ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Л.В. Кудрявцева
ГУ "Мичуринская средняя школа" отдела образования акимата Костанайского района
«Главная цель обучения и воспитания «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу.»»
К.Д. Ушинский.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.»
А. Дистервег – немецкий педагог.
«Ум – познаёт, приказывает. Мудрость – понимает, советует.»
Из афоризмов народного артиста Б.Ф. Андреева
I. Применение приёмов развития критического мышления на уроках физики
II. Условия появления
«Чтобы ученик усвоил материал, нужно чтобы материал приобрёл для него личностную значимость, т.е. чтобы ему это было интересно и нужно.» Эту фразу я услышала будучи студенткой на занятиях по психологии, тогда я задумалась над этим, и уже работая в школе, применяя различные подходы к обучению и методы, я познакомилась с технологией развития критического мышления, о которой так много сейчас говорят. Эта технология как раз направлена на личностно ориентированное обучение.
III. Актуальность
В последнее время в образовательных учебных программах сделан акцент на развитие мышления учеников, в них определённое место занимают методологические знания, позволяющие ученику самостоятельно открывать и изучать неизвестные ему объекты, явления, свойства, закономерности. Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала. Технология развития критического мышления является такой программой.
IV. Противоречия педагогической деятельности, на разрешение которых направлен опыт.
Описание опыта может быть использовано как начинающими педагогами, так и в практике. Подходы к разрешению основного противоречия могут быть использованы другими учителями – предметниками. С одной стороны уроки, проведённые по этой технологии дают пищу для размышления и творчества учителя, с другой стороны одна из трудностей данной технологии является определение места учителя на уроке. Для разрешения данного противоречия указываю:
1) учитель участвует в работе как группа, это облегчает разрешение трудных вопросов, а также предотвращает неправильное решение вопроса в слабом классе.
2) создание положительной мотивации, настроя на восприятие новой информации.
3) обеспечение учителем поля деятельности учащихся для самостоятельного постижения знаний.
4) использование дополнительных источников информации для расширения кругозора и активизации познавательной деятельности учащихся.
V. Условия разрешения (факторы успешности).
Для развития учеников необходимо предусмотреть каждому ситуацию успеха; это значит, что нужно предлагать такие задачи и задания, с которыми ребёнок наверняка справится и почувствует себя победителем, покорителем трудной вершины. Технология развития критического мышления предусматривает самостоятельное добывание знаний. Успех обучения заключается в том, чтобы удержать заинтересованность учащихся на протяжении всего урока. Каждый человек, который многое умеет, чувствует себя уверенно в житейском море и легко приспосабливается к новым условиям, ощущает свою мудрость: ибо замечено, что мудр не только тот, кто многое знает, но и тот, кто многое умеет, испытывает гордость от того, что ему почти все под силу, а это помогает осознать себя как значимое существо, увидеть могущество своего «Я». Возможность свободного высказывания собственного мнения; рассмотрение любых точек зрения; состязательность в работе микрогрупп; осознание жизненного и профессионального значения обсуждаемой информации.
Чтобы улучшить успехи в учении и сделать изучение предмета более интересным нужно:
ü научить решать задачи;
ü самостоятельно работать с учебником;
ü давать возможность высказывать своё суждение и не бояться быть высмеянным;
ü обучать самоконтролю, приведению знаний в систему (путём классификаций, составления таблиц);
ü самостоятельно делать обобщения.
VI. Теоретическая основа (база) опыта.
Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе.
Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств среди которых психолог Д. Халперн выделяет:
1. Готовность к планированию. (мысли часто возникают хаотично, важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.)
2. Гибкость. (готовность воспринимать идеи других, это позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.)
3. Настойчивость. Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем её решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьётся гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание. Это важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другим людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Известный американский психолог К. Роджерс сказал о том, что ни какие усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребёнком. Учитель должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы. Технология развития критического мышления – один из способов превратить учение в личностно ориентированное. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации, и , используя приёмы технологии превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.
Критическое мышление – естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить.
Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии состоит из трёх этапов:
Технологические этапы |
||
I стадия |
II стадия |
III стадия |
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. |
Осмысление содержания:
- получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. |
Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. |
Функции трёх стадий технологии развития критического мышления.
Стадия
|
Функция |
Вызов
|
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
|
Осмысление содержания
|
Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).
|
Рефлексия
|
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
|
Технология развития критического мышления – стадии и методические приёмы. (технологический алгоритм урока)
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приёмы и методы |
|||
Вызов
|
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Необходимые для педагога условия, которые будут способствовать развитию у школьников критического мышления. 1. Важно предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления. 2. Необходимо давать учащимся возможность размышлять. 3. Важно принимать различные мнения и идеи. 4. Целесообразно способствовать активности учащихся в учебном процессе. 5. Необходимо убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. 6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения. Необходимо ценить проявления критического мышления. |
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы.
Учащиеся при этом должны: 1. Развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей; 2. активно участвовать в учебном процессе; 3. с уважением выслушивать различные мнения; 4. быть готовыми как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них. |
Составление списка известной информации: рассказ -предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая), кластеры таблицы; Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. |
|||
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально в парах или группах. |
||||||
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приёмы и методы |
|||
Осмысление содержания |
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от «старого» знания к «новому» Необходимые для педагога условия, которые будут способствовать развитию у школьников критического мышления. 1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении; 2. отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если ребята работают с текстом. 3. предлагает для организации работы с текстом различные приёмы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. |
Ученик читает, (слушает) текст, исползуя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмымления новой информации. Учащиеся при этом: 1. Осуществляют контакт с новой информацией; 2. пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; 3. акцентируют своё внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения; 4. обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; 5. стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему; 6. готовятся к анализу и обсуждению услышанного или про читанного. |
Методы активного чтения; маркировка с использованием значков «V», «+», « - «, «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части вопросы. |
|||
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально или в парах. |
||||||
Рефлексия – обращённое назад размышление, в ней задействован анализ, размышление, критическая оценка. Рефлексивное мышление означает фокусирование внимания, тщательное взвешивание, оценку и выбор. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения.
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приёмы и методы |
Рефлексия
|
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. |
Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. |
Заполнение кластеров, таблиц. установление причинно-следственных связей между блоками информации. возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах |
Механизм развития знаний учащихся в режиме технологии развития критического мышления. (разработано С. И. Заир-Беком)
Критерии технологичности деятельности учителя |
Конкретизация критериев в технологии «Критическое мышление» |
|
Диагностично заданная цель, т.е. корректно измеримые понятия, операции, виды деятельности, освоенные учащимися как ожидаемый результат. Способы его диагностики. |
Среди целей – творческое переосмысление уже известной информации и критическое восприятие новой. Один из способов диагностики – проверка умения учащихся переформулировать получаемую информацию, разбивать её на блоки, оформлять в виде таблиц. |
|
Представление изучаемого материала в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения. |
Переструктурирование материала в виде определённых блоков, схем, таблиц, каждая из которых включает в себя познавательную задачу, разные типы ориентировки (ключевые слова, смысловые цепочки и т.д.) способы её решения и собственно решение. |
|
Достаточно жёсткая логика этапов усвоения материала – деятельность учащихся должна быть выстроена из последовательности шагов, основанной на внутренней логике и ведущей к результату. |
Последовательность действий учащихся: 1. постановка проблемы; 2. оценка уровня и полноты собственных знаний для её разрешения; 3. выбор способа добывания необходимой информации, её объёма и глубины. 4. самостоятельная работа по изучению проблемы; 5. формулировка собственных выводов; 6. обсуждение результатов работы в микрогруппах и общее; 7. подведение итогов обсуждения; 8. оценка собственной позиции и личного отношения к теме. |
|
Адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой -на каждом отрезке урока.
|
Работа в микрогруппах на этапе «Вызов»; коллективное обсуждение сделанных выводов; самостоятельная работа с неизвестным учебным текстом и его маркировка («уже знаю», «новое», «непонятно», «интересно!»); составление кластеров (смысловых блоков) в процессе обсуждения темы и формулировка синквейнов при подведении итогов урока.
|
|
Проектирование способа взаимодействия учащихся с содержанием учебного материала и совокупности рефлексивно-регулировочных действий ученика.
|
Оценка изучаемых явлений, объектов и их моделей; определение собственной позиции в отношении изучаемого материала - составление синквейна; выявление собственных проблем, связанных с дефицитом определенного опыта, знаний, навыков - маркировка текста, выбор уровня сложности предъявляемой учителем информации, заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать -узнал».
|
|
Личностно-мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика.
|
Возможность свободного высказывания собственного мнения; рассмотрение любых точек зрения; состязательность в работе микрогрупп; осознание жизненного и профессионального значения обсуждаемой информации.
|
VII. Приёмы и стратегии.
Кластеры.
Кластер – «гроздь», выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. «Грозди» - графический приём систематизации материала. наши мысли уже не громоздятся, гроздятся, то есть располагаются в определённом порядке. Кластер –смысловой блок на основе ключевых слов.
Например: тема урока «Высота и тембр звука. Распространение звука.» ситуация вызова происходит таким образом: задаю вопрос «каким может быть звук?» (ребята предлагают: высоким, низким, тихим, громким и тд), следующий вопрос по ключевым словам (заготовка кластера на доске): Как вы думаете от чего зависит громкость, частота звука? (всё, что говорят фиксирую на доске, если уверены в своём предположении ставим «+», если нет, то «- «, если не понятно, то «?») таким образом формируются цели урока. Затем учащиеся читают тексты параграфов, поделившись на группы или парами, после чего обсуждают между собой, затем коллективно. После обсуждения заполняем кластер. Конечный продукт урока вот такая схема.
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами например:
А) -ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем на стадии осмысления содержания искать подтверждение своим предложениям.
Пример 1:
Урок по физике в 9 классе с применением приёмов технологии «Критического мышления»
Тема: «Источники звука. Звуковые колебания».
Изучение нового.
(стадия вызова):
этап |
Действия учителя |
Действия учеников |
вызов |
Что же такое звук? Что вы знаете о звуке? Что хотите узнать? |
Заполнение таблицы |
знаю |
Хочу узнать |
узнал |
|
Можно в виде вопросов |
|
Ключевые слова урока: источники звука; камертон; звуковая волна; звук; слышимый звук; неслышимый звук;.
(Ключевые слова и таблица записаны на доске; обсуждение и заполнение таблицы).
- Оцените ещё раз что знаете и что хотите узнать.
(стадия рефлексии):
|
Заполните таблицу. Что вы узнали о:
источниках звука:
«Источники звука»
|
|
Камертоне: - Камертон – изогнутый металлический стержень на ножке, укреплённый на резонаторном ящике для усиления звука. Изобретён в начале XVIII века, для настройки музыкальных инструментов.
звуковой волне: Звуковые волны являются продольными, они образуются при деформациях сжатия-растяжения в любых средах: жидкость, твердое тело, газ. Звук не распространяется в вакууме!
Звуке: Звук – это колебания частиц вещества, которые сталкиваются с другими частицами и передают им энергию.
слышимом звуке: от 16 Гц до 20 000 Гц, - это слышимый звук.
неслышимом звуке:. Это инфразвук (частота колебаний меньше 16 Гц) и ультразвук (частота больше 20 000 Гц). (открыть схему «Звук»)
А теперь составим синквейны.
Синквейн учителя:
«Звук
красивый, мелодичный
колеблется, звучит, распространяется
из массы материала получила урок
песня».
Пример 2:
Урок по физике в 7 классе.
Тема: «Сообщающиеся сосуды и их применение»:
(стадия вызова):
«Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду? — думал он перед испытанием своего усовершенствования, а как думаете вы?» (рисунок лодки на альбомном листе приколоть на доску).
(Класс выслушивает мнения ребят.)
- Чтобы дать точный ответ на эти вопросы, нам придется вспомнить кое-что из изученного по физике и узнать нечто новое.
Фронтальный опрос.
Вопросы: |
Ответы: |
-« Как-то Слонёнок, Мартышка, Попугай и Удав, выдували мыльные пузыри. Пузыри получались шарообразными. Мартышка долго возилась и сделала себе трубочку с квадратной дырочкой. Но пузырь не получился кубиком! Почему? И почему эти пузыри поднимались вверх?» |
По закону Паскаля: Давление, производимое на жидкость или газ передаётся в каждую точку среды без изменения. Потому что внутри них воздух теплее окружающего |
-По какой формуле можно найти давление? (эту и другие формулы записываем на доске.) |
Р= F/S p = ρgh |
-По какой формуле рассчитывают силу давления? |
F=РS F=mg |
-А как определить давление жидкости на любой глубине в ней? |
P = ρgh (Формулы записывать на доске) |
-От чего же зависит давление в жидкости или газе? |
От плотности жидкости или газа, от высоты столба жидкости или газа. |
(слушаем ответы.)
- Запомним эту информацию, она нам сегодня пригодится.
(стадия рефлексии):
Вопрос: вновь рассмотрите рисунок с лодкой. Что вы ответите рыбаку? (Отсек в лодке и русло реки представляют собой сообщающиеся сосуды. Вода, вливающаяся в отсек, не дойдет до края борта, а будет находиться на таком же уровне, как и в реке. Лодку не зальет, и она будет плавать.
Вопрос. Горизонтальна ли поверхность воды в реке? А в озере? (В реке — нет: она наклоняется в сторону течения реки; в озере — да.)
Вопрос Перед вами два кофейника одинаковой ширины, но один высокий, другой низкий (рис. 6). Какой из них вместительнее?
(Емкость кофейника и носик — сообщающиеся сосуды. Так как отверстия носиков расположены на одной высоте, то низкий кофейник оказывается столь же вместительным, как и высокий; жидкость в них входит только до уровня носика.)
Б) - верные и неверные утверждения.
Пример:
(вариант 1) :
Тема урока «Источники звука. Звуковые колебания»
Стадия вызова Маркировка «+», «-«, «?»; Верите ли вы, что:
- звук- это поперечная волна?
-звук-это продольная волна?
- всякое колеблющееся тело звучит?
-источники звука колеблются с той же частотой, что и звуковая волна в передающей среде?
- всякое звучащее тело колеблется? И т.д.
Вопросы подбираются т.о., чтобы учащиеся могли сформулировать цели.
Стадия осмысления: выдаются тексты или текст параграфа, демонстрационные или фронтальные эксперименты, речь учителя. После коллективного обсуждения - заполнение сравнительной таблицы:
(все остальные выводы можно записать в виде предложений.)
Слышимый звук |
Линия сравнения |
Неслышимый звук |
|
Частота
|
|
|
Вредное действие
|
|
|
Полезное действие
|
|
|
Источники И т.д. |
|
Стадия рефлексии: вернуться к вопросам, оценить свои догадки и предположения , сделать выводы.
Инсерт.
Исерт – маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).
«V»,- уже знал
«+»,- новое
« - «, - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы.
Некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме:
- делайте пометки на полях:
два значка «V»,- уже знал, «+»,- новое
три значка «V»,- уже знал, «+»,- новое, «?» - не понял, есть вопросы.
четыре значка «V»,- уже знал,«+»,- новое,« - «, - думал иначе,«?» - не понял, есть вопросы.
- Прочитав один раз вернитесь к своим первоначальным прогнозам.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Художественные формы письменной рефлексии.
Синквейны.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний. Это французское стихотворение , состоящее из пяти строк.
Синквейн быстрый , но мощный инструмент для рефлексии, так как он даёт возможность резюмировать информацию , излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что не просто. Интересно использование синквейнов в качестве средства творческого самовыражения.
Составление синквейна:
1-я строка одно существительное – ключевое слово темы.
2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову.
3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.
4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.
5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
Одна из форм обобщённого плана урока по развитию критического мышления.
знаю |
Хочу узнать |
узнал |
|
|
|
Источники информации |
Речь учителя, текст, дем. эксперимент, таблицы, схемы , видео материал и т.д. |
Ключевые слова урока:
ü ….
ü ….
ü …
Ход урока:
этап |
учитель |
учащиеся |
|
вызов |
Диагностика имеющихся знаний |
Что вы знаете по теме, по ключевым словам, что хотите узнать? (оформляет записи на доске) |
Оформляют записи в тетради |
Мозговая атака |
Работа в парах, группах. |
Обсуждение в парах, группах. |
|
Коллективная актуализация знаний |
Взаимный обмен мнениями в группах, отработка каждого ключевого момента. |
Обсуждение в группах: по очереди предлагают свои идеи по каждому вопросу. |
|
Наблюдение за демонстрацией экспериментов |
Проведение экспериментов. |
Наблюдение экспериментов, чтение текстов. |
|
осмысление |
Обсуждение результатов экспериментов |
Какие из имевшихся знаний оказались верными, на какие вопросы нашли ответы, наблюдая эксперимент, читая текст. Какую дополнительную информацию получили из текста? |
Коллективное обсуждение. |
рефлексия |
Возврат к ключевым словам, повторение действий заново. |
Итоги обсуждения, обращение к ключевым словам. Предложение проверить , не осталось ли вопросов. |
Активное участие в обсуждении. Формулировка проблемных вопросов на следующее занятие. |
Итог: составление синквейнов или другое:(таблицы, схемы)
VII. Возможности и условия применения опыта:
Данный опыт может быть использован в более старших классах: 9-11, т.к. в этом возрасте они уже могут подготовиться к критическому восприятию новой информации, проанализировав и оценив то, что уже знают. Некоторые элементы этого опыта можно включать и 7-8 классах, например ситуация вызова: путём шуточной задачи или серии вопросов, позволяющих задуматься и настроиться на восприятие нового материала, путём наглядной схемы или рисунка. Поэтому, чтобы добиться успеха в старшем звене, надо уже в среднем учить работать с текстом, выделять главное, анализировать, классифицировать и т.д. Ещё одна возможность этого опыта состоит в том, что мотивация, созданная на этапе вызова должна поддерживаться на протяжении всех этапов, т.к. мотивы – это то, что побуждает и направляет деятельность человека.
IX. Перспектива развития:
Разработка уроков-диспутов, исследований, конференций, проблем, углубления знаний, наблюдений, пресс-конференций, изучения нового материала, повторения, где можно привести в систему полученные знания, оформив их в виде различных таблиц или кластеров, показывающих общность, различие и другие взаимосвязи понятий темы.
Литература: С. И. Заир-Бек «Развитие критического мышления на уроках»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.