Консультация для родителей
«Пример взрослых в воспитании детей»
Подготовила:
воспитатель Князева Л.В.
Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Кажется, нет в сегодняшней
педагогической науке проблемы более простой и понятной: чему научишь ребёнка,
то он и воспринимает; ребёнок не может расти и развиваться, не впитывая те
соки, те навыки, ту мораль, которую вкладываем в него мы, взрослые. Однако эта
тема вечная. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того,
каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели
собственной семьи. Воспитание ребенка в семье начинается прежде всего с
нравственно- культурной атмосферы его близких, с тех добрых (или, к сожалению
не добрых) отношений, которые существуют между членами семьи. Ребенок буквально
живет и дышит этой атмосферой. В спокойной, доброжелательной домашней атмосфере
вырастают обычно психически здоровые, спокойные дети. В свою очередь, чтобы
добиться постоянного вежливого и доброжелательного духа семьи, каждый папа и
каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать
мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя и за
своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки
или старшего брата. И в тоже время под надзором ленивой, несобранной,
неаккуратной неумехи - мамы едва вырастет аккуратная и трудолюбивая
рукодельница-дочь. Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое
отношение к труду, и к окружающим его людям ребенок лепит со взрослых. Дети
особенно наблюдательны, у них исключительная память при неосознанно-
интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых. Уже в 3-4 года
мальчики и девочки прекрасно замечают: всегда ли помогает папа снять пальто с
пришедшей домой бабушки, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату.
Ребенок видит как торопится по вечерам мама, стараясь приготовить ужин,
постирать, погладить... И как папа в это же время читает газету или
"болеет" перед телевизором... И десятки привычных нам и потому давным
- давно не замечаемых нами мелких домашних событий маленький ребенок
каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью. И
таким образом сам того не сознавая, воспитывается-учится на постоянных взрослых
примерах. Вольным или невольным воспитателем маленького ребенка являются все
взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако,
естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся
характер наиболее близкие ему люди- члены его семьи. И в этом случае огромное
счастье для ребенка, особенно для мальчика, когда один из таких близких,
любящих его людей - отец. О роли мамы в воспитании детей сказано много. И
столько же можно повторить, что ребенку для его здорового и нормального
развития совершенно необходимы материнская терпеливая ласка, нежность,
внимание, любовь. ....И все таки, говоря о воспитании смелости, мужества в
маленьком мальчике приоритетная роль отдается отцу. Очевидно, бесспорно и
подтверждено многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных
народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в "нежном
" возрасте самый близкий и понятный для них мужчина-отец. Быть папой -
дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как
это, к сожалению, случается не редко) перекладывать се проблемы воспитания
детей на женские плечи, обедняя таким образом и собственную свою душу, и душу
своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское( отцовское) дело, в
какой и женское(материнское). Потому, когда мы утверждаем , что всякое
воспитание прежде всего начинается с обязательного самовоспитания воспитателя,-
мы, конечно же утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем
более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте,
отец-идеал мужества. Именно папа своим поведением, добрым - внимательным
отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство
мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защищать, помогать
им. Поведение маленького сына - чаще всего зеркальное отражение отцовского
поведения...Вот почему папам необходимо быть честными, благородными и вежливыми
людьми. Они не имеют права забывать ( прежде всего перед своими детьми) того,
что они - сильная половина рода человеческого. Если мальчик видит достойное
поведение своего отца по отношению к женщине, помогает ей, активно участвует в
жизни семьи, то и сыновья рано начинают приобщаться к работе по дому, стараясь
как можно больше походить на отца. Очень полезно для мальчика, когда у него -
помимо общих, каждодневных дел и обязанностей есть общее с папой
"мужское" дело или увлечение. Каждое такое дело постепенно приучает
маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к
большому - взрослому миру людей. Влияние папы на дочь тоже достаточно велико. Умный,
серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки
образцом мужского поведения. И все таки роль матери в воспитании дочки
беспредельно велика. Так дочери, естественно, в своих привычках, привязанностях,
вкусах, в своем отношении дому, и семье, к близким прежде всего равняются на
собственную мать. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна быть
человеком чрезвычайно требовательной к себе: вежливой, требовательной,
аккуратной, опрятной, женственной. Именно мама должна терпеливо и умело
приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы ( так же как и у папы и
сына) в семье должны быть свои, "женские " дела. С взрослением дочери
эти заботы станут более серьезными . Но уже привыкшая к домашнему труду девочка
будет исполнять их радостно и охотно. Родительские требования должны быть
разумными, понятными и выполнимыми для ребенка. Ребенок 4-7 обязательно должен
иметь свои домашние дела: протереть пыль, помочь бабушке по кухне, полить
цветы, убрать за собой игрушки и т.д. Для того чтобы домашние обязанности
сделались привычными для ребенка, разумно отвести для них постоянное время в
режиме дня .И следует совершенно серьезно и достаточно требовательно относиться
к проделанной ребенком домашней работе. За хорошо и старательно сделанное дело
родителям следует отблагодарить ребенка и обязательно высказать ему замечания и
более того, потребовать, чтобы небрежно и ленива выполненная работа была им
переделана заново. Тогда ребенок тоже начнет относиться к своим домашним, а
позднее и ко всем прочим обязанностям вполне серьезно и ответственно. Таким
образом, любое действие взрослого, любой родительский поступок должен иметь
глубокую воспитательную направленность. Достойны глубокого уважения те из
родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно - к окружающим
людям, с любовью и вниманием к своим близким. Это значит - их дети впитают в
себя данные качества. Конечно же в воспитании детей взрослые не должны забывать
о наших верных помощниках - о литературе и искусстве вообще. Родителям нужно
как можно чаще читать книги совместно с ребенком , обсуждать ее содержание ,
оценивать поступки главных героев . Тогда поведение любимого положительного
героя очень скоро станет мерилом " правильного, хорошего" поведения
ребенка. Он будет стараться подражать своему книжному любимцу. Таким же
воспитательным уроком могут стать просмотренные детские фильмы совместно с
родителем или детского спектакля. Опять таки родители должны обратить внимание
на поведение положительных и отрицательных героев. И обогатить конечный
результат их поведения. Таким образом, в повседневной, обычной жизни на каждом
шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научиться
видеть эти возможности и пользоваться ими, а главное, конечно, никогда не
забывать, что основной пример для детского подражания - это мы сами. Ведь недаром
говорят: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь
судьбу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.