Бунина Людмила Васильевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
МОУ Детского сада № 301
г. Волгограда
Приобщение дошкольников к русским народным традициям
через проектную деятельность
Россия богата своими традициями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу Князевой О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в реализации познавательно-творческого проекта «Боярыня-масленица» с детьми старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: познавательно-творческий; по содержанию «ребенок, общество и его культурные ценности»; детско-взрослый, где ребенок – соисполнитель проекта; открытый; внутри ДОУ (в старшей группе) и за его пределами (в семье, музее); коллективный; краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада: музыкальный руководитель.
Место проведения: МОУ детский сад № 301,группа.
Цель-результат проекта:
· Выставка детского творчества совместно с родителями «Широкая масленица».
· Фольклорный праздник «Ай да Масленица!».
· Маршрут выходного дня «Поездка в музей народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник «Проводы зимы».
Проблема: что знают дети о русском народном календарном празднике Масленица?
Цель проекта: формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми.
Задачи проекта:
ü расширить знания детей о традициях русского народа;
ü возрождать интерес к обрядовым русским праздникам;
ü обогащать духовный мир детей;
ü обобщить и закрепить знания детей о празднике Масленица;
ü воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Материал, инструменты, оборудование:
- оформление уголка в честь праздника «Масленица»;
- подборка масленичных песен, закличек, частушек.
- подборка наглядно-дидактического материала на тему «Масленица»;
- подборка подвижных игр;
- подборка картин и иллюстраций по теме проекта;
- подборка материалов для продуктивной деятельности детей;
- ноутбук, мультимедиа проектор, экран;
- аудио - записи.
Средства реализации проекта:
- специально организованные занятия, беседы, способствующие пробуждению интереса детей к народному календарному празднику Масленица;
- создание предметно – пространственной развивающей среды в группе;
- игры, направленные на закрепление знаний о Масленице;
- использование различных видов деятельности (познавательной, художественной, игровой);
- организация маршрута выходного дня в музей народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник «Проводы зимы»;
- взаимодействие с семьей.
Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративные;
- словесные;
- демонстрационные;
- методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, этические беседы.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Работая по программе Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», в нашей группе сложилась традиция проводить русские народные календарные праздники совместно с родителями. У русского народа есть замечательный праздник, на котором царят веселье, смех, шутки и забавы, - это Масленица. Этот праздник самый любимый у наших воспитанников и их родителей и поэтому мы решили через проектную деятельность расширить знания об этом празднике.
Провели анкетирование для родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры». С воспитанниками провели опрос по вопросам:
Какие народные праздники ты знаешь?
Какие русские народные игры ты знаешь?
Знаешь ли ты потешки, заклички, пословицы про Масленицу?
Какое блюдо готовят на масленицу?
Какие картины о масленице знаете?
Разработали план по реализации проекта.
2 этап. Основной
Понедельник
Беседа с детьми на тему: «Почему масленица называется масленицей?».
НОД по познавательному развитию «Откуда к нам Масленица пришла?».
Художественное творчество. Рисование «Масленичные гулянья».
Слушание календарных обрядовых песен «Как на масленой неделе…», «Масленица, масленица».
Хороводная игра «Солнышко».
Подвижная игра «Два Мороза».
Сотрудничество с родителями. Папка – передвижка «История Масленицы».
Вторник
Рассматривание картин: Б.М.Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка», Суриков «Взятие снежного городка».
Художественное творчество. Лепка «Едут кони на масленицу».
Заучивание «Масленичные частушки».
Подвижная игра «Горелки».
Хороводная игра «На горе-то калина…».
Сотрудничество с родителями. Изготовление атрибутов к фольклорному празднику.
Среда
Рассказ воспитателя «Как и из чего делали куклу «Масленица?».
Художественное творчество. Конструирование из ткани и ниток «Тряпичная кукла «Кувадка» - Масленица».
Разучивание русской народной песни «Блины».
Подвижная игра «Масленица».
Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Петушиный бой», «Кто быстрее на метле».
Сотрудничество с родителями. Создание книги «Блинный пир на весь мир».
Четверг
Беседа с детьми «Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу».
Заучивание закличек на Масленицу.
Художественное творчество. Рисование «Масленица».
Чтение стихотворения «Масленица».
Подвижная игра «Звонарь», «Заря».
Хороводная игра «Ровным кругом».
Сотрудничество с родителями. Помощь в оформлении выставки «Широкая масленица».
Пятница
Рассматривание иллюстраций масленичных гуляний.
Беседа с детьми «Как мы с мамой блины печем».
Загадки о домашней утвари, продуктах.
НОД по социально-коммуникативному развитию «Масленицу провожаем – весну встречаем» (с использованием ИКТ).
Художественное творчество. Лепка «Ой, блины».
Подвижная игра «Защита крепости», «Масленица».
Сотрудничество с родителями. Подготовка к поездке в музей народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник «Проводы зимы».
3 этап. Заключительный
Оформление выставки детского творчества совместно с родителями «Широкая масленица».
Проведение фольклорного праздника «Ай да Масленица!» с чаепитием.
Поездка в музей народной сказки им. А.С. Пушкина на праздник «Проводы зимы».
Подведение итогов
У детей повысился интерес и стремление изучать традиции проведения русских народных календарных праздников. Воспитанники с большим интересом включались в различные виды деятельности. Проявляли свои знания о празднике Масленица в фольклорном празднике «Ай да Масленица!». Родители и воспитанники получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы. Жизнь наших воспитанников стала интересной и содержательной.
Список литературы
Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 304с.
Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001 г
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. Владос, 2008г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.