Принципы русской орфографии

  • docx
  • 02.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Принципы русской орфографии.docx

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области

Любимский аграрно-политехнический колледж

 

 

 

Методическая разработка

По русскому языку « Принципы русской орфографии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Преподаватель: Смирнова К.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы русской орфографии

Задание 1

Выписать слова в таком порядке: а) с непроизносимыми согласными; б) с сочетанием чт, произносимым как [шт]; в) с сочетанием чн, произносимым как [шн]; г) с сочетанием чн, допускающим произношение [шн] и [чн]

Поздний вечер, прежние хозяева, нечто новое, что-то известное, вечный зов, сделать нарочно, сердечный приступ, новая прачечная, Наталья Саввична, Ольга Никитична, пустячный случай войти в булочную, конечный результат, конечно исполнишь, довольно скучно, молочные продукты, наши сверстники, участвовать в параде, чувствовать ответственность.

Задание 2

Выписать слова в таком порядке: а) слова с двойными согласными, которые произносятся как одиночные; б) слова с твёрдыми согласными перед звуком [э].

Густая масса, территория завода, подать апелляцию, группа студентов, баллоны с горючим, корректный человек, бороться с оккупантами, удвоить темпы, быть атеистом, музей народного искусства, лист фанеры, молодёжное кафе, чашка кофе, ателье проката вещей, участвовать в кроссе, отзывы прессы, избирательный бюллетень, стенд, декада украинского искусства, шёлковое кашне.

Задание 3

Поставить ударение в данных словах:

Аллегория, алыча, альтруизм, альянс, аморфный, аналогия, аутсайдер, багроветь, базировать, бездыханный, бижутерия, благовещение, блокировать, бутафория, бюрократия, вальдшнеп, ввергнуть, венчанный, верование, ветла, воровски, воскресение, гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, единоначалие, жаловать, жалюзи, журить, закупориться, запломбировать, заржаветь, избаловать, икать, каталог, красивее, умерший, электорат.

Ответы к заданию 3:

Аллего́рия, алыча́, альтруи́зм, алья́нс, амо́рфный, анало́гия, аутса́йдер, багрове́ть, бази́ровать, бездыха́нный, бижуте́рия, благовещение, блоки́ровать, бутафо́рия, бюрокра́тия, ва́льдшнеп, вве́ргнуть, ве́нчанный, ве́рование, ветла́, воровски́, воскресе́ние, гребень, грилья́ж, дегусти́ровать, дремо́та, дубли́ровать, единонача́лие, жа́ловать, жалюзи́, жури́ть, заку́пориться, запломбирова́ть, заржаве́ть, избалова́ть, ика́ть, катало́г, краси́вее, уме́рший, электора́т.

II. Работа по теме урока

Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

— Что такое орфография? (Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: а) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; б) раздельное и слитное написание слов и их частей; в) употребление прописных букв; г) правила переноса слов.)

Слово учителя:

1. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные — так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р (боль — больной, заболевание; поезд — поездка, поговори, постарайся; дубовый, берёзовый, асфальтовый; столом — футболом, выговором).

Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно (собака — собачка, Собакевич; авантюра — авантюрист, авантюрный; ковш — ковшик, нефть — нефтяной).

Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.

В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, прежде всего, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать — положить, зорька — заря, отпереть — отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены.

Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [о], [э] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ъ], [ь] которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [о], [э], а в слабой исчезли.

К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:

Чередующиеся

звуки

Примеры исторических чередований

[а//о]

[э//и](е//и)

[а//ин//н]

[а//им//м]

[у//он]

[у//м]

[у//а](у//я)

[г//ж//з]

[к//ч//ц]

[д//ж//жд]

[т//ч//щ]

[ск//ст//щ]

[х//ш]

[з//ж]

[с//ш]

[б//бл’]

[п//пл’]

[м//мл’]

[в//вл’]

равный — ровный

утереть — утирать

жать — сжинать — сожну

жать — сжимать — сожму

звук — звон

дуть — надменный

звук — звяк

подруга — дружба — друзья

окликать — клич — восклицать

ограда — огорожу — ограждение

свет — свеча — освещение

блеск — блестеть — блещет

сухой — суша

возить — вожу

носить — ношу

любить — люблю

капать — каплет

кормить — кормлю

ловить — ловлю

Фонетические мены звуков речи зависят от позиции, какую занимает звук в слове, и объяснимы фактами современного языка.

2. Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, само и служебные, раздельно. В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова (сначала, вкрутую, нехороший и т. д.). Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке (сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями).

Используются в русской орфографии и написания с дефисом — прежде всего в наречиях и сложных словах (читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический).

3. Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных (Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты. Недалеко от санатория проходило Севастопольское шоссе.).

4. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова (пе-да-гог, че-ство-вать, бес-край-ний, боль-ше).

При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим словарям.

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Орфографический диктант по теме «Особенности традиционного и морфологического принципа орфографии»:

Доверчивый, услужливый, усидчивый, смешливый, заносчивый, вспыльчивый, вежливый, дрозд, трубка, здравствуй, подвёл, подсказал, в старом (замке), спрыгнуть, сгибать, коридор, галерея, коллектив, укрыться под навес, ценить на вес золота.

— В чем особенности написания данных слов? На каком принципе написания они основаны? (Значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. Написание слов основано на морфологическом принципе.)

2. По материалам учебника (стр. 7) и лекции учителя составить схему «Принципы русской орфографии», отразив основные отличия данных принципов.

Морфологический

Фонетический

Традиционный

Одинаковое написание морфемы в словах определённой части речи.

Написание орфограмм соответствует звучанию в данном слове.

Написание сложилось исторически, при проверке обращаемся к этимологии.

Этот принцип требует единообразия в передаче на письме морфем, их фонемного состава. Это написание безударных гласных (леса — лес), звонких и глухих непроизносимых согласных (просьба — просить, здравствуй — здравый), а также суффиксов, приставок и окончаний существительных, прилагательных, глаголов (подвёл — подсказал, водишь — летишь, в старом доме — на большом столе).

Этот принцип касается написания приставок на -з/-с (без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, через-/черес-),чередующихся гласных в корне (гор -/гар-, зор-/зар-, клон-/клан-, кас-/кос), букв и, ыпосле приставок на согласную.

Следуя этому принципу, надо писать так, как указанные элементы слышатся (бездушный, бессердечный, загар, зорька).

По традиции пишутся окончания -ого/-егоприлагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа (апрельского, твоего).

Традиционное написание корней следует запоминать.

3. Выборочно-распределительный диктант по теме «Особенности морфологического и фонетического принципов орфографии».

— Запишите слова с орфограммой «о-ё после шипящих» в два столбика, обоснуйте свой выбор:

Расчёт, почёт, пошёл, плечо, шомпол, чопорный, пчёлка, горячо, жёлтый, гаражом, освежённый, увлечённый, девчонка, сургучом, камышовый, течёт, разжёг, раскорчёвка, свежо.

— В каких словах написание о-ё можно проверить, изменив слово (или подобрав однокоренное)?

(Написание ё можно проверить в тех словах, в которых при изменении слова вместо ё следует писать ерасчёт — счета, почёт — почести, пчёлка — пчела, жёлтый — желтеть, раскорчёвка — раскорчевать. В написании остальных слов надо знать часть речи.)