Приобщение дошкольников к русским народным традициям через проектную деятельность
Оценка 4.7

Приобщение дошкольников к русским народным традициям через проектную деятельность

Оценка 4.7
docx
03.05.2021
Приобщение дошкольников к русским народным традициям через проектную деятельность
Россия богата своими традициями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу Князевой О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в реализации познавательно-творческого проекта «Боярыня-масленица» с детьми старшего дошкольного возраста.
Приобщение дошкольников к русской народной традии.docx

Бунина Людмила Васильевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

МОУ Детского сада № 301

г. Волгограда

 

Приобщение дошкольников к русским народным традициям

через проектную деятельность

 

Россия богата своими традициями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу Князевой О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в реализации познавательно-творческого проекта «Боярыня-масленица» с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Тип проекта: познавательно-творческий; по содержанию «ребенок, общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, где ребенок – соисполнитель проекта; открытый; внутри ДОУ (в старшей группе) и за его пределами (в семье, музее); коллективный; краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада: музыкальный руководитель.

Место проведения: МОУ детский сад № 301,группа.

Цель-результат проекта:

·        Выставка детского творчества совместно с родителями «Широкая масленица».

·        Фольклорный праздник «Ай да Масленица!».

·        Маршрут выходного дня «Поездка  в музей народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник  «Проводы зимы».

Проблема: что знают дети о русском народном календарном празднике Масленица?

Цель проекта: формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми. 

Задачи проекта:

ü   расширить знания детей о традициях русского народа;

ü   возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;

ü   обогащать духовный мир детей;

ü   обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица;

ü   воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.          

Материал, инструменты, оборудование:

- оформление уголка в честь праздника «Масленица»;

- подборка масленичных песен, закличек, частушек.

- подборка наглядно-дидактического материала на тему «Масленица»;

- подборка подвижных игр;

- подборка картин и иллюстраций по теме проекта;

-  подборка материалов для продуктивной деятельности детей;

- ноутбук, мультимедиа проектор, экран;

- аудио - записи.

Средства реализации проекта:

- специально организованные занятия, беседы, способствующие пробуждению интереса детей к народному календарному празднику Масленица;

- создание предметно – пространственной развивающей среды в группе;

- игры, направленные на закрепление знаний о Масленице;

- использование различных видов деятельности (познавательной, художественной, игровой);

- организация маршрута выходного дня в музей  народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник  «Проводы зимы»;

- взаимодействие с семьей.

Методы и приемы:

- объяснительно-иллюстративные;

- словесные;

- демонстрационные;

- методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, этические беседы.

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Работая по программе Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в нашей группе сложилась традиция проводить русские народные календарные праздники совместно с родителями. У русского народа есть замечательный праздник, на котором царят веселье, смех, шутки и забавы, - это Масленица. Этот праздник самый  любимый у наших воспитанников и их родителей и поэтому мы решили через проектную деятельность расширить знания об этом празднике.

 Провели анкетирование  для родителей  «Приобщение детей к истокам русской культуры». С воспитанниками провели опрос по вопросам:

Какие народные праздники ты знаешь?

Какие русские народные игры ты знаешь?

Знаешь ли ты потешки, заклички, пословицы про Масленицу?

Какое блюдо готовят на масленицу?

Какие картины о масленице знаете?

Разработали план по реализации проекта.

2 этап. Основной

Понедельник

Беседа с детьми на тему: «Почему масленица называется масленицей?».

НОД по познавательному развитию «Откуда к нам Масленица пришла?».

Художественное творчество. Рисование «Масленичные гулянья».

Слушание календарных обрядовых песен «Как на масленой неделе…», «Масленица, масленица».

Хороводная игра «Солнышко».

Подвижная игра «Два Мороза».

Сотрудничество с родителями. Папка – передвижка «История Масленицы».

Вторник

Рассматривание картин:  Б.М.Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка», Суриков «Взятие снежного городка».

Художественное творчество. Лепка «Едут кони на масленицу».

Заучивание «Масленичные частушки».

Подвижная игра «Горелки».

Хороводная игра «На горе-то калина…».

Сотрудничество с родителями. Изготовление атрибутов к фольклорному празднику.

Среда

Рассказ воспитателя «Как и из чего делали куклу «Масленица?».

Художественное творчество. Конструирование из ткани и ниток «Тряпичная кукла «Кувадка» - Масленица».

Разучивание русской народной песни «Блины».

Подвижная игра «Масленица».

Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», «Кто быстрее на метле».

Сотрудничество с родителями. Создание книги «Блинный пир на весь мир».

Четверг

Беседа с детьми «Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу».

Заучивание закличек на Масленицу.

Художественное творчество. Рисование «Масленица».

Чтение стихотворения «Масленица».

Подвижная игра «Звонарь», «Заря».

Хороводная игра «Ровным кругом».

Сотрудничество с родителями. Помощь в оформлении выставки «Широкая масленица».

Пятница

Рассматривание иллюстраций масленичных гуляний.

Беседа с детьми «Как мы с мамой блины печем».

Загадки о домашней утвари, продуктах.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Масленицу провожаем – весну встречаем» (с использованием ИКТ).

Художественное творчество. Лепка «Ой, блины».

Подвижная игра «Защита крепости», «Масленица».

Сотрудничество с родителями. Подготовка к поездке в музей народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник  «Проводы зимы».

3 этап. Заключительный 

Оформление выставки детского творчества совместно с родителями «Широкая масленица».

Проведение       фольклорного праздника «Ай да Масленица!» с чаепитием.

Поездка  в музей народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник  «Проводы зимы».

Подведение итогов

У детей повысился интерес и стремление изучать  традиции проведения русских народных календарных праздников. Воспитанники с большим интересом  включались в различные виды деятельности. Проявляли свои знания о празднике Масленица  в фольклорном празднике «Ай да Масленица!». Родители и воспитанники получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы. Жизнь наших воспитанников стала интересной и содержательной.

Список литературы

 

Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г

В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 304с.

Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  М., Владос, 2001 г

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Владос, 2008г

 

 


 

Бунина Людмила Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории

Бунина Людмила Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории

Проблема : что знают дети о русском народном календарном празднике

Проблема : что знают дети о русском народном календарном празднике

Методы и приемы : - объяснительно-иллюстративные; - словесные; - демонстрационные; - методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, этические беседы

Методы и приемы : - объяснительно-иллюстративные; - словесные; - демонстрационные; - методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, этические беседы

Хороводная игра «Солнышко».

Хороводная игра «Солнышко».

Пятница Рассматривание иллюстраций масленичных гуляний

Пятница Рассматривание иллюстраций масленичных гуляний

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021