычайную актуальность и получают  большой социальный резонанс.        При отсутствии должного специального образования, требующего особого  внимания к их физическим или психическим недостаткам и дополнительных  расходов, могут прибавиться еще и социальные отклонения.      Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы  создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого  обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе  чего станет возможной его интеграция в современное общество. Поэтому в  педагогике появилось направление – педагогические технологии. Так что же  такое современные образовательные технологии?     Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и ­ учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе  означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.     Педагогическая технология – это систематический метод планирования,  применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем  учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для  достижения более эффективной формы образования.     Технология обучения включает целостный процесс постановки целей,  постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование  альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических  систем в целом и установление целей заново, как только становится известной  информация об эффективности системы.    Можно выделить современные технологии, элементы которых возможно  применять на уроках в коррекционной школе: 1.технология уровневой дифференциации обучения 2.технология проблемного обучения 3.проектно­исследовательская технология 5.личностно­ориентированное обучение 6.игровые технологии 7.информационно­коммуникационные технологии 8.нравственная технология 9.здоровьесберегающие технологии    Остановлюсь на некоторых  из перечисленных выше технологий. Информационно­коммуникативные технологии в специальных  (коррекционных) школах, для детей с умственной отсталостью, прежде всего,  даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к  получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными  возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех  компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной  деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный  запас, недостаточные представления об окружающем мире. Самый распространенный вид ­ мультимедийные презентации. Я использую  мультимедийные презентации в системе Smartи Mimio . Считаю, что детям  нужно не просто показывать слайды с изображением картинок, но и чтобы они  могли практически работать со слайдами. Например задания: «Расположи  правильно», «Соотнеси цифру и название» и т. п. Подготовка презентаций –  серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть  продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.     Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать  методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся  интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия  задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в  изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать  информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.     Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных  видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие,  моделирующие, справочные и программы­тренажеры) и целый ряд функций.     Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей  информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты,  дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная  анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной  деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.    Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её  демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем  сведений, который невозможно представить при словесном изложении с  использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.     Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет  иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений,  географических карт, фрагментов учебных кино­видеофильмов и телепередач,  адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых  детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических и естествоведческих объектах или  явлениях.     Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в  процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Я планирую урок так, чтобы демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в  тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами,  моделями, муляжами и т.п.      Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр  разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания,  закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя  индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения  есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для  уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению  учащимися самопроверки.     Использование электронного пособия с текстовым материалом позволяет  отработать с детьми основные географические и естествоведческие понятия и  словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а  затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой  словарный запас.     Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть  отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию  комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы  конкретных географических или естествоведческих объектов и явлений, дети с  интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и  мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся. Применение мультимедийной презентации на уроках географии и естествознания целесообразно в тех случаях, когда необходимо: познакомить учащихся с  природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно (океаны, моря, горы, айсберги, растительный и животный мир  зарубежных стран, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.); продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка (работа со  спиртовкой «Состав почвы», «Кислород и его свойства» «Водные растворы» и  др.) или трудоемкостью («Круговорот воды в природе», «Расширение воды при  нагревании и сжатие при охлаждении», «Обнаружение в почве минеральных  солей» и пр.); показать школьникам скрытые процессы и явления (питание и дыхание растений, движение крови в организме, влияние курения на внутренние органы и др.); продемонстрировать очень медленно или очень быстро протекающие процессы  или явления (замерзание водоемов, образование плодов и семян и др.); познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк, клетка и пр.); организовать тестовую проверку; провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.) Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности  преподавания географии и естествознания, организации и проведения  внеклассных мероприятий природоведческого характера, а также способствует  росту профессионализма и самообразованию учителей. Личностно­ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов.   «Личностно­ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт  каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием  образования».      Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий,  идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания,  самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его  неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения  помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и  открывать себя как носителя активного преобразующего начала.      Основная задача личностно ­ ориентированного обучения, считает И. С.  Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом  имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности,  развиваться как личность.     Наиболее значимые принципы личностно­ ориентированного обучения  являются: ­ использование субъектного опыта ребенка; ­ предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач,  стимулирование к самостоятельному выбору; ­ реализация детского творчества; ­ информационная база урока ­ развивающая, роль педагога заключается в  создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.     На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как  организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник,  исследователь, учитель ­ эксперт, консультант.     Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет  профессионально оказать компетентную помощь школьникам в формировании  основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей.     На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо  обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия  учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация: ­ происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень  нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить); ­ используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной  успеваемостью     Личностно – ориентированный урок ­ это не только ориентация на усвоение  обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его  познавательной  и созидательной способности. Цель личностно  ориентированного урока – создание условий для познавательной активности  учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего  образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного  обучения.     При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом  познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном  случае выбор уровня).     Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать  более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого  развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и  интересов. ­ темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с  познавательными особенностями учащегося ­ происходит открытие действующих законов, закономерностей, способов  решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.      Очень важный компонент личностно­ориентированного обучения ­ развитие  мотивации учебной деятельности. Мне, например, дети часто говорят, что им  тогда всё понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что интерес это синоним  учебной мотивации. Как его сформировать?     В своей практике я использую дидактические игры, которые помогают мне в  формировании ряда умений и навыков, обеспечивающих включение детей в  познавательную учебную деятельность.     Организационный момент стараюсь проводить в нетрадиционной форме.  Помогают в этом девизы и высказывания. Необходимо обязательно побеседовать с детьми о том, как они понимают эти слова, какой вкладывают в них смысл.     При личностно­ориентированном подходе к обучению очень важен целевой  компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом,  чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. Не давать тему  урока в готовом виде, а подвести к ней через неожиданное открытие,  разгадывание кроссворда.     Следующий компонент ЛОО ­ использование наглядности на уроках.     Важным фактором активизации учебно­познавательной деятельности является поощрение. Именно положительные эмоции сопутствуют формированию  познавательных действий. Все поощрения классифицируются по средствам  выражения. Мимические и пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка  и ласковый взгляд учителя, пожатие руки. Словесные: «Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали» (В течение  урока учитель называет имена, наиболее активных детей). Материализованные: различные наклейки, медальки за активный труд на уроке  и т. п.; благодарность в дневнике, лучшая обложка на тетрадь, мини­открытки со  словами «Спасибо за труд, у тебя всё получится, будь внимателен, всё  получится». Деятельностные: познавательная игра («Найди закономерность и продолжи»,  «Расшифруй слово», « Раскрась») и более сложные задания. При личностно­ориентированном подходе к обучению очень важен отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых». Учителя должны работать под  девизом: “Нет сильных и слабых учеников. Есть ученики, заинтересованные в  работе и незаинтересованные”.       Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса  можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы формируются  разноуровневые, так как организую работу по принципу: сильный помогает  слабому. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания,  помогая слабому ученику, а слабый ученик не боится спросить у товарища.  Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса. При использовании на уроках дифференцированных заданий, карточки  раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Дети сами выбирают  свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. При этом мы решили, что  самые простые задания будут обозначены яркими цветами. А яркие цвета  снимают эмоциональное напряжение у слабых учеников. Таким образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание. Нельзя не упомянуть очень важной  составляющей личностно­ориентированного обучения – контролирующей и  оценочной деятельности ученика. Оценку деятельности обучающихся на уроке  надо проводить не только по конечному результату (правильно ­ не правильно),  но и по процессу его достижения. Для того, чтобы ребенок не замкнулся в себе,  не потерял интерес к поиску истины, общение строится таким образом, чтобы  дать ребенку понять, что в процессе совместного обсуждения, споров и  разногласий — всегда найдется правильное решение, что учитель готов  выслушать любое мнение ребёнка «правильное» или «неправильное», и  обязательно положительно оценить любую мыслительную деятельность своего  ученика. При проверке работ я не исправляю ошибки, а только отмечаю пример или  слово, в котором она была допущена. При таком подходе ученику необходимо  найти ошибку и, соответственно, исправить её. Это очень хорошо развивает  контролирующую деятельность самого школьника. Основы организации личностно­ориентированного урока.      Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую  очередь изменяет тип взаимодействия «учитель­ученик». От командного стиля  педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько  результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным  становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.       При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты – мне, я – тебе».  Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы, работая в парах или  группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами.  Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся  вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках  своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание  материала, продумывая варианты ответа. Плюс этой игры еще в том, что дети  чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем если такая же  работа происходит с участием учителя.     В практике своей работы я использую еще одну форму обучения, которая  привлекает школьников ­ это групповая работа. Групповая работа это  полноценная самостоятельная форма организации обучения школьников. По  мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, вовлекаю их в  работу группами. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный  материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью,  обсуждению возникшей догадки.     Групповые технологии (работа в парах и малых группах) использую обычно на  повторительно­обобщающих уроках. Продумываю состав групп, их количество.  В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав  групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру  выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может  включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и  навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.      Личностно­ориентированный подход к обучению и воспитанию приносит  удовлетворение и ученикам, и учителю, и родителям.     Использование современных педагогических технологий в специальной  коррекционной школе способствует совершенствованию всего учебно­ воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый уровень.

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе

Применение педагогических технологий на уроках биологии и географии в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018