Мастер-класс
«Приобщение к истокам народной культуры обучающихся с ОВС, через изготовление оберегов»
С.В. Старченко, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МУДО ДДТ Георгиевского городского округа
Место проведения: ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№29»
Время проведения:26.04.2023 год
Участники: педагоги Ставропольского края
Цель: ретрансляция педагогического опыта при работе с природными материалами
Задачи:
1. Создание условий для профессионального общения и повышения роста творческого потенциала педагогов.
2. Повышение профессионального уровня участников мастер - класса.
3. Распространение передового педагогического опыта.
Форма мастер - класса: комбинированное занятие с элементами творческой работы
Оборудование и материалы:
Шерстяная пряжа, декоративные элементы, клей.
План
I. Вступительная часть
1. Сообщение темы и цели, содержания занятия в целом.
II. Основная часть
1. Вступительная беседа. Обзор литературы и демонстрация фотоматериалов выставочных работ.
2. Комментарии педагога при выполнении практической работы:
ü работа с эскизом,
ü приемы работы с природными материалами,
ü используемые методики,
3. Практическая работа.
III. Подведение итогов
1. Итоговая выставка.
2. Подведение итогов руководителем мастер - класса.
3. Рекомендации по использованию специальных источников.
Ход мастер - класса
I. Вступительная часть
1. Сообщение темы и цели, содержания занятия в целом.
2. Обзор литературы и демонстрация фотоматериалов выставочных работ из природных материалов.
II. Основная часть
1. Вступительная беседа.
Представление педагога. Обзор литературы и демонстрация фотоматериалов выставочных оберегов.
(Сообщение об используемом, в предлагаемой технике, материале)
Традиция украшать дом оберегами – домовыми – разукрашенными вениками, гирляндами, ложками и т.п. – восходит к древнеславянским народам. Люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого нужно задабривать, иначе он начнет сердиться и вредить обитателям дома. Чтобы умилостивить его, люди вешали в доме домовушку – подарок, предназначенный для того, чтобы он всегда был доволен и помогал семье в хозяйстве.
Разукрашенный веник вешали в доме как символ, оберегающий от зла, входящего в дом, а яркие венички из цветов и колосьев сулили богатый урожай на следующий год.
На протяжении тысячелетий ни дин дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а также обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и другое широко применялись и в обрядах.
Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялся быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным осталось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод.
Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенное в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и родной земле
Древние славянские традиции и обряды не были забыты и после прихода Христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное народное мировоззрение. Оно остается частью сказочного мира детства, питает творческую фантазию русских поэтов, писателей и художников. В последние годы мы только начали вновь открывать для себя огромный пласт нашей истории и культуры.
Я предлагаю вам изготовить очень интересный, красивый оберег-Коса.
Наши предки верили в мистические свойства косы-оберега и в то, что она защищает свою владелицу от злых сил. Поэтому заплетали косы и ухаживали за ними особенно тщательно.
Длинная ухоженная коса сулила благополучие в семейной жизни.
Если коса росла и становилась длиннее, считалось, что с ней растут и духовные силы женщины и улучшается ее физическое здоровье.
Косу-оберег на Руси неразрывно связывали со здоровьем женщины и ее способностью произвести крепкое и здоровое потомство – чем толще и длиннее коса, тем больше шансов на это. Поэтому, юношу прельщали не только белое личико и тонкий стан избранницы, но и ее коса.
Косу-оберег плели из трех равных прядей. Такое плетение символизировало единство миров – земного, небесного и подземного. Именно оно считалось и считается самым мощным защитным средством от злых сил и темных мыслей.
Интересно, что прическа с косами, которая в наше время считается девичьей или детской (две косы) на Древней Руси считалась прической замужних женщин. Незамужние же девушки носили одну косу. Ходить с рас плетенной копной, распущенными волосами строго запрещалось – считалось, что это привлекает темные силы.
Распускать пряди по плечам можно было только на Купала, во время гаданий или при расчесывании. Чтобы очиститься от негатива, собравшегося за день, девушки и женщины на Руси проводили гребнем по копне волос не менее сорока раз. Таинство начиналось, когда красавица делила пальчиками косу на три части.
Заплетая, девушка шептала заговоры для привлечения любви, от сглаза и другие. Например: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не обидеть меня, не сглазить меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».
Выпрашивая невесту у ее семьи, жених выкупал любимую и ее косу-оберег, символизирующую девичество, и обещал быть верным и заботливым мужем для будущей жены.
В день свадьбы проводили обряд распускания косы-оберега. Подруги и родственницы собирались вокруг девушки, расплетали ее косу, заплетали две и укладывали их вокруг головы невесты. Она в это время традиционно плакала, прощаясь с беззаботной девичьей жизнью.
На голову невесты одевали повойник. С этой минуты она не может показать волосы перед чужими людьми. Снимать скрывающие волосяной покров головные уборы славянская жена могла только при муже или на женской половине дома (да-да, у наших предков, как и у мусульман, существовала традиция деления дома на мужскую и женскую половину).
Позором считалось даже если из-под головного убора в присутствии чужих людей выбивалась прядка.
Если так случалось, что девушка лишалась косы – она сидела, не выходя из дома, и ждала, пока волосы отрастут. Быть без косы-оберега считалось позорным, и замуж девушку без косы никто не брал.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
Правило первое: обереги не могут быть изготовлены для себя.
Правило второе: никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.
Правило третье: самые сильные обереги - те, которые сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.
Правило четвертое: нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.
Правило пятое: в процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.
Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей.
Обереги-подкову можно изготовлять
из различных материалов: бумаги, ткани, ниток. Причем каждый элемент оберега
имеет свое символическое значение: - мешок изобилия, висящий в доме, наполняет
семейную чашу богатством и достатком.
- горох, фасоль - богатство и изобилие в доме
- разнотравье - долголетие
- красный перец - горячая любовь, символ мужского начала
- орех - символ умственной силы и здоровья
- монеты - успех в делах
- хлеб - согласие в доме
- семечки, подсолнух - семейное счастье, гостеприимство
-чеснок, лук - от нечистой силы
-ягоды, дары природы – символ урожая в хозяйстве
-вишня – символ добродетельности
-ежевика – символ девичьей чистоты
-ягоды шиповника – символ крепкого здоровья
-яблоко – символ любви и радости
-ромашка – символ любви и юности
- цветок подсолнуха – главный славянский оберег, славяне – дети солнца
- лягушка – символ плодородия
-тыква, семена тыквы – символ плодородия, женского начала
-морковь – оберег от негативных эмоций
-семя – символ новой жизни
-лапти – символизируют домашний уют, семейное счастье
-мешковина – изобилие
-яйцо – продолжение рода
-кукуруза – символ здоровья у детей, продолжение рода, сплочённость семьи,
взаимопонимание
-веник, направленный вниз – выметает ссоры из избы
-веник, направленный вверх – к деньгам
-домик – символ семьи
-мельница – перемелется – мука будет
-крупа – мир, лад в доме, желая этого, молодых осыпали крупой
-коса, венок – символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания
благополучия
-горшочки с кашей и молоком – достаток
-мешок – символ богатства
-гнездо – продолжение рода
-злаки и бобовые-символ достатка, сытости и физической силы;
мак- исполнение желаний;
пшено -от сглаза;
чеснок- от нечистой силы;
-рябина и шиповник- женская красота и молодость;
-семечки подсолнуха - здоровье детей и энергия солнца;
-лавровый лист - слава и успех;
-гречка- плодородие и достаток;
-кувшин, чашка - полная чаша в доме;
-орехи и жёлуди - продление молодости;
-шишка-трудолюбие и достижение успеха;
-мешковина - изобилие и благосостояние;
-выпечка - богатство в доме;
-коса - бесконечность;
-жаворонки -деторождение и плодородие;
-фасоль- зарождение новой жизни;
-переплетение - знакомство и дружба;
-яйцо -продолжение рода.
2. Комментарии педагога при выполнении практической работы.
При изготовлении оберега-косы используем семена различных растений (семена подсолнечника, кукурузы, тыквы, овса, гречихи, проса и т.д.)
Семена наклеиваем силиконовым прозрачным клеем. При составлении панно используем элементы растительного орнамента. Каждому участнику представляется возможность проявить оригинальность и индивидуальный подход при составлении композиции.
3. Практическая работа
Участникам мастер - класса предлагается несколько приемов работы с семенами. Раздается необходимый материал семена, клей, картон, шишки, джут и др. Объясняется процесс выполнения работы:
1. Обматываем джутом картонную подкову;
2. наклеиваем семена, шишки и др;
3. оформляем подкову.
III. Подведение итогов
1.Итоговая выставка. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Обсуждение занятия участниками мастер - класса.
2.Подведение итогов руководителем мастер - класса. Рекомендации по использованию специальных источников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.