Примерные варианты задач на развитие логического мышления

  • Памятки
  • docx
  • 18.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил? Решение. Круг и Квадрат жили в домах с окнами.лекция
Иконка файла материала Примерные варианты задач на развитие.docx
Примерные варианты задач на развитие  логического мышления  Задача1. Жили­были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил? Решение. Круг и Квадрат жили в домах с окнами. Вид дома Фигура Круг   дом с окнами и трубой   дом с окнами, но без трубы дом с трубой, но без окон   Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба. Фигура Квадрат       Вид дома дом с окнами и трубой дом с окнами, но без трубы дом с трубой, но без окон Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат Круг       Квадрат +     Фигура Вид дома дом с окнами и трубой дом с окнами, но без трубы дом с трубой, но без окон Ответ. Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы. Квадрат Круг +   ­   + ­Задача2. Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у другого   черные,   а   у   третьего   рыжие.   «Но   ни   у   кого   цвет   волос   не   соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у Рыжова? Решение. Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии. Фамилия   Чернов Белов Рыжов черный ­     Цвет волос белый   ­   рыжий     ­ «Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый. Фамилия   Чернов Белов Рыжов черный ­ ­   Решение. У Рыжова черные волосы. Фамилия   Чернов Белов Рыжов черный ­ ­ + Цвет волос белый   ­   Цвет волос белый + ­   рыжий     ­ рыжий ­ +Задача3. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери? Задача4. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? Задача5. Жили­были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут? Задача6. У   Миши   три   тележки   разного   цвета:   красная,   желтая   и   синяя.   Еще   у   Миши   три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.   В   желтой   –   не   юлу   и   не   неваляшку.   Что   повезет   Миша   в   каждой   из тележек? Задача7. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Задача8. Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков? Задача9. Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле? Задача10. Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать) Задача11. Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на втором и не на третьем?Типы заданий логико­конструктивного характера. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.  Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.  Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.  Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.  Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.  Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.  Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.  Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.  Из 9 палочек  составить 5  треугольников  (4 маленьких треугольника, полученных  в результате пристроения, образуют 1 большой).  Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).  Переложить   1   палочку   так,   чтобы   домик   был   перевернут   в   другую   сторону.Использование средств занимательной математики в работе с детьми. Занимательные вопросы. Сколько ушей у трёх мышей?  Сколько лап у двух медвежат? У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?  Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!  Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).  В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).  На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на берёзе яблоки не растут.) Задачи­шутки.   На   столе   три   стакана   с   ягодами.   Вова   съел   один   стакан   ягод.   Сколько   стаканов осталось на столе? (Три) Шли   двое,   остановились,   один   у   другого   спрашивает:   «Это   черная?».   –   «Нет,   это красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине) На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)  На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве? (Нисколько) На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое) Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели) Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два) Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись». Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых. Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы узнаем, кто у нас победитель. Конкурс 1 «Загадки». Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка). Четыре ноги, а ходить не может (Стол). В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима). В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз). Конкурс 2. «Составь фигуры». Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.         Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.           Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4 треугольника.   Конкурс 3. «Реши задачу». На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3). В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна, две другие сгорели). Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа). Подводятся итоги конкурса.Процедурные логические задачи. Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет Маше? Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая тем   самым   богатство   выбора   записей   условий   и   зависимость   от   этого   записи результатов. Возможные ответы: если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года; если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет; если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года. Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины.  У кого из ребят будет больше машин? Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если  Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли. Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько  горошин не дали ростков? Решение: если дала росток одна горошина, то не дали 5; если дали росток две горошины, то не дали 4; если дали росток три горошины, то не дали 3; если дали росток четыре горошины, то не дали 2; если дали росток пять горошин, то не дала 1; иначе все горошины взошли. Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши? Решение: если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3; если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2; если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1; если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.