Примеры подбора диагностического инструментария в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра
Оценка 4.7

Примеры подбора диагностического инструментария в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Оценка 4.7
docx
30.04.2023
Примеры подбора диагностического инструментария в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра
Примеры подбора диагностического инструментария в работе с дошкольниками с рас.docx

Примеры подбора диагностического инструментария в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Дети с расстройством аутистического спектра представляют собой группу, которая демонстрирует значительные различия, как по тяжести аутистического расстройства, так и по уровню психического развития и характеристик даже в пределах одной возрастной группы.

Уровень развития высших психических функций может существенно различаться в группе аутичных детей.

Асинхронность разработки указана в таких отличиях:

- динамика развития: развитие одних учащихся происходит со значительным поступательным движением, другие «застревают» на длительное время с незначительной положительной динамикой на ранних этапах развития даже при применении психолого-педагогической и медицинской помощи;

- чуткость к проводимой педагогической работе, а также скорость усвоения материала и способность к обучению в различных областях обучения; фазы производства сменяются периодами «застоя».

Для оказания грамотной коррекционной помощи педагогам необходимо также наличие диагностического материала, который позволит максимально широко исследовать познавательные процессы и речь ребенка с РАС.

Диагностическое обследование его развития с целью определения личностных особенностей ребенка с РАС проводят все специалисты: психолог, дефектолог, логопед. Кроме того, в диагностической форме оформляются признаки, характеризующие их коммуникативные, познавательные способности и особенности эмоционально-волевой сферы.

Для изучения особенностей развития детей с РАС, формирования психических функций можно использовать комплекс ПЭП, разработанный зарубежными учеными в 1979 г. выраженность сенсорных симптомов.

Тест Векслера используется для диагностики интеллектуальных способностей.

Изучаются познавательные процессы путем запоминания десяти слов (или пяти-семи в зависимости от возраста), анализируются парные ассоциации.

При исследовании внимания используют шифрование, таблицы Шульте (соответствующего возраста).

Мышление изучается через второстепенные предметные и геометрические классификации, оформление предметов (используются кубики Кооса и т.п.).

Визуальное восприятие исследуется фигурами Липера посредством описания форм, моделирования восприятия и предметных изображений в поперечном сечении.

Эмоциональный фон исследуют путем рисования графических примеров, серии сюжетных картинок, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации, узнавания мимического выражения важных эмоций, эмоционально живых движений, поз, жестов.

Особое внимание также следует уделить процедуре проведения диагностического обследования. Следует отметить, что, учитывая особенности данной нозологической группы, естественно проводить исследование только в первой половине дня, без учета календарного возраста ребенка.

Необходимо быть готовым к трудностям в контакте с субъектом. Стоит обратить внимание на психоэмоциональное состояние ребенка при проведении обследования, если он взволнован или расстроен, исследование рекомендуется отложить, так как полученные результаты, если и будут, то не всегда достоверны.

Диагностическое обследование проводится не менее трех раз в год: первичное, промежуточное и итоговое обследование. Полученные данные помогут установить грамотную траекторию работы, что будет способствовать успешному проведению коррекционной работы. Наличие или отсутствие положительной динамики определяют путем сравнения полученных результатов повторно с предыдущими результатами.

После обработки полученных результатов необходимо составить рекомендации для родителей (законных представителей) и воспитателей, работающих с данной группой детей. В беседах с родителями следует избегать чрезмерной научной терминологии.

Стоит заранее составить протокол наблюдения за спонтанным поведением ребенка во время процедуры обследования. В течение наблюдаемого времени необходимо отметить ранее выделенные интересующие параметры. Например, к таким параметрам могут относиться: особенности общения с родителями (при их наличии), с педагогом, реакция на тактильные контакты, зрительный контакт и др.), особенности двигательной сферы, эмоциональной и речевой сфер. Список параметров можно расширять и адаптировать для каждого диагностического исследования.

Также важно обратить внимание на организацию анкеты: необходимо точно и четко определить объем предлагаемых устных указаний и обратить пристальное внимание на их формулировку.

Раннее выявление симптомов РАС повышает эффективность лечебно-педагогических манипуляций. Своевременная диагностика определяет благоприятный прогноз дальнейшего развития и социализации ребенка в обществе.

Правильное использование диагностических средств позволяет оценить текущий уровень развития учащегося, организовать производственную деятельность.


 

Примеры подбора диагностического инструментария в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Примеры подбора диагностического инструментария в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра

Изучаются познавательные процессы путем запоминания десяти слов (или пяти-семи в зависимости от возраста), анализируются парные ассоциации

Изучаются познавательные процессы путем запоминания десяти слов (или пяти-семи в зависимости от возраста), анализируются парные ассоциации

После обработки полученных результатов необходимо составить рекомендации для родителей (законных представителей) и воспитателей, работающих с данной группой детей

После обработки полученных результатов необходимо составить рекомендации для родителей (законных представителей) и воспитателей, работающих с данной группой детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023