Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
7 кл
14.01.2017
Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа.
Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике в классе орфографических правил.разработка курса
Принципы русской орфографии (1).docx
Принципы русской орфографии
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса "Принципы русской орфографии" по выбору
определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения
грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для
орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и
рассчитан на 34 часа.
Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю.
Цель обучения орфографии в школе формирование относительной орфографической
грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это
предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
Курс "Принципы русской орфографии" имеет познавательнопрактическую направленность
и преследует решение следующих основных задач:
закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико
синтаксических,
словообразовательнограмматических написаниях (условия
написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей
(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический,
фонетический,
словообразовательно
грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и
соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
лексикосинтаксический,
традиционный,
Методы обучения:
эвристическая беседа;
исследование;
проблемнопоисковые задания;
наблюдение;
лингвистические игры;
индивидуальные задания. Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексикосинтаксических,
словообразовательнограмматических написаний;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
правильно писать сложные слова,
правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в
прилагательных, образованных от собственных имен;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен
существительных,
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях
прилагательных,
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных;
правильно писать не с разными частями речи.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
Темы занятий
Количество
часов
Краткое
содержание
Знания, умения,
навыки
2
Правописание
безударных гласных,
проверяемых ударной
в корне
позицией,
слова,
окончании,
приставке, суффиксе.
Закрепить навык
написания
безударных
гласных,
проверяемых
ударной позицией,
в корне слова,
окончании,
приставке,
суффиксе.
Сформировать
умение правильно
подбирать
однокоренные
слова.
в
слова,
Уметь опознавать
проверяемые
орфограммы
корне
окончании,
приставке,
суффиксе на слух
и
зрительно,
владеть способом
определения
правильного
написания путём
подбора
однокоренных
слов. 2.
Правописание
согласных,
проверяемых сильной
в корне
позицией,
слова,
в приставке.
Правописание
непроизносимых
согласных корня.
3.
Правописание о/ё после
шипящих в корне слова.
4.
Правописание
приставок на з / с.
5.
6.
7.
Написание ы в начале
корня после приставок
на согласный.
Написание о под
ударением
после
шипящих в окончаниях
и суффиксах имён
существительных, имён
прилагательных.
Правописание
непроверяемых гласных
и согласных корня.
2
1
2
1
2
1
Сформировать
умение
безошибочно
писать гласные в
корнях
слов.
Уметь определять
написание
согласного
безошибочно
писать их.
и
Уметь объяснять
выбор буквы оё
после шипящих в
корнях слов.
Знать три группы
приставок
в
зависимости от их
правописания.
Знать
условия выбора
букв и и ы после
приставок
на
согласный. Уметь
правильно
применять
правило.
способ
Знать
определения
написания
окончаний слов.
Уметь свободно им
пользоваться.
Знать написание
слов
с
непроверяемой
гласной в корне
слова.
Научить различать
согласные в корнях
слов: проверяемые
произношением и
не проверяемые
произношением, а
также
непроизносимые и
удвоенные
согласные.
о
Закрепить
правописание оё
после шипящих в
корнях
слов.
Формировать
умение выбирать и
объяснять буквы о
или ё.
Повторить
сведения
правописании
неизменяемых
приставок. Изучить
правописание
приставок на зс.
Учить опознавать
данную группу слов
и понимать, при
каких условиях
после приставок в
корне сохраняется
буква и, а при
каких вместо и
пишется буква ы.
Закрепить умение
опознавать в тексте
безударные
окончания
и
соотносить их с
определённой
частью речи.
Закрепить
написание
проверяемых
ударением гласных
корня.
Сформировать
умение в случае
затруднения
не 2
1
1
8.
Правописание
чередующихся гласных
в корне слова.
9.
Разделительный Ъ
10. Правописание Ь как
разделительного знака
как знака обозначения
мягкости и показателя
грамматической
формы.
обращаться
к
орфографическому
словарю.
Чередование а/о: в
корнях зар/зор,
гар/гор, твар/
клан/
твор,
клон,
плав/
плов, кас/кос,
лаг/лож, раст
(ращ)/
рос,
скак/скоч,
мак/мок, равн/
ровн
Чередования е/и в
корнях:
бер/
бирблест/
блист, дер/ дир,
жег/жиг, мир/
мер
пер/пир,
тер/тир, стел/
стил,
чет/чит.
Чередование им/
а(я), ин/ а(я).
Правописание Ъ
как
разделительного
знака
после
приставок
на
согласный и в
сложных словах с
первой
частью
двух,
трёх,
четырёх.
Употребление Ь
как
знака
обозначения
мягкости в конце
слова и в середине
перед твёрдыми
согласными,
в
середине
слова
мягкими
перед
согласными,
если
изменении
при
слова
или в
родственных
Уметь правильно
писать слова с
чередующимися
гласными.
Знать
условия выбора
гласной в корнях с
чередованием.
и
Знать
безошибочно
употреблять Ъ как
разделительного
после
знака
приставок
на
согласный и в
сложных словах с
частью
первой
двух
трёх,
четырёх.
основные
Знать
случаи
употребления Ь
как
разделительного и
для обозначения
мягкости.
Знать
случаи
употребления Ь
как показателя
грамматической
формы.
основные словах
первый
сохраняет
свою
мягкость и когда
второй становится
твёрдым: в письме
(ср.
письма).
Употребление
мягкого знака как
показателя
грамматической
формы в именах
существительных, в
глагольных
формах, на конце
наречий
после
шипящих, частиц.
Познакомить
правописанием
в
гласных
приставках пре и
при.
Учить
определять
лексическое
значение приставок
и правильно писать
их.
с
Сформировать
представление о
правописании букв
н и нн в суффиксах
полных
прилагательных и
причастий,
в
кратких формах
имён
прилагательных и
причастий,
в
существительных.
Повторить
правописание
суффиксов имён
существительных
ек, ик, чик (
щик).
что
Понимать,
употребление
приставок пре и
при зависит от
того
значения,
которое приставки
имеют в слове
(семантическая
основа
написания).
выбора
н
Знать
условия
выбора одной и
двух
в
суффиксах полных
прилагательных и
причастий,
в
кратких формах
имён
прилагательных и
причастий,
в
существительных.
Уметь правильно
писать суффиксы
имён
существительных
ек, ик, чик (
щик).
Закрепить
правописание
суффиксов имён
прилагательных к
Знать вызывающие
трудности
при
письме частотные
суффиксы
11. Употребление
приставок пре и при.
12. Правописание н и нн в
полных формах имён
прилагательных
и
причастий, в кратких
имён
формах
прилагательных
и
причастий,
в
существительных.
13. Правописание
суффиксов
имён
существительных: ек,
ик, чик (щик).
14. Правописание
суффиксов
прилагательных.
имён
2
2
2
1 15. Правописание
суффиксов глаголов.
16. Правописание
суффиксов причастий.
2
2
не
с
2
17. Написание
именами
существительными,
именами
прилагательными.
(ск).
прилагательных.
Правописание
суффиксов
глаголов ова
(ева), ыва (ива),
гласной
перед
ударным
суффиксом ва.
Правописание
суффиксов
причастий: ущ
(ющ), ащ (ящ),
ом (ем), им,
гласных
перед
суффиксами
страдательных
причастий
нн.
Систематизировать
сведения
о
правописании не с
именами
существительными,
именами
прилагательными.
вш,
правила
Знать
написания
и
суффиксов
способы действия
по их применению.
Знать суффиксы
и
причастий
условия
их
употребления.
Знать
правила
употребления не с
существительными
и
прилагательными.
Уметь приводить
примеры,
опознавать
тексте
соответствующие
словоформы.
в
18. Слитное и раздельное
с
не
написание
глаголами,
деепричастиями.
1
Вспомнить правила
написания не с
глаголами
и
деепричастиями.
Развивать навыки и
умения написания
данных частей речи
с не.
Знать
правила
употребления не с
личными формами
глагола,
деепричастиями.
Уметь грамотно
употреблять
данные
словоформы
собственных
письменных
работах.
в
19. Написание
не
с
1
причастиями.
Формировать навык
употребления н и
нн в причастиях.
Уметь определять
зависимые
от
причастия слова,
полную и краткую
форму причастия.
Знать, как пишется Сформировать
представление и
соответствующий
навык
слитного
написания слов,
дефисного и слов с
начальной частью
пол.
не с причастиями.
Знать
условия
выбора слитного
или дефисного
написания
сложных
существительных.
Уметь применять
данные правила
при написании.
с
Познакомить
условиями
правописания
сложных
прилагательных.
имён
правила
Знать
употребления
дефиса в сложных
прилагательных.
Приводить
примеры.
Грамотно
употреблять дефис
на письме.
Повторить
орфограммы,
связанные
употреблением
прописных букв.
с
основные
Знать
случаи
употребления
прописных букв;
уметь объяснять в
тексте
и
самостоятельно
подбирать
примеры
употребления
прописных букв.
Закрепить правила
переноса слов.
правила
Знать
слов,
переноса
уметь применять
их на письме.
1
1
1
1
20. Слитные и дефисные
написания
сложных
имён существительных.
21. Слитные и дефисные
имён
написания
прилагательных.
Разграничение сложных
имён прилагательных и
словосочетаний.
22.
Употребление
22.
прописных букв.
23. Правила переноса.
Итого: 34 занятия
Список используемой литературы
Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. М., 1987.
Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 48 классах. Киев, 1987. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном
падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Рольф, 2001.
Быкова Г.В. К орфограмме через произносительные нормы// Русская словесность. 1996.
№ 6.
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. М., 1983.
Гетман Л.И. Морфемноорфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного
письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР.
1990. №6.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Л., 1977.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. 2е изд., перераб.
М., 1982.
Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных
диктантов// РЯШ. 1990. №1.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000.
№ 3.
Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому
языку// РЯШ. 1998. №2.
Панов М.В. Занимательная орфография. М., 1984.
Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. М., 1980.
Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших
классов// РЯШ. 2000. №1.
Степанченко И.И. НЕ приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Принципы русской орфографии (русский язык - 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.