В данном материале приведены конкретные примеры написания сочинений согласно критериям ЕГЭ по литературе. Взяты были конкретные варианты заданий из банка материалов ФИПИ, в результате обсуждения с учащимися отработаны примерные варианты ответов (творческих работ). Данные материалы могут быть полезны учителям и учащимся при подготовке школьников, выбравших литературу, к итоговой аттестации.
образцы ЕГЭ литература Microsoft Office Word (4).docx
8. Каким представлен Пугачёв в данном отрывке? О каких чертах
характера героя можно судить по его внешности?
Емельян Пугачёв в данном отрывке из повести Пушкина «Капитанская дочка»
показан разбойником, плутом, но при этом человеком бывалым и довольно
прямым. Об этом нам говорит портрет героя.
Обратим внимание на чёрную бороду, плутовское выражение лица,
оборванную одежду. Можно предположить, что «вожатый» –разбойник с
большой дороги, потому ему даже в метель так хорошо известны все тропы.
Проседь в бороде, по-казачьи стриженные в кружок волосы, сверкающие
глаза выдают человека бывалого, любящего свободу, и не пугают, а
располагают доверять ему.
Не зря в критике пушкинский Пугачёв назван «удивительно симпатичным
злодеем», эти противоречия видны уже в описании внешности героя.
______________________________________________________________________
9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт
между представителями разных сословий и в чём эти произведения
можно сопоставить
с «Капитанской дочкой» Пушкина?
Русская литература часто показывала столкновение представителей разных
сословий как социальный и межличностный конфликт. Порой у
противоположных героев находились
важные точки пересечения..
Вспомним, как в «Звере»Лескова самодурный барин и слуга Ферапонт в итоге
примирились на почве милосердия. Подобное пони мание добра сближает и
дворянина Гринёва с беглым каторжником Пугачёвым.
Дворянин-аристократ Павел Петрович Кирсанов и разночинец Базаров в
романе Тургенева «Отцы и дети» непримиримы в социальных спорах и личном
противоборстве двух героев разных эпох. Но после дуэли оба переоценивают
жизненные приоритеты и понимают, как глупо и мелочно их противоборство.
Пугачёв и Гринёв расходятся идеологически, но человеческое всегда было
выше в их отношениях.
Итак, исход социальных конфликтов часто зависит от личностных качеств
самих героев и и их способности изменяться, постигая жизненные истины.
_____________________________________________________________________________
15. В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении
А.А.Блокеа «Фабрика»?
Социальная тема в стихотворении А.А.Блока «Фабрика» звучит необычно:
буржуазная
эксплуатация не осуждается прямо –образ Фабрики представлен как некое
чудовище, поглощающее труд и силы народа.
Страшное здание с «жолтыми окнами» выглядит пугающе. А правит им
«чёрный кто-то» с медным голосом. Есть в этом мотив дьявольского начала.
А в финале мы видим, как те, кто присваивает плоды народного труда,
растворяются в общей злобной насмешке над нищими.
Социальная тема использования наёмного труда передана Блоком как некое
страшное зло.
__________________________________________________________________________________
16. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в
чём их произведения можно сопоставить с «фабрикой» Блока?
Русские поэты ,обращаясь к социальной проблематике, часто выступали
пламенными патриотами и борцами за народное счастье.
Вспомним, как Некрасов в стихотворении «Плач детей», как и Блок, показал
дьявольское олицетворение эксплуатации, усиливая звучание темы
повторами( У Некрасова: «вертим, вертим, вертим», «гудит, гудит, гудит», у
Блока : «по вечерам, по вечерам», «кто-то, кто-то») и метонимией (у
Некрасова «Красный нос безжалостной старухи», у Блока «в жолтых окнах
засмеются»). Стихотворение Некрасова звучит ещё трагичнее, ведь у него
описана мера горя детей, малолетних несчастных тружеников.
Тема неразрешимого конфликта новой эпохи − «живого» и «железного»
нашла отражение в произведении Есенина «Сорокоуст»: «Из тысячи тонн конской кожи и мяса покупают теперь паровоз»,- так поэт символически
показывает наступление цивилизации на гибнущую деревню.
С «Фабрикой» Блока данное стихотворение сближает мотив дьявольской
сущности мира, где ценится не душа,а выгода.
Итак, социальная тема русской лирики часто отражает гуманную сущность
отечественной поэзии.
17.3 Почему Андрей Штольц не смог помочь своему другу
Илье Обломову вернуться к активной жизни?
Роман И.А. Гончарова «Обломов» продолжает литературную традицию поиска «героя времени».
Столкновение антиподов: Обломова и Штольца отражает конфликт разных образов жизни. Его
можно рассматривать в общественном плане и в аспекте психологизма. Илья Ильич Обломов
олицетворяет патриархальность, славянофильство, уходящее в прошлое отечественное
дворянство, русский национальный характер, поражающий как честностью, открытостью,
добротой, так и ленью, апатией, безволием, пассивным ожиданием чуда. Андрей Иванович
Штольц из «новых людей», он имеет взгляды западника, предринимательские таланты
зарождающейся буржуазии. Причём в идеалистическом представлении автора этот герой
оказался бескорыстным и правильным до такой степени, что в его жизненность читателю даже
трудно поверить. Когдато Пушкин написал: «В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную
лань» Обломову и Штольцу при всей искренности дружбы не по пути. А ещё тот же Пушкин
убеждал, что «на чужой манер хлеб русский не родится», а значит, России не удастся
копировать историческое развитие Европы, а деятельному Штольцу не
вернуть к активной жизни «живого мертвеца» Обломова.
Обломов символизирует «барство дикое», которое повсеместно расцвело, а потом увяло на
русской земле. Любой труд его не привлекает: он даже годами не может дочитать начатую
книжку. Автор постоянно подчеркивает мягкость как в характере героя, так и в его портрете и
интерьере, в каждой детали. Вспомним Онегина, которому «труд упорный» был тошен»,
гоголевских помещиков, превращающих праздным расточительством или бессмысленным
накопительством свои усадьбы в прах, а всё живое –в «мёртвые души». Мы поймём, что
«обломовщина» социальный диагноз разрушения дворянских гнёзд и деградации
самих помещиков, и процесс этот оказался необратимым.
Андрей Штольц (об этом свидетельствует и немецкое происхождение героя) — приверженец
пришедшего из Европы капиталистического менталитета. Деятельный, хозяйственный
рационалист врывается в вялотекущую жизнь Обломова и Обломовки, чтобы разворошить
сложившийся уклад и возродить Илью Ильича к активному существованию. Неслучайно Штольц
напоминает Обломову о юношеских мечтах поехать в путешествие, требует от друга
кардинальных перемен и быстрых решений: «теперь или никогда». Андрей знакомит Илью
Ильича с Ольгой, надеясь, что любовь способна изменить друга.. Однако в итоге Ольга
восклицает: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как
голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше!» В этом
нежелании понимать жизнь одна из основных причин того, что Обломова
не могут спасти ни друг, ни любимая.
Почему же Штольцу не удалось зажечь Обломова? Илья Ильич не просто боится перемен: он
оградил себя от живого мира особой жизненной философией, чтобы оправдать
свое бездействие и лень. Он презирает суету и горд тем, что может себе позволить не
заниматься торговлей, не идти в кабинет с докладом или бумагами — быть выше всех житейских
проблем. Обломов доволен собой, поэтому он и не стремится меняться. Герой
отказывается взрослеть и понимать, что никакое чудо не решит всех назревших проблем ни в
хозяйстве, ни в личной его жизни.
Однако постепенно к Илье Ильичу всетаки приходит запоздалое прозрение. Он признается
Штольцу: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну… Или я
не понял этой жизни, или она никуда не годится …». В эпилоге понимаем, что
Обломов не видел перед собой жизненного идеала, а стать таким, как
Штольц, не мог по складу своей души. Так и Россия, переживая трагедию
вставая на новые
разрушения дворянских гнёзд,
капиталистические рельсы, сохранить былую славу
и романтику
дворянства.
не смогла, (516 слов)
Условные обозначения:
1 не по пути –(жирно и крупно) –ответ на вопрос темы, раскрытие темы
2 антиподов –( подчёркивание) –литературные термины
3. теперь или никогда». (выделение цветом) –обращение к тексту, цитирование
Примеры сочинений ЕГЭ по литературе
Примеры сочинений ЕГЭ по литературе
Примеры сочинений ЕГЭ по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.