Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русская литература +1
6 кл—11 кл
20.05.2018
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
rubcov_zvezda_poley.pptx

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «СШ «Земля родная» ЯНАО г. Новый Уренгой Тихая моя родина…  Тема родины в стихотворениях Николая Рубцова                                                                                                                                   Подготовила : Боркивец Любовь Сергеевна                                                                            Учитель русского языка и литературы                                                                             Первой квалификационной категории     Новый Уренгой 2018

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Мать России целой — деревушка, Может быть, вот этот уголок… Н.Рубцов

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Какое стихотворение Н. Рубцова мы  определили как автобиографическое?  Почему?  …Я лучше помню ивы над  рекою и запоздалый в поле  огонёк…            До слёз теперь любимые  места!                 «Детство» Вологодская «малая родина» и Русский  Север дали ему главную тему будущего  творчества — «старинную русскую  самобытность». Эта земля стала центром  его жизни, «землёй… священной», где он  чувствовал себя «и живым, и смертным» Тотьма. Река Сухона

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
• “Здесь для души моей родина!”, “здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится”. • “Тихая моя В его прищуре открывалась мне Печаль по бесконечному  раздолью, По безнадежно брошенной земле, Ну, словом, всё, Что можно звать  любовью.                                                                                   родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Утверждают, что глаза – зеркало души. Что же за любовь­ печаль разглядел в прищуре глаз Н.Рубцова С. Куняев? О чём  Никольский детский дом так печалится поэт? Александра Михайловна Михаил Андриянович Родители Н.Рубцова  Н.Рубцов считался одним из  лучших.  Третий класс Коля  закончил с похвальной грамотой.  Тогда же он написал и свое  первое стихотворение.

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Прослушаем запись стихотворения Н.Рубцова  «Тихая моя родина» 1.О чём же мы будем говорить на уроке? 2. Какая тема, важная с детства ,звучит в  стихотворениях поэта? 3.Какой рефрен  повторяется  многократно  в стихотворении «Тихая моя родина»?

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Классная работа  Тема: Тихая моя • Тема тихой родины в                       родина стихотворениях Н.М.Рубцова. Анализ стихотворения   Н.М.Рубцова «Тихая моя родина»

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Цели: • Осмыслить понятие «тихая лирика» на  примере стихотворения Н.Рубцова «Тихая  моя родина»; • Развивать умение анализировать  поэтический текст; • Воспитывать чувство любви к родине,  культуру выражения чувств.

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
«Родина»  Однокоренные  слова  • Род, родители, родной,  рождение, рождаемость,  прародина, безродный,  родич, родоначальник,  родословная, родинка.  Благородный, родник,  роднить, родовитый,  родство, родовой,  родственники, родился,  родители, родня…

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Родина в вашей картине мира –  Уголок  природы Речка,  рыбалка Сомнения, выбор  Первые  победы и  неудачи Бабушка,  дедушка Моя  родина игры Друг  детства Родители  мама, отец Первая  любовь Любовь к  ближним Школьные  друзья учителя школа

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Задание.  Найдите  и  подчеркните  ключевые  слова­компоненты  слова  «родина»  в  тексте  стихотворения «Тихая моя родина» Н.Рубцова • Из чего складывается компонент родина у  поэта  Рубцова?                                  1­2 строфа – 1гр.,                                   3­4 строфа – 2гр.,                                   5­6 строфа – 4гр.,                                 5 гр. – общий вывод • Почему этот ряд слов в картине мира  «родина » похож на ваш?

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Концепт ­родина • Концепт – это ключевое понятие для понимания нашей культуры, то есть русской культуры, русского менталитета (склада ума русского народа).Концепты «мать», «любовь», «дом», «дружба», «родина» и другие складываются у нас в единую картину, и то, как мы представляем их, говорит о нас как о русских людях. Родина, действительно, ключевое понятие

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Какие изобразительно­выразительные средства использует  Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»? (3мин.) • 1.Анафора­ • 2.Эпитеты­ • 3.Вопросительные предложения­ • 4.Рефрен­ • 5.Аллитерация­ • 6.Сравнение­ • 7.Лексический повтор­ • 8.Метафора­ • 9.Инверсия­ • 10.Цветопись­ • 11. Олицетворение­

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
• Анафора­« тихо ответили…, тихо проехали..» • Эпитеты­ «тихая моя родина, тихо ответили; жгучая, смертная  связь» • Вопросительные предложения­ «Где тут погост, Вы не видели?» • Рефрен; Олицетворение ­  «тихая моя родина»   • Аллитерация­ «сено гребут в сеновал, рч, зг, р, т, ц, пр и др.» • Сравнение­ «словно ворона  веселая сяду опять на забор!» • Лексический повтор­ «речка за мною туманная будет бежать и  бежать» • Метафора­ « с громом готовым упасть… » • Инверсия­ «речка за мою туманная…», «школа моя деревянная»; • Цветопись­ «не использует ярких, сочных красок, громких слов  при  описании родины.  Лишь трава  яркая, из цветов в  стихотворении – только зеленый простор, опять же травы. За правильный ответ по 1баллу: «5» ­11­ 10б., «4»­ 9­7б., «3»­ 6­ 5б.;

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Тихая моя родина • Тихая моя родина! • Ивы, река, соловьи... • Мать моя здесь похоронена • В детские годы мои. • Тина теперь и болотина • Там, где купаться любил... • Тихая моя родина, • Я ничего не забыл. • - Где тут погост? Вы не видели? • Сам я найти не могу.- • Тихо ответили жители: • - Это на том берегу. • Тихо ответили жители, • Тихо проехал обоз. • Купол церковной обители • Яркой травою зарос. • Там, где я плавал за рыбами, • Сено гребут в сеновал: • Между речными изгибами • Вырыли люди канал. • Новый забор перед • Тот же зеленый школою, простор. • Словно ворона веселая, • Сяду опять на забор! • Школа моя деревянная!.. • Время придет уезжать - • Речка за мною туманная • Будет бежать и бежать. • С каждой избою и

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Словарная работа Погост – 1. Сельское клад бище. 2. Сельская церко вь с кладбищем.

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Словарная работа Обитель– 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище.

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Прочитайте отрывок  и ответьте на вопрос: «Что объединяет  стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» и отрывок   Василия Ивановича Белова «На родине»»? (2мин.)   «И вот опять родные места встретили меня  сдержанным шепотом ольшаника. Забелела  чешуей драночных крыш старая моя деревня,  вот и дом с потрескавшимися углами….            Из этой сосновой крепости, из этих  удивительных ворот уходил я когда­то в  большой и грозный мир, наивно поклявшись  никогда не возвращаться, но чем дальше и  быстрей уходил, тем яростней тянуло меня  обратно…           Тихая моя родина, ты все так же не даешь  мне стареть и врачуешь душу своей зеленой  тишиной! Но будет ли предел тишине!... Василий Иванович Белов  (1932­2012)    Отрывок  из рассказа В.Белова «На родине»

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Монологическое высказывание по теме ( подготовка 1мин.) • В стихотворении …(автор, название) говорится о… • Поэт хочет запечатлеть словами картины…. • В строках… мы словно слышим звуки… Стихотворение пронизано … настроением. • Настроение меняется на протяжении стихотворения: от… к… • Автор даёт нам возможность прочувствовать… • Используя ИВС… поэт создаёт образы… • Лирический герой этого стихотворения переживает определённые чувства …в первой строфе… в последней строфе…. • Н.Рубцов сумел….

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Физкультминутка

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Мать России целой — деревушка,  Может быть, вот этот уголок...  Н.Рубцов   • «Левитан» Н.Рубцов • (По мотивам картины  «Вечерний звон») • В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! • Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн,­ Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон. • И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси… Исаак Левитан (1860—1900) концепт «родина»  запечатлел красками  в картине «Вечерний звон» ( 1892)

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
• И вот • Я снова возвращаюсь • С пляжного лета • На тундровый простор. • Как долго здесь я не был! • Я полной грудью, • Как жаждущий, вдыхаю • Широкоглазую синеву. • И вновь мне дышится легко! Юрий Кылевич Вэлла • В глаза мои со всех сторон • Испытующе глядит • Доверчивое небо. • И чувствую, • Оно меня спросить желает: • — Не стал ли и ты • Серым • Средь серых людей? • Вернулся ли прежним — • Белым?..

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Так что же такое тихая лирика?

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Тихая лирика – это лирика, выражающая любовь к малой родине.

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Тихая моя родина…

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Много ли, мало ли суждено прожить нам  на земле  Крайнего Севера, но эта земля родная!

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Подведение итогов 1.С помощью каких чувств лирический герой выражает  свою любовь к родине? 2. Что общего вы заметили в стихотворениях поэтов? 3.Какие чувства вызвали у вас стихотворения Рубцова? 4.Что, на ваш взгляд, показалось трудным? Что удалось? 5. Достигнута ли цель занятия? 6.Чему вы научились?  7.Понравилось ли вам на уроке?  ( «ДА» знак плодотворной работы­ «ладошки в замке»;  «НЕ знаю» руки остаются на столе) 8. Какое настроение у вас сейчас?(«Позитивное»­ ладошки с  раздвинутыми пальчиками «пять», «не очень» руки на столе).

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Домашнее задание. • 1 Самостоятельно проанализировать стихотворение Николая Рубцова «В горнице моей светло» • 2. Выполните ЛСМ с концептом « тихая родина» по лирике Н.Рубцова. Отметьте средства выразительности и сделайте вывод • 3.Составить синквейн по теме урока или сочините стихотворение «Моя тихая родина»

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Рефлексия Благодарим Николая Рубцова • за то, что обратил внимание на ... • за то, что затронул … • за то, что помог …

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
В горнице моей светло…

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
СПАСИБО ЗА УРОК!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2018