ЭКСКУРСИЯ «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ ВЕСНОЙ» Цель: развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения. Задачи: На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений . Формировать бережное отношение к природе. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Ход экскурсии.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в природе.
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весеннюю степь. Назовите, какие правила нужно соблюдать на природе. (Дети отвечают)
Нельзя разжигать костер в степи пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).Снова птицы летят издалека,К берегам, расторгающим лед,Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет. А. Фет - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши). Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Основная часть
Весенние изменения в неживой природе.
- Какие признаки весны вы видите? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь посмотрим на небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
2. Весенние изменения в живой природе.- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. -Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: хохлатка плотная, беллевалия сарматская, птицемлечник Буше, пролеска сибирская, шафран сетчатый, касатик карликовый, рябчик малый ,тюльпан Биберштейна , тюльпан двуцветковый, тюльпан Геснера, тюльпан поникающий. Все они занесены в Красную книгу.- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
- В наших степях яркими первоцветами являются тюльпаны. Они завораживают своей нежностью и красотой. Относятся эти цветы к роду многолетних травянистых растений, насчитывающему около 80 разнообразных видов. В Ремонтненском районе располагается государственный природный заповедник «Ростовский», в котором, наряду с другими растениями, под охраной государства находятся Тюльпан Шренка (Геснера) и тюльпан Биберштейна.
- Тюльпан Шренка (Геснера) занесен в Красную книгу России. Он подлежит охране со стороны государства, поскольку находится на грани исчезновения: уменьшается ареал его распространения, нарушаются условия естественного отбора. Это связано с деятельностью человека: бесконтрольный выпас скота, распашка целинных земель, загрязнение грунта выбросами промышленных предприятий, а также срывание букетов в период цветения.
- Одним из интересных и оригинальных представителей является тюльпан Биберштейна, или дубравный, произрастающий в дикой природе. Назван сорт был в честь первого коллектора, российского ботаника, изучавшего флору Кавказа, Ф. К. Биберштейна-Маршалла. Ареал распространения приходится на Казахстан, Украину, Крым, западную Сибирь. Тюльпан занесён в Красную книгу России.
Во время экскурсии вам надо выполнить задания и предоставить письменный отчет об экскурсии. План отчета:- погодные условия; - красота весенней природы (сделать фотография первых весенних цветов);- жизнь травянистых растений степи, луга, двора;- приметы весны в животном мире.-Домашнее задание: создать презентацию в программе Power Point на тему «Разнообразие природы родного края»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.