Принципы работы с учеником с ограниченными возможностями музыкой
Оценка 4.6

Принципы работы с учеником с ограниченными возможностями музыкой

Оценка 4.6
doc
23.10.2023
Принципы работы с учеником  с ограниченными возможностями музыкой
принципы работы с учеником.doc

             Идеи о том, что музыке можно обучать всех, включая даже людей со сниженным интеллектом, выдвигались еще в Древней Греции. Просвещенная Европа уделяла большое внимание образованию, в том числе музыкальному, самых широких слоев общества. Хорошо известно, что итальянский композитор А. Вивальди почти всю жизнь работал в приюте «Пьета» (от итал. рieta – милосердие, благочестие) для брошенных детей, среди которых многие страдали тяжелыми хроническими заболеваниями. Такие приюты в то время называли в Италии консерваториями. Маэстро писал для приютских воспитанниц свои замечательные произведения и готов был показать любому, как играть тот или иной пассаж на скрипке.

      В России традиционно музыкальным образованием занимались в церковных хорах, куда тоже принимали всех без исключения. Так складывалась школа всеобщего музыкального воспитания и образования, в которую на рубеже XIX–XX вв. вдохнули новую жизнь выдающиеся педагоги и общественные деятели, такие, как Б.Л. Яворский, Б.М. Теплов, Д.Б. Кабалевский и др. Мысли о том, что обучение музыке – это не только ремесло, но и школа формирования личности, занятие, способствующее развитию интеллекта, организующее психомоторные двигательные функции и воспитывающее способности к сосредоточенной творческой деятельности, высказывались многими выдающимися людьми, среди которых можно назвать И.М. Сеченова, Ф.М. Достоевского, А.В. Луначарского, А.А. Ухтомского.

Сегодня все большее число специалистов – медиков, психологов, педагогов – склоняется к мнению о том, что музыка способна восполнить внутренний мир человека, улучшить его здоровье. В современной России существуют примеры, хотя и немногочисленные, успешного обучения музыке людей с ограниченными физическими возможностями. Прежде всего хочется назвать опыт Т.Б. Юдовиной - Гальпериной, посвятившей себя обучению игре на фортепиано больных детей, в том числе с ДЦП и задержками умственного развития. В Москве существует целый ряд социально-реабилитационных центров, которые ставят задачу дать своим подопечным общие художественные навыки, в том числе и в музыкальной сфере. В частности, Фонд искусств, который возглавляет В. Тетерин, собирает инвалидов-самородков и помогает им выйти на сцену. Московский государственный специальный педагогический институт занимается подготовкой музыкантов-профессионалов из числа лиц, имеющих инвалидность. А деятельность Курского музыкального колледжа полностью ориентирована на обучение музыкальным профессиям инвалидов по зрению.

            В то же время средние профессиональные музыкальные учебные заведения общего типа обучением инвалидов практически не занимаются. Да и само понятие «инклюзивное обучение» стало внедряться в образовательное пространство сравнительно недавно. Импульсом к этому послужило принятие Федерального закона от 24.10.1995 № 181-Ф3 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и подписание Россией Конвенции ООН о правах инвалидов. Однако даже с появлением нормативной базы все еще во многих случаях не решены вопросы создания специальных условий и учебно-методических пособий для совместного обучения людей с ограниченными физическими возможностями в музыкальных профессиональных учебных заведениях общего типа. Нет и квалифицированных кадров, которые могли бы проводить такую работу. «Инклюзивное (включенное) образование» – термин, используемый для описания процесса обучения молодых людей с особыми потребностями в учебных заведениях общего типа. Теория инклюзивного обучения признает, что все молодые люди могут учиться совместно, а их отличительные особенности достойны уважения. Следует отметить, что в развитых странах эти принципы не только законодательно закреплены, но и активно внедряются в практику образовательного процесса. Как показывает опыт различных государств, молодые люди, имеющие особые образовательные потребности, обучающиеся в учебных заведениях обычного типа, получают более качественное образование. Они более общительны, открыты, лучше приспособлены к жизни в обществе, нежели те, которые учатся дома или в специальных учебных заведениях. Образовательное учреждение, вставшее на путь инклюзивного обучения, должно создать определенные условия, которые позволят всем обучающимся успешно осваивать существующий учебный план. Идея создания условий и методики по инклюзивному обучению игре на фортепиано в музыкальном колледже представляется актуальной.  Но инструмент этот сложен и требует больших физических и эмоциональных усилий. И даже здоровому человеку не всегда хватает терпения и усидчивости, чтобы овладеть техникой игры. А мы стремимся сделать доступным для инвалида освоение профессии музыканта-пианиста.

            В связи с этим необходимо шире посмотреть на проблему обучения музыке людей с особыми образовательными потребностями. Нагрузка на определенные части тела у музыкантов сравнима с усилиями спортсменов во время соревнований. В результате немалое число изначально абсолютно здоровых музыкантов подвержено целому ряду заболеваний. Это связано с тем, что им приходится по - долгу напрягать определенные группы мышц и часами находиться в статическом и напряженном положении во время репетиций и концертов. Причем музыканты, в отличие от атлетов, редко ходят на массаж и почти не дают отдыха своей шее и предплечьям – ни о каком «режиме тренировок» и распределении нагрузок у служителей муз речи не идет, поэтому они и страдают от хронических болей. Но если риску тяжелых заболеваний подвергаются люди изначально здоровые, то подобная угроза во много раз возрастает для инвалидов, здоровье которых уже находится в ослабленном со- стоянии. Как в таком случае нужно учить студента - инвалида музыкальной профессии, чтобы не нанести ему непоправимого вреда? Такой человек требует особого отношения. Не случайно в нашем лексиконе появилось словосочетание, ставшее синонимом слова «инвалиды», – люди с особыми потребностями. И мы действительно должны создавать для них особые условия. Опыт практической работы привел нас к мысли о создании индивидуальных рабочих программ для каждого студента. Поскольку система инклюзивного обучения предполагает про- хождение всего учебного курса и получение диплома общего образца, применяется гибкий режим занятий и перераспределение требований по мере «вхождения» обучающегося в общий ритм учебного плана с учетом его заболевания. Необходимо применять методик построения учебного урока по системе «дробный час», где учебный процесс периодически останавливается и выполняются специальные упражнения на релаксацию мышечной системы и психологический тренинг. Составляется примерный план домашних занятий студента, учитывающий его особенности. В число обязательных включаются гимнастические упражнения и другие процедуры общеукрепляющего свойства. Уделяется внимание рукам – «рабочему инструменту» музыканта. Большое внимание посвящается вопросам психологической адаптации студента с ограниченными физическими возможностями, его взаимодействию с преподавателями и социальным окружением. Роль педагога, ведущего основную специальность – в данном случае фортепиано, должна быть решающей. Доверительный стиль общения закладывает основу комфортного взаимодействия, успешного обучения и способствует разрешению творческих задач. Немаловажным вопросом является формирование атмосферы толерантности в учебном заведении, применяющем инклюзивные формы обучения.

 


Идеи о том, что музыке можно обучать всех, включая даже людей со сниженным интеллектом, выдвигались еще в

Идеи о том, что музыке можно обучать всех, включая даже людей со сниженным интеллектом, выдвигались еще в

ДЦП и задержками умственного развития

ДЦП и задержками умственного развития

Как показывает опыт различных государств, молодые люди, имеющие особые образовательные потребности, обучающиеся в учебных заведениях обычного типа, получают более качественное образование

Как показывает опыт различных государств, молодые люди, имеющие особые образовательные потребности, обучающиеся в учебных заведениях обычного типа, получают более качественное образование

Как в таком случае нужно учить студента - инвалида музыкальной профессии, чтобы не нанести ему непоправимого вреда?

Как в таком случае нужно учить студента - инвалида музыкальной профессии, чтобы не нанести ему непоправимого вреда?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023