Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СШ «Земля родная» ЯНАО г. Новый Уренгой
Тихая моя родина…
Тема родины в стихотворениях Николая Рубцова
Подготовила : Боркивец Любовь Сергеевна
Учитель русского языка и литературы
Первой квалификационной категории
Новый Уренгой
2018
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Мать России целой — деревушка,
Может быть, вот этот уголок… Н.Рубцов
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Какое стихотворение Н. Рубцова мы
определили как автобиографическое?
Почему?
…Я лучше помню ивы над
рекою и запоздалый в поле
огонёк…
До слёз теперь любимые
места! «Детство»
Вологодская «малая родина» и Русский
Север дали ему главную тему будущего
творчества — «старинную русскую
самобытность». Эта земля стала центром
его жизни, «землёй… священной», где он
чувствовал себя «и живым, и смертным»
Тотьма. Река Сухона
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
• “Здесь для
души моей
родина!”,
“здесь мне
легче дышится,
легче пишется,
легче ходится”.
• “Тихая моя
В его прищуре открывалась мне
Печаль по бесконечному
раздолью,
По безнадежно брошенной земле,
Ну, словом, всё,
Что можно звать
любовью.
родина, ты все
так же не
даешь мне
стареть и
врачуешь душу
своей зеленой
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Утверждают, что глаза – зеркало души. Что же за любовь
печаль разглядел в прищуре глаз Н.Рубцова С. Куняев? О чём
Никольский детский дом
так печалится поэт?
Александра Михайловна
Михаил Андриянович
Родители Н.Рубцова
Н.Рубцов считался одним из
лучших. Третий класс Коля
закончил с похвальной грамотой.
Тогда же он написал и свое
первое стихотворение.
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Прослушаем запись стихотворения Н.Рубцова
«Тихая моя родина»
1.О чём же мы будем говорить на уроке?
2. Какая тема, важная с детства ,звучит в
стихотворениях поэта?
3.Какой рефрен повторяется многократно
в стихотворении «Тихая моя родина»?
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Классная работа
Тема: Тихая моя
• Тема тихой родины в
родина
стихотворениях Н.М.Рубцова.
Анализ стихотворения
Н.М.Рубцова
«Тихая моя родина»
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Цели:
• Осмыслить понятие «тихая лирика» на
примере стихотворения Н.Рубцова «Тихая
моя родина»;
• Развивать умение анализировать
поэтический текст;
• Воспитывать чувство любви к родине,
культуру выражения чувств.
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Родина в вашей картине мира –
Уголок
природы
Речка,
рыбалка
Сомнения,
выбор
Первые
победы и
неудачи
Бабушка,
дедушка
Моя
родина
игры
Друг
детства
Родители
мама, отец
Первая
любовь
Любовь к
ближним
Школьные
друзья
учителя
школа
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Задание. Найдите и подчеркните ключевые
словакомпоненты слова «родина» в тексте
стихотворения «Тихая моя родина» Н.Рубцова
• Из чего складывается компонент родина у
поэта Рубцова?
12 строфа – 1гр.,
34 строфа – 2гр.,
56 строфа – 4гр.,
5 гр. – общий вывод
• Почему этот ряд слов в картине мира
«родина » похож на ваш?
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Концепт родина
• Концепт – это ключевое понятие
для понимания нашей культуры,
то есть русской культуры,
русского менталитета (склада ума
русского народа).Концепты
«мать», «любовь», «дом»,
«дружба», «родина» и другие
складываются у нас в единую
картину, и то, как мы
представляем их, говорит о нас
как о русских людях. Родина,
действительно, ключевое понятие
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
• Анафора« тихо ответили…, тихо проехали..»
• Эпитеты «тихая моя родина, тихо ответили; жгучая, смертная
связь»
• Вопросительные предложения «Где тут погост, Вы не видели?»
• Рефрен; Олицетворение «тихая моя родина»
• Аллитерация «сено гребут в сеновал, рч, зг, р, т, ц, пр и др.»
• Сравнение «словно ворона веселая сяду опять на забор!»
• Лексический повтор «речка за мною туманная будет бежать и
бежать»
• Метафора « с громом готовым упасть… »
• Инверсия «речка за мою туманная…», «школа моя деревянная»;
• Цветопись «не использует ярких, сочных красок, громких слов
при описании родины. Лишь трава яркая, из цветов в
стихотворении – только зеленый простор, опять же травы.
За правильный ответ по 1баллу: «5» 11 10б., «4» 97б., «3» 6
5б.;
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Тихая моя родина
• Тихая моя родина!
• Ивы, река, соловьи...
• Мать моя здесь
похоронена
• В детские годы мои.
• Тина теперь и болотина
• Там, где купаться
любил...
• Тихая моя родина,
• Я ничего не забыл.
•
- Где тут погост? Вы не
видели?
• Сам я найти не могу.-
• Тихо ответили жители:
•
- Это на том берегу.
• Тихо ответили жители,
• Тихо проехал обоз.
• Купол церковной обители
• Яркой травою зарос.
• Там, где я плавал за
рыбами,
• Сено гребут в сеновал:
• Между речными
изгибами
• Вырыли люди канал.
• Новый забор перед
• Тот же зеленый
школою,
простор.
• Словно ворона веселая,
• Сяду опять на забор!
• Школа моя
деревянная!..
• Время придет уезжать
-
• Речка за мною
туманная
• Будет бежать и
бежать.
• С каждой избою и
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Словарная работа
Погост –
1.
Сельское клад
бище.
2.
Сельская церко
вь с
кладбищем.
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Словарная работа
Обитель–
1. То же, что
монастырь.
2. Место, где
кто-то
живёт,
жилище.
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: «Что объединяет
стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» и отрывок
Василия Ивановича Белова «На родине»»? (2мин.)
«И вот опять родные места встретили меня
сдержанным шепотом ольшаника. Забелела
чешуей драночных крыш старая моя деревня,
вот и дом с потрескавшимися углами….
Из этой сосновой крепости, из этих
удивительных ворот уходил я когдато в
большой и грозный мир, наивно поклявшись
никогда не возвращаться, но чем дальше и
быстрей уходил, тем яростней тянуло меня
обратно…
Тихая моя родина, ты все так же не даешь
мне стареть и врачуешь душу своей зеленой
тишиной! Но будет ли предел тишине!...
Василий Иванович Белов
(19322012)
Отрывок из рассказа В.Белова «На родине»
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Монологическое высказывание по теме ( подготовка 1мин.)
• В стихотворении …(автор, название)
говорится о…
• Поэт хочет запечатлеть словами картины….
• В строках… мы словно слышим звуки…
Стихотворение пронизано … настроением.
• Настроение меняется на протяжении
стихотворения: от… к…
• Автор даёт нам возможность
прочувствовать…
• Используя ИВС… поэт создаёт образы…
• Лирический герой этого стихотворения
переживает определённые чувства …в
первой строфе… в последней строфе….
• Н.Рубцов сумел….
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Физкультминутка
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Мать России целой — деревушка,
Может быть, вот этот уголок... Н.Рубцов
• «Левитан» Н.Рубцов
• (По мотивам картины
«Вечерний звон»)
• В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
• Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
• И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Исаак Левитан (1860—1900) концепт «родина» запечатлел красками
в картине «Вечерний звон» ( 1892)
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
• И вот
• Я снова возвращаюсь
• С пляжного лета
• На тундровый
простор.
• Как долго здесь я не
был!
• Я полной грудью,
• Как жаждущий,
вдыхаю
• Широкоглазую
синеву.
• И вновь мне дышится
легко!
Юрий Кылевич Вэлла
• В глаза мои со всех
сторон
• Испытующе глядит
• Доверчивое небо.
• И чувствую,
• Оно меня спросить
желает:
• — Не стал ли и ты
• Серым
• Средь серых
людей?
• Вернулся ли
прежним —
• Белым?..
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Так что же такое тихая лирика?
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Тихая лирика – это лирика, выражающая любовь к малой родине.
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Тихая моя
родина…
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Много ли, мало ли суждено прожить нам
на земле
Крайнего Севера, но эта земля родная!
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Подведение итогов
1.С помощью каких чувств лирический герой выражает
свою любовь к родине?
2. Что общего вы заметили в стихотворениях поэтов?
3.Какие чувства вызвали у вас стихотворения Рубцова?
4.Что, на ваш взгляд, показалось трудным? Что удалось?
5. Достигнута ли цель занятия?
6.Чему вы научились?
7.Понравилось ли вам на уроке?
( «ДА» знак плодотворной работы «ладошки в замке»;
«НЕ знаю» руки остаются на столе)
8. Какое настроение у вас сейчас?(«Позитивное» ладошки с
раздвинутыми пальчиками «пять», «не очень» руки на столе).
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Домашнее задание.
• 1 Самостоятельно проанализировать
стихотворение Николая Рубцова «В
горнице моей светло»
• 2. Выполните ЛСМ с концептом «
тихая родина» по лирике Н.Рубцова.
Отметьте средства выразительности
и сделайте вывод
• 3.Составить синквейн по теме урока
или сочините стихотворение «Моя
тихая родина»
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
Рефлексия
Благодарим
Николая Рубцова
• за то, что обратил
внимание на ...
• за то, что затронул …
• за то, что помог …
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
В горнице моей светло…
Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы
СПАСИБО
ЗА
УРОК!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.