Тема: Принципы радиосвязи и телевидения.
Цель урока: показать практическое применение электромагнитных
волн.
Задачи:
Воспитательная: воспитать культуру физического труда;
Образовательная: проверить и закрепить знания учащихся
Развивающая: способствовать развитию мыслительной
деятельности.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
понятие радиосвязи
понятие открытого колебательного контура
Учащиеся должны уметь:
решать качественные задачи.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: мультимедиа, компьютер, доска, дополнительный
материал из справочника.
План:
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление изученного
V. Домашнее задание
Ход урока.
I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания § 54, 55 Упр. 45 №3,4
III. Изучение нового материала.
Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте немного
вспомним:
что такое электромагнитное поле?
(Электромагнитное полеэто особая форма материи, посредством которой
осуществляется взаимодействие между электрически заряженными
частицами.)
что такое электромагнитная волна?
(Процесс распространения переменного электромагнитного поля в
пространстве называется электромагнитной волной.)
назовите виды электромагнитных излучений.
(Радиоволны, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение,
рентгеновские лучи, гамма – излучение.)
какие свойства электромагнитных волн вы знаете? (1.Электромагнитная волна может распространяться как в вещественной
среде, так и в вакууме. Механическая волна распространяется только в
вещественной среде. При возникновении механической волны колеблются
частицы вещества той среды, в которой распространяется волна. В
электромагнитной волне колеблются только векторы Е и В поля. Поэтому
электромагнитное поле может распространяться в вакууме в виде волны.
2. Электромагнитные волны являются только поперечными волнами. Они
представляют собой процесс распространения взаимно перпендикулярных
колебаний векторов Е и В.
Механические волны могут быть и поперечными, и продольными.
3. Скорость распространения электромагнитных волн в вакууме, согласно
теоретическим расчетам Максвелла, постоянна и равна с = 2,99792458 108 м/с
= З 108 м/с.)
Слайд 2,3
(Немного истории)
Русский ученый А. С. Попов в 1888 г. предсказал возможность передачи
сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния.
Практическое решение этой проблемы он осуществил в 1896 г., передан
впервые в мире на расстояние 250 м беспроволочную радиограмму из двух
слов — Генрих Герц.
В эти же годы Т. Маркони, развивая идею радиосвязи, занялся
вопросами изготовления радиоаппаратуры. В 1897 г., опередив скромного А.
С. Попова, он получил патент на возможность передачи речи при помощи
электромагнитных волн.
Слайд 4
(Источник радиоволн)
В качестве источника электромагнитных волн использовались
электрические искры. Но такие искры представляют собой затухающие
источники электромагнитных колебаний. Для получения незатухающих
колебаний в 1913 г. был создан генератор, в котором использовались
трехэлектродные радиолампы. Радиоволны с частотой больше 0,24Гц
называются длинными, превышающие 1 МГц — средними, в пределах 12 МГц
— короткими, а еще больше — ультракороткими. Для передачи теле
изображений пользуются частотами, измеряемыми в гигагерцах (миллиардных
герцах). Такие частоты соответствуют дециметровым длинам волн.
Электромагнитные колебания возникают в колебательных контурах
(рис. 91). В таких контурах электромагнитные колебания не могут
распространяться в пространстве в виде волн, потому что электрическое поле
сосредоточено между обкладками (пластинками) конденсатора, а магнитное
поле внутри катушки. Поэтому их называют закрытыми колебательными
контурами.
Для распространения электромагнитных колебаний в виде волн
используют открытый колебательный к контур. Для этого уменьшают площадь обкладок конденсаторов и число витков в катушках. В конечном
счете катушки постепенно превращаются в прямые проводники, близко
расположенные концы которых выполняют работу конденсаторов. Такое
устройство называется открытым колебательным контуром.
Чтобы колебания не затухали в контурах, необходимо постоянно
заряжать обкладки конденсаторов. Для этого используют специальные
ламповые или транзисторные генераторы.
В 1894 г. А. С. Попов обнаружил улучшение радиосвязи, если к
генераторами приемным устройствам привязать длинные проволоки. Так была
изобретена важнейшая деталь радиопередатчика и радиоприемника —
антенна. Антенна как раз и является открытым колебательным контуром. Его
электромагнитное поле охватывает огромную часть пространства. Поэтому
антенна одновременно и излучает, и принимает электромагнитные волны.
Слайд 5
(Для чего нужны радиоволны?)
Вы знаете, что 9 мая 2015 года мы всей страной будем праздновать 70 –
лет Великой Отечественной войны. В те страшные годы ваши деды и прадеды
защищали свою Родину. Наша тема урока о радиосвязи. Радиосвязь помогала
жить в то страшное время.
(Радиосвязь в годы Великой Отечественной войны)
Слайд 6
Слайд 7
(Надежная радиосвязь – залог успеха)
Слайд 8
(Модернизация радиостанций)
В годы войны огромную роль сыграли радиотрансляционные узлы в тылу
и в прифронтовой полосе. Они позволяли миллионам советских людей
принимать радиопередачи, оперативно получать информацию о положении на
фронте. Проводное радиовещание выполняло также крайне важную функцию
быстрого оповещения населения о налетах вражеской авиации, о
приближающейся военной опасности.
Огромное значение имела
радиофикация казарм, лазаретов, общежитии и бомбоубежищ.
Слайд 9
(Радиопомехи)
Радио активно помогало распространению патриотических, героических
и лирических песен военного времени; именно оно дало путевку в жизнь
таким песням, как "Священная война", "На позицию девушка...", "В лесу
прифронтовом", "Шумел сурово Брянский лес...", "Эх, дороги..." и др.
Слайд 10
(Важная роль)
IV. Закрепление изученного
На сегодняшнем уроке мы с вами вспомнили кто первым предсказал
возможность передачи сигналов при помощи электромагнитных волн на далекие расстояния, а также изучили, что является источником радиоволн,
радиосвязь в годы Великой Отечественной войны, для чего были нужны в
годы Великой Отечественной войны радиопомехи.
V. Домашнее задание
§56, УПР. 47
Принцип радиосвязи и телевидения
Принцип радиосвязи и телевидения
Принцип радиосвязи и телевидения
Принцип радиосвязи и телевидения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.