Патриотическое воспитание
Оценка 4.6

Патриотическое воспитание

Оценка 4.6
doc
25.10.2023
Патриотическое воспитание
патриотическое воспитание.doc

Патриотическое воспитание в начальной школе

Тляшок Фатима Шумафовна, учитель начальных классов

 

1.     Вступление.

 Bо все времена достаточно актуальным стоит вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и настоящим, чувствовать свою ответственность за то, каким будет будущее.Наша с вами задача  - правильно организовать занятия по данной тематике. Здесь потребуется проявить творческий подход, а также умение использовать на своих мероприятиях особенности культурно-исторических традиций не только той страны, в которой проживают, но и своего региона. Одной из оптимальных форм проведения такого занятия является внеклассное мероприятие. Целью занятий является введение детей в историю русской культуры, содействие принятия ими следующих качеств: любовь к своей родине, милосердие, толерантность, уважение к своей культуре. Учащиеся в начальной школе достаточно восприимчивы к усвоению ценностей и нравственных норм, и этот факт нужно в полной мере учесть. Такие занятия помогают сформировать не только патриотические и гражданские чувства, но и личность детей.

Любовь к большой и малой родине, любовь к людям – вот два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В чем реализуется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших детях, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда разрушены прежние идеалы и не успели сформироваться новые?  Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем возникает вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Конечно же, высоконравственными, готовыми защищать свою страну, стремиться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее.

 

В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории. Отрадно, что сейчас государствео занялось возрождением военно-патриотического воспитания в школах, формированием и развитием гражданских и нравственных качеств личности.

2.     Патриот. Кто это? Слайд № 2

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотичный – проникнутый патриотизмом.

Так значение этих слов объясняется в “Словаре русского языка” С. И. Ожегова. Слайд №3

Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого и нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих маленьких граждан.

3.     Теоретическая часть. Слайд №4,5

Традиции патриотического воспитания всегда были сильны в нашей  школе на разных этапах существования системы образования. Но в какой-то момент образовался вакуум в нравственном воспитании школьника. Я пытаюсь его заполнить. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.

Слайд №6,7.  Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников, провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и природоведению, по трудовому обучению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших бывших и теперешних соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.

Слайд №8. В учебниках начальной школы по литературному чтению, окружающему миру, трудовому обучению, русскому языку, математике очень много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов своей страны. Главное, чтобы было желание у учителя и родителей. Ведь они один из главных “винтиков” в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем учителя.

Хочется, чтобы мой ученик вырос  хорошим человеком, образованным, воспитанным, уважающим старших и своих одноклассников, хорошо относился к окружающим его людям, вырос интеллектуально-развитым, одним словом, человеком с большой буквы. Хочется, так воспитать своего ученика, чтобы он очень любил ту землю, на которой он родился, ту страну, в которой он живёт, учится, растёт, которая о нём заботится. И это, я считаю, одна из главных задач учителя, не меньшая, а может быть даже более главная, чем обучение.

Слайд №9. Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Возьмём, к примеру, урок математики. В учебнике “Математика”, автор М.И.Моро, много задач с героями сказок. На основе этого материала можно воспитывать у детей гордость за то, что в нашей стране так много талантливых писателей, сказки которых знает детвора. Или вот, например, задача: “Школьники собрали в теплице 900 кг овощей, 425 кг огурцов, 147 кг помидоров, а остальное – перец. Сколько килограммов перца собрали школьники?”. Можно провести беседу о трудолюбии школьников, о том, что ученики, работая в школьной теплице, обеспечивают себя овощами на обед в школьной столовой. Чем не патриотическое воспитание. Вот и любовь к труду, к своей школе, уважение к старшим, гордость за свою школу, в которой есть такая теплица. Или вот ещё одно задание из этого же учебника: “Запиши с помощью цифр следующие даты: 22 июня 1941 года, 9 мая 1945 года. С какими событиями связаны эти даты?”. Вот ещё важная тема для воспитательной работы по патриотическому воспитанию. И таких примеров можно привести множество.

Слайд №10. Или возьмём учебник по окружающему миру “Окружающий мир”, автор А. А. Плешаков. Возьмём тему “Полезные ископаемые”. Разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши природные богатства, которые играют очень большую роль в экономике нашей страны, а значит в её развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот ещё пример.

 Слайд №11. В разделе “Путешествие по городам и странам”, 3 класс, есть тема “Золотое кольцо России”. Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города Золотого кольца, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по этим городам, можно приобщиться не только к прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.

Слайд №12. Возьмём теперь учебник по литературному чтению. Я работаю по учебнику “Литературное чтение”, авторы Горецкий В.Г., КлимановаЛ.Ф.В этом учебном комплекте очень много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Чем не почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах наших детишек.

 Слайд №13. Возьмём рассказ Леонида Пантелеева, (настоящие его имя и фамилия Алексей Иванович Еремеев), “Честное слово”. Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе не было. Навсегда запомнят фразу: “Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек”. А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание. Или прочтём отрывок из стихотворения С. А. Есенина.

…Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

Или другой отрывок того же автора.

…Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.

Здесь можно говорить о том, как сильно любит поэт свою Родину, о том, какие слова находит, говоря о своих чувствах к Родине. Поговорить можно о детских чувствах, которые вызвало это стихотворение, о том, за что они могут любить Россию. Это ли не патриотическое воспитание любви к своей стране!

В учебниках благодатный материал для воспитания гордости за наш народ, за нашу страну, которая выстояла, несмотря на все войны, в которые была втянута своими правителями, а также другими государствами.

Слайд №14. Я каждый год со своими детьми провожу классные и внеурочные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в осмыслении значимости определённых событий для истории России.

Слайд №15.Задачи заключаются в следующем:

  • расширение исторических знаний детей;
  • использование воспоминаний очевидцев событий;
  • актуализация сведений о роли нашего народа в тех или иных событиях, формирование у детей представления о многогранности исторических явлений;
  • развитие умения сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;
  • повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования, воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Слайд №16.Я с детьми посетила краеведческий уголок школы, где дети узнали много интересного . Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь к ближнему: к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, учить, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать “чувство локтя”.

Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия очень сплачивают детей. Особенно важно, я считаю, проводить праздники с детьми не одного класса, а с детьми из разных параллелей. Очень интересно прошли соревнования между командами пап и мам , которые вместе со своими детьми состязались в различных конкурсах  На вечере отдыха «У мамы руки золотые.»дети с гордостью рассказывали о своих мамах ,а потом с великим удовольствием отведали блюда, приготовленные руками мам..

 Слайд №17,18.   Ко дню Защитника Отечества  был проведен утренник, который  помог школьникам осознать, что даже маленькое сердце детей войны, пионеров-героев не осталось равнодушным к горю старших братьев, родителей, всей страны. Они смогли найти в себе силы и мужество встать на защиту Отечества вместе со взрослыми и не  жалея сил и жизни били ненавистного врага наравне с ними.  Показанная в ходе обсуждения презентация «Они сражались за Родину…» способствовала формированию представления о моральном духе советского солдата, о тяжести военных будней, о трагической судьбе всего советского народа и о том, что Победа была одержана благодаря величию духа, мужеству, терпению, стойкости и достоинству наших соотечественников.

  Слайд № 19.  Мероприятия, проводимые во внеурочное время:

      Классный час на тему  "Я - гражданин". Задачи этого урока - вызвать у детей интерес к родной стране; дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут; познакомить их с понятиями "гражданин", "государство", "законы страны", с государственными символами - флагом, гербом и гимном; дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации.

Слайд № 20,21.  Вместе с детьми посетили Уголок Боевой славы в школе.

Посещая Уголок Боевой славы, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной  войны  наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя  Родины, во имя своего народа. Они  были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может   равняться, брать с них пример честного служения своему Отечеству.

Слайд № 22. Каждый год 8 мая мы с учениками возлагаем  цветы на памятнике  павшим в годы войны.  Встречаемся с тружениками тыла ВОВ. 

Слайд № 23. В этом году  неизгладимый след в памяти обучающихся оставили мероприятия , посвященные 30 - летию вывода советских войск из Афганистана, это конкурс чтецов «Афганистан –боль в моей душе», литературно-музыкальная композиция «Пустыня слез» с приглашением воинов –афганцев.

Слайд № 24. Провожу  мероприятия, посвящённые годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.:

  • уроки “Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, “Народ в Великой Отечественной войне 1941-1945годов”;
  • конкурсы рисунков, поделок, значков и памятных знаков, посвящённых событиям и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
  • конкурсы стихов, рассказов и конкурс чтецов;
  • беседы-рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов В конце этого учебного года я с ребятами буду писать сочинение на тему: “Война! Страшнее нету слова”.

4.     Заключение.

Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в первую очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю не должно быть безразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И тогда будет результат этой работы.

                      Берегите Россию
                    – нет России другой.
         Берегите её тишину и покой,
                       Это небо и солнце,
                       Это хлеб на столе
                          И родное оконце
                        В позабытом селе…
                         Берегите Россию –
                     Без неё нам не жить.
                               Берегите её,
                     Чтобы вечно ей быть!


Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриотическое воспитание в начальной школе

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь

Или вот, например, задача: “Школьники собрали в теплице 900 кг овощей, 425 кг огурцов, 147 кг помидоров, а остальное – перец

Или вот, например, задача: “Школьники собрали в теплице 900 кг овощей, 425 кг огурцов, 147 кг помидоров, а остальное – перец

Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”

Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”

Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране

Этому способствуют утренники, проводимые в школе во внеурочное время, спектакли, в которых играют сами дети, музыкально-литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране

Афганистан –боль в моей душе», литературно-музыкальная композиция «Пустыня слез» с приглашением воинов –афганцев

Афганистан –боль в моей душе», литературно-музыкальная композиция «Пустыня слез» с приглашением воинов –афганцев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2023