Практическая работа № 5
Тема работы: Примеры построения алгоритмов и их реализации на компьютере. Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть навыками установки программного обеспечения.
Время выполнения: 2 часа
Оснащение работы: персональный компьютер, среда программирования Turbo Pascal.
Порядок выполнения работы:
- ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме;
- выполнить задания практической работы;
- сформулировать вывод.
- оформить отчет.
Краткий теоретический материал
Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
· Прост для обучения.
· Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
· Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
· Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
· Надежность разрабатываемых программ.
Турбо Паскаль - это система программирования, созданная для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.). Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы - разработчика Borland International (США).
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной
(integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
Основные файлы Турбо Паскаля:
Turbo.exe – исполняемый файл интегрированной среды программирования;
urbo.hlp - файл, содержащий данные для помощи;
Turbo.tp - файл конфигурации системы;
Turbo.tpl - библиотека стандартных модулей, в которых содержатся встроенные процедуры и функции (SYSTEM, CRT, DOS, PRINTER, GRAPH, TURBO3, GRAPH3).
Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.
Окно программы содержит полосу меню, область окна и строку статуса.
Для входа в меню можно воспользоваться одним из способов:
· с помощью "мышки";
· с помощью клавиши F10;
· с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.
Общие горячие клавиши:
F1 - выводит окно подсказки;
F2 - сохраняет файл активного окна;
F3 - появление диалогового окна и возможность открыть файл;
F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
F5 - масштабирует диалоговое окно;
F6 - переходит к следующему открытому окну;
F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
F9 - компилирование программы в текущем окне;
F10 - возвращение в меню.
Команды меню File:
Open-F3 - открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),
New - создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),
Save-F2 - сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),
Save as - сохранить с новым именем,
Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),
Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),
Print - печать файла,
Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,
DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),
Exit - выход и выгрузка из памяти.
Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:
1. Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.
2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:
3. раздел описания модулей (uses);
· раздел описания меток (label);
· раздел описания констант (const);
· раздел описания типов данных (type);
· раздел описания переменных (var);
· раздел описания процедур и функций;
· раздел описания операторов.
Общая структура программы на языке Паскаль:
Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
Uses ...; {раздел описания модулей}
Var ..; {раздел объявления переменных}
...
Begin {начало исполнительной части программы}
... {последовательность
... операторов}
End. {конец программы}
Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и
выводит сумму на экран:
Program Summa;
Uses
Crt; {Подключаем модуль Crt}
Var
number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}
number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число} rezult
{переменная, в которой будет содержаться результат}: integer; {указывает тип целых чисел}
Begin
ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}
Write ('Введите первое число ');
{Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
Readln (number1);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number1}
Write ('Введите второе число ');
{Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
Readln (number2);
{Введенное пользователем число считываем в переменную number2}
rezult := number1 + number2;
{Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult}
Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult);
{Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}
Readln;{Процедура задержки экрана}
End.
Выполнение практической части. Работа на ПК
Задание 1. Изучите внешний вид системы программирования Турбо Паскаль.
Задание 2. Откройте файл, в который Вы запишите программу, выполняющую сложение двух чисел. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New. Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.
Ответьте на вопросы:
1. Какое назначение переменных number1, number2, rezult?
2. Что обозначает строка: number1, number2, rezult : integer; ?
3. Если присвоить переменным number1 и number2 соответственно значение 5 и 7, то какую строчку выдаст компьютер при исполнении последней процедуры Write? Запишите ее в отчет.
4. Переведите с английского языка слова: Write, Read. Как вы думаете, что должен делать операторы с таким названием?
5. Как вы понимаете запись: readln(number1); ?
6. Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора: rezult := number1 + number2; ?
7. Что делает оператор присваивания в этой программе?
Ответы на вопросы запишите в тетрадь.
Задание 3. Измените программу, выполненную в задании 2 так, чтобы она находила произведение двух чисел. Сохраните текстом программы в файле Proizv.pas. Результат покажите преподавателю.
Задание 4. Измените программу, выполненную в задании 3 так, чтобы она выполняла расчет площади прямоугольника по его длине и ширине. Заполните по результатам работы программы таблицу:
№ п/п
|
Параметры прямоугольника |
||
Длина
|
Ширина
|
Площадь
|
|
1. |
1 |
10 |
|
2. |
7 |
14 |
|
3. |
5 |
7 |
|
4. |
8 |
8 |
|
5. |
4 |
12 |
|
Результат деятельности: Отчет по практической работе с выполненными заданиями 1-2.
Контрольные вопросы:
1. Что такое среда программирования?
2. Опишите среду программирования Тurbo Pascal.
3. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?
4. Какова структура программы на языке Pascal?
5. Как осуществить запуск программы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.