Применение Технологии проблемного обучения и Технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала rubcov_zvezda_poley.pptx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «СШ «Земля родная» ЯНАО г. Новый Уренгой Тихая моя родина…  Тема родины в стихотворениях Николая Рубцова                                                                                                                                   Подготовила : Боркивец Любовь Сергеевна                                                                            Учитель русского языка и литературы                                                                             Первой квалификационной категории     Новый Уренгой 2018
Мать России целой — деревушка, Может быть, вот этот уголок… Н.Рубцов
Какое стихотворение Н. Рубцова мы  определили как автобиографическое?  Почему?  …Я лучше помню ивы над  рекою и запоздалый в поле  огонёк…            До слёз теперь любимые  места!                 «Детство» Вологодская «малая родина» и Русский  Север дали ему главную тему будущего  творчества — «старинную русскую  самобытность». Эта земля стала центром  его жизни, «землёй… священной», где он  чувствовал себя «и живым, и смертным» Тотьма. Река Сухона
• “Здесь для души моей родина!”, “здесь мне легче дышится, легче пишется, легче ходится”. • “Тихая моя В его прищуре открывалась мне Печаль по бесконечному  раздолью, По безнадежно брошенной земле, Ну, словом, всё, Что можно звать  любовью.                                                                                   родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой
Утверждают, что глаза – зеркало души. Что же за любовь­ печаль разглядел в прищуре глаз Н.Рубцова С. Куняев? О чём  Никольский детский дом так печалится поэт? Александра Михайловна Михаил Андриянович Родители Н.Рубцова  Н.Рубцов считался одним из  лучших.  Третий класс Коля  закончил с похвальной грамотой.  Тогда же он написал и свое  первое стихотворение.
Прослушаем запись стихотворения Н.Рубцова  «Тихая моя родина» 1.О чём же мы будем говорить на уроке? 2. Какая тема, важная с детства ,звучит в  стихотворениях поэта? 3.Какой рефрен  повторяется  многократно  в стихотворении «Тихая моя родина»?
Классная работа  Тема: Тихая моя • Тема тихой родины в                       родина стихотворениях Н.М.Рубцова. Анализ стихотворения   Н.М.Рубцова «Тихая моя родина»
Цели: • Осмыслить понятие «тихая лирика» на  примере стихотворения Н.Рубцова «Тихая  моя родина»; • Развивать умение анализировать  поэтический текст; • Воспитывать чувство любви к родине,  культуру выражения чувств.
«Родина»  Однокоренные  слова  • Род, родители, родной,  рождение, рождаемость,  прародина, безродный,  родич, родоначальник,  родословная, родинка.  Благородный, родник,  роднить, родовитый,  родство, родовой,  родственники, родился,  родители, родня…
Родина в вашей картине мира –  Уголок  природы Речка,  рыбалка Сомнения, выбор  Первые  победы и  неудачи Бабушка,  дедушка Моя  родина игры Друг  детства Родители  мама, отец Первая  любовь Любовь к  ближним Школьные  друзья учителя школа
Задание.  Найдите  и  подчеркните  ключевые  слова­компоненты  слова  «родина»  в  тексте  стихотворения «Тихая моя родина» Н.Рубцова • Из чего складывается компонент родина у  поэта  Рубцова?                                  1­2 строфа – 1гр.,                                   3­4 строфа – 2гр.,                                   5­6 строфа – 4гр.,                                 5 гр. – общий вывод • Почему этот ряд слов в картине мира  «родина » похож на ваш?
Концепт ­родина • Концепт – это ключевое понятие для понимания нашей культуры, то есть русской культуры, русского менталитета (склада ума русского народа).Концепты «мать», «любовь», «дом», «дружба», «родина» и другие складываются у нас в единую картину, и то, как мы представляем их, говорит о нас как о русских людях. Родина, действительно, ключевое понятие
Какие изобразительно­выразительные средства использует  Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»? (3мин.) • 1.Анафора­ • 2.Эпитеты­ • 3.Вопросительные предложения­ • 4.Рефрен­ • 5.Аллитерация­ • 6.Сравнение­ • 7.Лексический повтор­ • 8.Метафора­ • 9.Инверсия­ • 10.Цветопись­ • 11. Олицетворение­
• Анафора­« тихо ответили…, тихо проехали..» • Эпитеты­ «тихая моя родина, тихо ответили; жгучая, смертная  связь» • Вопросительные предложения­ «Где тут погост, Вы не видели?» • Рефрен; Олицетворение ­  «тихая моя родина»   • Аллитерация­ «сено гребут в сеновал, рч, зг, р, т, ц, пр и др.» • Сравнение­ «словно ворона  веселая сяду опять на забор!» • Лексический повтор­ «речка за мною туманная будет бежать и  бежать» • Метафора­ « с громом готовым упасть… » • Инверсия­ «речка за мою туманная…», «школа моя деревянная»; • Цветопись­ «не использует ярких, сочных красок, громких слов  при  описании родины.  Лишь трава  яркая, из цветов в  стихотворении – только зеленый простор, опять же травы. За правильный ответ по 1баллу: «5» ­11­ 10б., «4»­ 9­7б., «3»­ 6­ 5б.;
Тихая моя родина • Тихая моя родина! • Ивы, река, соловьи... • Мать моя здесь похоронена • В детские годы мои. • Тина теперь и болотина • Там, где купаться любил... • Тихая моя родина, • Я ничего не забыл. • - Где тут погост? Вы не видели? • Сам я найти не могу.- • Тихо ответили жители: • - Это на том берегу. • Тихо ответили жители, • Тихо проехал обоз. • Купол церковной обители • Яркой травою зарос. • Там, где я плавал за рыбами, • Сено гребут в сеновал: • Между речными изгибами • Вырыли люди канал. • Новый забор перед • Тот же зеленый школою, простор. • Словно ворона веселая, • Сяду опять на забор! • Школа моя деревянная!.. • Время придет уезжать - • Речка за мною туманная • Будет бежать и бежать. • С каждой избою и
Словарная работа Погост – 1. Сельское клад бище. 2. Сельская церко вь с кладбищем.
Словарная работа Обитель– 1. То же, что монастырь. 2. Место, где кто-то живёт, жилище.
Прочитайте отрывок  и ответьте на вопрос: «Что объединяет  стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина» и отрывок   Василия Ивановича Белова «На родине»»? (2мин.)   «И вот опять родные места встретили меня  сдержанным шепотом ольшаника. Забелела  чешуей драночных крыш старая моя деревня,  вот и дом с потрескавшимися углами….            Из этой сосновой крепости, из этих  удивительных ворот уходил я когда­то в  большой и грозный мир, наивно поклявшись  никогда не возвращаться, но чем дальше и  быстрей уходил, тем яростней тянуло меня  обратно…           Тихая моя родина, ты все так же не даешь  мне стареть и врачуешь душу своей зеленой  тишиной! Но будет ли предел тишине!... Василий Иванович Белов  (1932­2012)    Отрывок  из рассказа В.Белова «На родине»
Монологическое высказывание по теме ( подготовка 1мин.) • В стихотворении …(автор, название) говорится о… • Поэт хочет запечатлеть словами картины…. • В строках… мы словно слышим звуки… Стихотворение пронизано … настроением. • Настроение меняется на протяжении стихотворения: от… к… • Автор даёт нам возможность прочувствовать… • Используя ИВС… поэт создаёт образы… • Лирический герой этого стихотворения переживает определённые чувства …в первой строфе… в последней строфе…. • Н.Рубцов сумел….
Физкультминутка
Мать России целой — деревушка,  Может быть, вот этот уголок...  Н.Рубцов   • «Левитан» Н.Рубцов • (По мотивам картины  «Вечерний звон») • В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! • Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн,­ Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон. • И колокольцем каждым в душу До новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси… Исаак Левитан (1860—1900) концепт «родина»  запечатлел красками  в картине «Вечерний звон» ( 1892)
• И вот • Я снова возвращаюсь • С пляжного лета • На тундровый простор. • Как долго здесь я не был! • Я полной грудью, • Как жаждущий, вдыхаю • Широкоглазую синеву. • И вновь мне дышится легко! Юрий Кылевич Вэлла • В глаза мои со всех сторон • Испытующе глядит • Доверчивое небо. • И чувствую, • Оно меня спросить желает: • — Не стал ли и ты • Серым • Средь серых людей? • Вернулся ли прежним — • Белым?..
Так что же такое тихая лирика?
Тихая лирика – это лирика, выражающая любовь к малой родине.
Тихая моя родина…
Много ли, мало ли суждено прожить нам  на земле  Крайнего Севера, но эта земля родная!
Подведение итогов 1.С помощью каких чувств лирический герой выражает  свою любовь к родине? 2. Что общего вы заметили в стихотворениях поэтов? 3.Какие чувства вызвали у вас стихотворения Рубцова? 4.Что, на ваш взгляд, показалось трудным? Что удалось? 5. Достигнута ли цель занятия? 6.Чему вы научились?  7.Понравилось ли вам на уроке?  ( «ДА» знак плодотворной работы­ «ладошки в замке»;  «НЕ знаю» руки остаются на столе) 8. Какое настроение у вас сейчас?(«Позитивное»­ ладошки с  раздвинутыми пальчиками «пять», «не очень» руки на столе).
Домашнее задание. • 1 Самостоятельно проанализировать стихотворение Николая Рубцова «В горнице моей светло» • 2. Выполните ЛСМ с концептом « тихая родина» по лирике Н.Рубцова. Отметьте средства выразительности и сделайте вывод • 3.Составить синквейн по теме урока или сочините стихотворение «Моя тихая родина»
Рефлексия Благодарим Николая Рубцова • за то, что обратил внимание на ... • за то, что затронул … • за то, что помог …
В горнице моей светло…
СПАСИБО ЗА УРОК!