Жили-были две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.лекция
Примерные варианты задач на развитие
логического мышления
Задача1.
Жилибыли две фигуры: Круг и Квадрат. На их улице было 3 дома: один дом был с
окном и трубой, другой с окном, но без трубы, третий с трубой, но без окна. Каждая
фигура жила в своем доме. Круг и квадрат жили в домах с окнами. Квадрат любил
тепло и часто топил печку. Кто в каком доме жил?
Решение.
Круг и Квадрат жили в домах с окнами.
Вид дома
Фигура
Круг
дом с окнами и трубой
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Квадрат любил тепло и чистоту. Значит, в его доме должна быть труба.
Фигура
Квадрат
Вид дома
дом с окнами и трубой
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Каждая фигура жила в своем доме, т.е. Круг живет там, где не живет Квадрат
Круг
Квадрат
+
Фигура
Вид дома
дом с окнами и трубой
дом с окнами, но без трубы
дом с трубой, но без окон
Ответ.
Квадрат живет в доме с окнами и трубой, а круг – в доме с окнами, но без трубы.
Квадрат
Круг
+
+
Задача2.
Встретились три друга – Белов, Чернов и Рыжов. У одного были волосы белого цвета, у
другого черные, а у третьего рыжие. «Но ни у кого цвет волос не соответствует
фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какой цвет волос у
Рыжова?
Решение.
Ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.
Фамилия
Чернов
Белов
Рыжов
черный
Цвет волос
белый
рыжий
«Ты прав», – ответил Белов черноволосому. Значит Белов не черноволосый.
Фамилия
Чернов
Белов
Рыжов
черный
Решение.
У Рыжова черные волосы.
Фамилия
Чернов
Белов
Рыжов
черный
+
Цвет волос
белый
Цвет волос
белый
+
рыжий
рыжий
+Задача3.
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в
синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в
каких домиках жили звери?
Задача4.
Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в
прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком
аквариуме плавала зеленая рыбка?
Задача5.
Жилибыли три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из
девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
Задача6.
У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три
игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не
пирамидку. В желтой – не юлу и не неваляшку. Что повезет Миша в каждой из
тележек?
Задача7.
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в
последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
Задача8.
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже
и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком
этаже живет каждый из мальчиков?
Задача9.
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле – не
зеленую и не желтую. Какую ткань на платье мама купила Оле?
Задача10.
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на
цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все
нарисовать)
Задача11.
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет
каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера не на
втором и не на третьем?Типы заданий логикоконструктивного характера.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький.
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в
результате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2
квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.Использование средств занимательной математики в работе с детьми.
Занимательные вопросы.
Сколько ушей у трёх мышей?
Сколько лап у двух медвежат?
У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у
бабушки?
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц?
Ответь скорей!
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей
осталось? (2, остальные сгорели).
В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко
осталось в корзине? (Отдать одно яблоко вместе с корзиной).
На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На
каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько – на
берёзе яблоки не растут.)
Задачишутки.
На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод. Сколько стаканов
осталось на столе? (Три)
Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». – «Нет, это
красная». – «А почему она белая?» – «Потому, что зеленая». О чем они вели разговор?
(О смородине)
На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (Нисколько)
На груше росло десять груш, а на иве на две груши меньше. Сколько груш росло на иве?
(Нисколько)
На какое дерево сядет воробей после дождя? (На мокрое)
Чего больше в квартире: стульев или мебели? (Мебели)
Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (Два)
Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит).Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».
Воспитатель сообщает: «Сегодня у нас состоится конкурс находчивых и смекалистых.
Победит в нем тот, кто будет правильно решать все задачи. Тому, кто из детей будет
правильно и быстро выполнять задания, я буду давать фишки. В конце конкурса мы
узнаем, кто у нас победитель.
Конкурс 1 «Загадки».
Чтобы не мерзнуть, пять ребят в печке вязанной сидят. (Варежка).
Четыре ноги, а ходить не может (Стол).
В году у дедушки 4 имени (Весна, Лета, Осень, Зима).
В красном домике сто братьев живет, все друг на друга похожи (арбуз).
Конкурс 2. «Составь фигуры».
Отсчитать 8 палочек и составить из них флажок прямоугольной формы.
Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.
Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, чтобы получилось 4
треугольника.
Конкурс 3. «Реши задачу».
На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел стакан ягод и поставил его на стол.
Сколько стаканов стоит на столе (3).
В комнате зажгли три свечи. Потом 1 из них погасла. Сколько свечей осталось (одна,
две другие сгорели).
Три человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (3 часа).
Подводятся итоги конкурса.Процедурные логические задачи.
Задача 1.Мише 7 лет. Разница в возрасте Миши и его сестры Маши 5 лет. Сколько лет
Маше?
Решение. С детьми полезно обсудить различные варианты записи ответа, подчеркивая
тем самым богатство выбора записей условий и зависимость от этого записи
результатов.
Возможные ответы:
если Маша старше Миши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года;
если Маша младше Миши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша старше Маши, то ей 2 года, иначе ей 12 лет;
если Миша младше Маши, то ей 12 лет, иначе ей 2 года.
Задача 2. У Коли было 5 машин, а у Андрея – 4. Андрею могут купить еще 2 машины.
У кого из ребят будет больше машин?
Решение. Если Андрею купят 2 машины, то у Андрея будет машин больше, иначе если
Андрею купят 1 машину, то машин будет поровну, иначе больше машин будет у Коли.
Задача 3. Леопольд посадил 6 горошин. Несколько из них дали ростки. Сколько
горошин не дали ростков?
Решение:
если дала росток одна горошина, то не дали 5;
если дали росток две горошины, то не дали 4;
если дали росток три горошины, то не дали 3;
если дали росток четыре горошины, то не дали 2;
если дали росток пять горошин, то не дала 1;
иначе все горошины взошли.
Задача 4. Маша купила 8 тетрадей. 4 она отдала Юре и некоторое количество тетрадей
взял Дима. Сколько тетрадей осталось у Маши?
Решение:
если Дима взял 1 тетрадь, то у Маши осталось 3;
если Дима взял 2 тетради, то у Маши осталось 2;
если Дима взял 3 тетради, то у Маши осталась 1;
если Дима взял 4 тетради, то у Маши ничего не осталось.